Сборник “Шаг в будущее” 2017 год

«Исследовательская деятельность учащихся — наука или игра в науку»

Стойкова Галина Леонидовна
Заслуженный учитель
Российской Федерации

Невель — удивительное место, где прекрасным образом сочетаются природа и культура. Этот древнейший город Псковской области был основан предположительно в царствование Ивана Грозного на границе между Московией и Речью Посполитой. Когда-то это был один из красивейших городов Витебской губернии, описанный путешественниками и запечатлённый фотографами. Исчезло историческое лицо города. Успенский собор (начало XIX века), Спасопреображенский мужской монастырь (конец XVII века), костёл Святого Невель Собор Успения Пресвятой БогородицыГеоргия (конец XVIII века), торговые ряды, одно-двухэтажные домики и деревянные усадьбы в окружении садов — таков был Невель, маленький провинциальные город Западной России, старина в котором разрушалась особенно тщательно. Из восьми храмов, участвовавших в городской жизни, до нашего времени сохранился только один — церковь Святой и Животворящей Троицы (середина XIX века). Сохранилось здание почтовой станции и несколько особнячков с кирпичным ажуром по фасаду. Невельская городская культура складывалась под влиянием трёх основных этнических групп: поляков, русских и евреев. В XVI — XVII веках Невель неоднократно переходил из рук в руки, им владели то русские, то поляки. Невельское озеро во времена Батория носило название Витовтова. В 1623 году городу было пожаловано магдебургское право. В 1649 году за заслуги гетмана литовского Януша Радзивилла в деле борьбы против Хмельницкого, сейм пожаловал ему староство Невельское. До 1772 года Невель входил в состав Витебского воеводства, затем стал уездным городом Полоцкой провинции Псковской губернии, в 1777 году — уездным городом Полоцкой губернии, в 1802 — Витебской вплоть до 1924 года. XX век изменил облик города, стёр колоритные черты культурного смешения и многообразия, характерные для других городов Западного края. Пожалуй, только в языке следы старины оказались неискоренимы, они и сейчас слышны: на улицах, на рынке, в окрестных деревнях. Язык современного города вобрал в себя особенности каждого наречия. Невельский краевед Н.И.Зорин (1879—1974) записал в 20-е годы характерное сообщение одной из невельчанок: «Когда мы идёи на полночь (север) за Великие Луки, нас там называют белорусами, а когда мы едем на полдень (юг) за Невель, там над нами смеются, что мы наворачиваем трохи по-расейски».

Невель о многом мог бы рассказать нам, но уже не расскажет. «Ничего не боялся я столько, Костел фото Невелькак жить в городе без истории, преданий и памятников», — писал Аполлон Григорьев. Человек утратил один из органов чувств — тот, который отвечает за чувство истории. Что унаследовано, что принадлежит времени, что является нашей заслугой — так важно знать всё это, чтобы не чувствовать себя бесприютным и затерянным в этом мире. Уходят из жизни последние старожилы. Остаётся единственный путь исследования истории города — обращение к историческим документам, описаниям и воспоминаниям, в которых оживает былое. Надо помочь молодым внимательно вглядеться в прошлое, оценить его, выработать трезвое отношение к советскому прошлому страны. Научная работа — это диалог прошлого и настоящего времени. Любопытство, стремление узнать новое, открыть для себя неизведанное объединяют в единый творческий коллектив учеников и учителей, поэтому каждая исследовательская работа — это труд единомышленников.

Что значит для педагога исследовательская работа? Во-первых, это повышение научного уровня. Краеведение — наука, которая сочетает в себе лингвистику, литературоведение, этнографию, историю, искусствознание. Краеведение наполняет наши знания точными фактами, взятыми из авторитетных источников. Мы занимаемся восстановлением картины событий, биографий. Труден и увлекателен путь научного поиска, он предполагает кропотливую работу с литературными источниками, архивными документами, требует большого внимания и терпения для проведения эксперимента и обработки полученных данных. Во-вторых, занятия исследовательской деятельностью способствуют самоопределению и самоутверждению учителя.

Для школьников участие в научной работе способствует самоутверждению, самоопределению, выявляет потенциальные способности, учит грамотно ставить задачи, осмысливать методы исследования, правильно излагать результаты своей работы, работать с литературными источниками.

В нашем провинциальном городе большую роль в занятии исследовательской деятельностью музей истории Невеляиграет музей. Для нас он — Малая Академия наук. Неоценимую роль играют Бахтинские Чтения, которые дают ребятам уникальную возможность прочесть свои работы и поговорить на эти темы со специалистами высокого класса. Исследовательская работа воспитывает в ребятах корректное отношение к источникам и к своим предшественникам. В процессе работы совершаются открытия, происходит обмен впечатлениями, информацией. Эта работа необходима для того, чтобы ученики ответили на вопрос: Кто мы? И что особенно важно, исследовательская работа помогает молодому человеку ощущать себя гражданином России.

«Исследовательская деятельность учащихся – наука или игра в науку» .  3
Кирпичные постройки города Невеля конца XIX-начала XX века в наши дни .  5
Наш адрес: улица Урицкого, 36 .  13
Окрестности озера Оборотное .  19
О дом отеческий! О край, всегда любимый! . 24
Шильдеры: шаги в бессмертие .  36
Невельский край в жизни Яна Барщевского .  49
«Где присутствует Юдина, там живёт высокий Дух» .  54
Имение Пучково (Невельский уезд) в воспоминаниях писательницы, актрисы Т. В. Петкевич .  64
Скрещение судеб .  74
Семья Шавкун как пример служения Отечеству .  84
Константин Сергеевич Заслонов: жизнь и подвиг в документах и воспоминаниях .  104
Нелегкий путь из Невельского гетто Алексея Хомичева (Лейзера Иткина) .  111
«Мы памятью на той войне…» .  121
Войну забыть нельзя. 130
Ветераны Великой Отечественной войны в нашей семье .  137
Моя семья и Великая Отечественная война .  149
О чём рассказало старое зеркало? .  160
Биография моего дедушки Лещенко Николая Романовича как отражение истории страны .  166
Невельские Праведники или история одного спасения .  175
Нет срока давности у памяти .  186
От истоков до современности .  193
На дальних широтах . 202

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс