«Где присутствует Юдина, там живёт высокий Дух»

Автор: Редковский Дмитрий 9-а класс, МОУ «Гимназия г. Невеля Псковской области»
Руководитель: Екимова Е. В., учитель МОУ «Гимназия г. Невеля Псковской области»
2017г.

Невель… Маленький провинциальный город… Самое главное достояние любого города — люди, в нём живущие. Вместе с архитектурой, традициями и историей они создают неповторимую атмосферу.

С самого основания города история пишется именами тех, кто его строил, защищал и прославил на поприщах науки и культуры. Многие исторические события коснулись жизни Невельского края. Невельчане мужественно защищали российские рубежи в Ливонской войне, принимали активное участие в Отечественной войне 1812 г. Невельчане внесли свой вклад в Великую Победу. Шестнадцать наших земляков стали Героями Советского Союза. Мы можем гордиться воинской славой нашего города. Нашей гордостью являются и культурные традиции, зародившиеся в Невеле в начале ХХ века.

С 1918 по 1920 год в городе жил будущий великий русский философ Михаил Бахтин, преподававший в единой трудовой школе. В Невеле родились такие известные люди, как Аршанский Эдуард Львович (1899—1974) — советский режиссёр, сценарист, Юдина Мария Вениаминовна (1899—1970) — всемирно известная пианистка, Звягин Берке Борухович (Борис Борисович) (1921—2002) — специалист в области кристаллографии, профессор, доктор физико-математических наук и ещё многие-многие талантливые и знаменитые люди.

Мария Вениаминовна Юдина

Есть в Невеле и место, где можно многое узнать об этих людях, — это Музей истории Невеля. Среди всех экспозиций я хочу выделить одну — «Биография и музыкальное творчество М.В.Юдиной». Именно там я увидел интересную картину, которая заставила меня задуматься и о нашем городе, и о тех великих людях, которые в нём жили. Это картина московского художника Олега Алексеевича Гостева «Встреча. Силуэт Марии Вениаминовны Юдиной на берегу Еменки». Как говорит Л. М. Максимовская, директор Музея истории Невеля, Юдина в Невеле присутствует, и это присутствие ощущается во всём. Это очень тонко почувствовал и изобразил Олег Гостев.

Анализ источников и историография

Воспоминания о Марии Юдиной, о доме Юдиных достаточно полно представлены в «Невельских сборниках». Воспоминания В. В. Юдиной помещены в «Невельском сборнике», вып.5, воспоминания двоюродного брата пианистки, дирижёра Г.Я.Юдина можно прочитать не только в «Невельском сборнике», вып. 2,4,5, но и в книге «Мария Вениаминовна Юдина», составителем которой является биограф Юдиной А. М. Кузнецов. В «Невельском сборнике», вып.12, в статье Я. Назарова «Образ Марии Вениаминовны Юдиной в графических работах художников» речь идет о художниках и скульпторах, которые изображали в своих работах М.В.Юдину.Я.С. Назаров

Каждый номер «Невельского сборника» — кладезь воспоминаний о М.В.Юдиной, о её биографии, жизни, творчестве.

Документальные фильмы о М.В.Юдиной: «Музыкант от Бога. Мария Юдина», «Мария Юдина. Портрет легендарной пианистки», «Мария Юдина», «Легенды времени. Мария Юдина» (режиссер Я. Назаров), «Невель. В поисках утраченного». Фильм из цикла «Письма из провинции» (режиссер А. Совлачков) — я просмотрел на сайте https://www.youtube.com/watch?v. В них представлены и биография пианистки, и воспоминания о ней, и музыка, исполняемая Марией Юдиной.

В процессе исследования помимо научно-популярной литературы были привлечены и другие источники: воспоминания очевидцев, аудиозаписи.

 

Биография М. В. Юдиной

Мария Вениаминовна Юдина родилась 28 августа (9 сентября) 1899 в г. Невеле Витебской губернии, в еврейской семье. Её отец — Вениамин Гаврилович Юдин, врач и судмедэксперт. Мать — Раиса Яковлевна Юдина, домохозяйка. С детства Мария Юдина отличалась страстным, неукротимым темпераментом, а её интересы были чрезвычайно широки и никогда не ограничивались музыкой. Первые уроки игры на фортепиано получила в возрасте шести лет. Еще в юности она, помимо музыкальных занятий, посещала в городе Невеле философский кружок. Там она познакомилась с Михаилом Бахтиным, дружбу с которым сохранила до конца дней. В 1912 г. поступила в Петербургскую консерваторию на фортепианное отделение, в 24 года уже преподавала. В 1919 году Юдина приняла православие. В 1930 году ее уволили из консерватории «за религиозные взгляды». С 1932-го по 1934-й годы Юдина работала в Тбилисской консерватории, а в 1936-м году оказалась в столице и начала преподавать в Московской консерватории. Но через 15 лет профессора Юдину изгнали и оттуда. В тот момент, когда всем советским музыкантам было недвусмысленно указано на необходимость разоблачать «упадочную» музыку современных композиторов, она исполняла сочинения Шостаковича и Прокофьева, «непонятные народу». В 1960 году Юдину снова изгнали. На этот раз из Института имени Гнесиных. Да и как было не выгнать? На своих концертах она выходила на бис с огромным крестом и читала стихи из «Доктора Живаго» — в то время, когда имя Пастернака было под запретом.

У Юдиной были две характерные черты: она никогда не лгала и была совершенно равнодушна к тому, что называется внешним лоском. На сцену она обычно выходила в простом, чуть ли не монашеском черном платье. И в кедах — из-за больных ног.

Гонения на пианистку неожиданно сошли на нет в военные годы. По радио звучала классическаяВ.А. Фаворский музыка в ее исполнении. Рискуя жизнью, Юдина летала в осажденный Ленинград и давала там концерты. С. Волков, автор книги о Шостаковиче, пишет: «Однажды в Радиокомитете раздался телефонный звонок, повергший в состояние ступора всех тамошних начальников. Звонил Сталин. Он сказал, что накануне слушал по радио фортепьянный концерт Моцарта в исполнении Юдиной. Спросил: существует ли пластинка с записью концерта? «Конечно, есть, Иосиф Виссарионович», — ответили ему. «Хорошо, — сказал Сталин. — Пришлите завтра эту пластинку ко мне на дачу». Едва была повешена трубка, руководители Радиокомитета впали в дикую панику. Дело в том, что на самом-то деле никакой пластинки не было, а концерт передавали из студии. «Но Сталину, — рассказывает Шостакович, — смертельно боялись сказать «нет». Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать». Срочно вызвали Юдину, собрали оркестр и ночью устроили запись. Все тряслись от страха. И только Юдина была спокойна. Дирижер от страха ничего не соображал, пришлось его отправить домой. Вызвали другого — та же история: он дрожал сам и сбивал оркестр. Только третий дирижер смог довести запись до конца. Это был уникальный случай в истории звукозаписи — смена трех дирижеров. К утру запись была готова. На другой день в сверхсрочном порядке была изготовлена пластинка в одном экземпляре, который и был отправлен Сталину. Но история на этом не закончилась. Через некоторое время Юдина получила конверт, в который было вложено 20 тысяч рублей — огромные по тем временам деньги. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию товарища Сталина. И тогда она написала Сталину такое письмо: «Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу помощь. Я буду молиться за Вас денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на Гравюры В.А. Фаворскогоремонт церкви, в которую хожу». В это трудно поверить. Сказать такое вождю… «Слова ее звучали неправдоподобно, — говорил Шостакович (по Волкову). — Но она никогда не лгала». Свой рассказ об этой невероятной истории Шостакович заключил так: «С Юдиной ничего не сделали. Сталин промолчал. Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мертвым».

Мария Вениаминовна была не только гениальная пианистка. Это был особый, редкий и — одновременно — характерный тип русского культурного человека: религиозность, подвижничество, самоотверженность, скромность и чувство юмора — в нерасторжимом единстве. Умерла Мария Вениаминовна Юдина 19 ноября 1970 года, но она жива и в памяти современников, и в памяти музыкальной молодежи. Ей было 16-ть лет, когда в Невельском дневнике она написала следующее: «Я знаю лишь один путь к Богу — чрез искусство. Не утверждаю, что этот путь универсальный. Я знаю, что есть и другие дороги, но чувствую, что мне доступен лишь этот. Все божественное, духовное впервые явилось мне через искусство, через одну ветвь его — музыку. Это — мое призвание, верю в него и в силу свою в нем. Я должна неизменно идти по пути духовных созерцаний, собирать себя для просветления, которое придет однажды. В этом — смысл моей жизни. Я — звено в цепи искусства».

Образ Марии Вениаминовны Юдиной в работах художников

Если собрать все графические и живописные изображения М.В.Юдиной, их соберётся не более двух десятков. Это совсем немного, если знать, с каким большим кругом художников общалась она на протяжении многих десятилетий. Особенно известны гравюры Владимира Андреевича Фаворского (1886–1964) — художника и теоретика изобразительного искусства. Фаворский — одна их ключевых фигур для М.В.Юдиной в творческом плане, один из тех, к кому она относилась с огромным почтением.

Есть и рисунок Н. Симонович-Ефимовой. Он датирован 1932-м годом. Это самое раннее изН. Симонович-Ефимова графических изображений М.В.Юдиной. Этот рисунок очень тонок и загадочен, он удивительным образом перекликается с карандашным портретом В. Дувидова. В этих портретах даже поразительное сходство в одежде.

Есть карандашный портрет Юдиной, который выполнил режиссёр Яков Назаров. На нём видны гравюра Фаворского, ноты, книги Пастернака. И лишь слева, в углу — Мария Юдина. Но почему-то взгляд наш сразу обращается к ней, минуя и рояль, и книги. Вот она — внутренняя энергия великой пианистки.

Юдина очень ценила стихи Иосифа Бродского, а он сделал набросок ее портрета во время концерта в Ленинраде в 1960 году. Так одним портретом связаны два великих человека.

Есть и скульптура Марии Юдиной. Её автор — Аделаида Пологова. Одна из вершин творчества Аделаиды Пологовой — этот портрет пианистки М.В.Юдиной, с которой ее связывала долгая дружба. В одном из самых сильных по своей трагической мощи произведений скульптора воплощено глубокое страдание, напряжение и могучая энергия великого музыканта.

Два живописных прижизненных портрета Юдиной представлены в Музее истории Невеля. Автор этих портретов Олег Гостев. Здесь же представлены и его живописные композиции, посвященные памяти великой пианистки.

В Музее истории Невеля представлена также портретная композиция Гостева «Встреча. Силуэт Марии Вениаминовны Юдиной на берегу Еменки». Это одна из многих композиций художника, посвящённых М.В.Юдиной. С 1958 года образ Юдиной завладел художником и не отпускает по сегодняшний день.

В начале 1960-х Олег Гостев посещал домашние субботние вечера, проходившие в квартире А.ПологоваА.Г.Бромберга, руководителя бригады Маяковского при Литературном музее. Супруга Бромберга в то время работала секретарем М.В.Юдиной. Так на одном из вечеров они и познакомились. Еще до личного знакомства в 60-е годы Олег Гостев часто бывал на концертах Марии Юдиной, которые она давала в Институте имени Гнесиных и делал наброски с натуры, один из них был приобретён Музеем музыкальной культуры (Санкт-Петербург). Он боготворил ее как личность, как знатока европейского и русского искусства. После знакомства с Марией Юдиной Олег Гостев стал часто бывать в её доме на Ростовской набережной, где также делал зарисовки своих будущих композиций. Одна из его портретных работ «Юдина играет Баха» (1974 г.) была подарена Государственной Третьяковской галерее в 2004 году во время концерта, посвященного памяти М.В.Юдиной. Встреча с великой пианисткой наложила духовную печать на всё последующее творчество Олега Гостева. С 1969 г. по 2007 г. Олегом Гостевым были написаны пятнадцать портретных композиций, посвященных Марии Вениаминовне Юдиной.

Мария Вениаминовна Юдина о Невеле

Крупнейшая пианистка, одна из ярчайших личностей эпохи, Мария Вениаминовна Юдина, родившаяся и выросшая в Невеле, написала о нем совсем немного — несколько строк, но тем драгоценней для нас эти воспоминания. Мария Вениаминовна родилась в семье земского врача, который, как настоящий интеллигент, не только лечил людей, но и помогал открывать новые школы, больницы, выступал с лекциями. Мать неплохо музицировала. Первой, кто заметил незаурядные способности Марии, была известная пианистка Фрида Давыдовна Тейтельбаум-Левинсон, которая прошла школу Антона Рубинштейна. В то время она жила в Витебске, и Мария приезжала к ней на занятия из Невеля.

Юность Марии Юдиной пришлась на самые бурные революционные годы, но подобные катаклизмы, казалось, были созданы именно для её натуры. Чем только не увлекалась молодая Юдина! Училась на трехмесячных курсах руководителей детских площадок, штудировала философию — вместе с М. Бахтиным и Л. Пумпянским они устраивали ещё в Невеле «философские ночи». Не обошлось и без «хождения в народ». Один из таких походов едва не кончился для её таланта плачевно. На жатве она разрезала руку у основания большого пальца настолько глубоко, что палец держался на сухожилии. К счастью, Юдина смолоду отличалась завидным здоровьем и каким-то чудом палец зажил настолько, что мастерство Марии не пострадало. В 1917 году Мария Вениаминовна работала в Невеле на детской площадке. Об этом времени сохранились ее воспоминания (1969 г.). «Приходя домой, я частично играла, <…> а чаще вечерами читала Блаженного Августина, Владимира Соловьева и Вячеслава Иванова. Или мы с родителями катались на лодке, из речонки Еменки выплывая в огромное озеро, тоже именовавшееся Невель, ибо далекие водные путешествия требовали целого дня, из озера Невель через извилистую речку Плисса с топкими берегами и неисчислимыми белыми лилиями — в озеро Плисское невиданной и неслыханной красоты; ведь вокруг Невеля был так называемый „Озерный край“, и к нему спускались отроги Валдайской возвышенности. Мы поистине выросли в земном раю, сад наш спускался к Еменке, мы купались, плавали, гребли, не боялись ничего, не холили себя, не хворали и не ссорились».

Дом Юдиных в Невеле

О доме Юдиных в Невеле можно прочитать в воспоминаниях Бориса Борисовича Звягина. Он родился и вырос в нашем городе. В своих воспоминаниях он рассказывает о Невеле тридцатых годов, о семье Юдиных, о самой Марии Вениаминовне. «В тридцатых годах, когда я еще мальчишкой был в Невеле, известно было, что Мария Вениаминовна является знаменитой уроженкой города Невеля. О ней знало большинство жителей. Семейство доктора Юдина было очень известно, поскольку Вениамин Гаврилович был врач, а врачи всегда нужны всем. Причем это врач был знаменитый. Таких знаменитых врачей в Невеле проживало двое (Юдин и хирург Скачевский). Юдин был терапевтом <…> Я помню его с моего трехлетнего возраста, причем запомнил в драматической для меня ситуации. Это было в 1924 году. Я жил на берегу Еменки, в которую впадала рядом с нашим домом, сточная канава, и однажды, будучи мальчиком трех лет, несмышленышем, я начал пить воду прямо из речки, а по ней плыла лодка, и в ней сидели Юдины, и Вениамин Гаврилович начал на меня страшно орать, чтобы я перестал это делать. Я действительно заболел дизентерией, и он же меня лечил. Таковы мои первые впечатления о Юдиных… Я жил на главной улице. Она начиналась от речки, а в ее начале слева стояла баня, и до революции этот отросток назывался „Банная улица“. Наш дом был №2, на самом берегу реки. <…> Ниже по реке метров триста, был мыс — Замковая гора, и в том месте находился дом Юдиных. Он был двухэтажный. В цокольном этаже жили другие люди — может быть, это советская власть уже потеснила доктора Юдина, чтобы он не занимал всего дома. Выше жили Юдины. Дом Юдиных я видел и в начале 70-х годов. Он еще стоял, весь почерневший от времени. Запомнилась в торце его снаружи лестница — вход на второй этаж… Было и высокое крыльцо, по нему входили в дом со двора. Верх дома был деревянный, бревенчатый, а низ — кирпичный. Двор был большой, во дворе — другие жилые помещения, и там жили какие-то мои знакомые. Некоторое время там, в одном из строений, была даже детская поликлиника. С другой стороны к дому примыкал сад. Сад был большой и спускался к реке по откосу. Там, на речке, у Юдиных была купальня, мостки и своя лодка. С этой лодки на меня и кричал доктор Юдин, чтобы я не пил речную воду… Голос его звучит в ушах до сих пор. Юдины принадлежали к слою интеллигентов. У них был совсем другой материальный уровень, другой уровень образования и культуры. Дочь — знаменитая московская пианистка… Но основная масса населения не могла ценить музыку, какую исполняла Юдина. Только постепенно выяснилось, что она занимает высокое положение, известный музыкант, профессор в Москве». Исходя из воспоминаний Б.Б.Звягина, дом Юдиных стоял близ Еменки, в районе центральной котельной (улица Советская, бывшая Монастырская).

Много интересного о доме Юдиных рассказывает Вера Вениаминовна Юдина, сводная сестраА.Таршис Марии Юдиной. В своих воспоминаниях она пишет: «Моё детство среди дивной невельской природы, в большом отцовском доме с садом, с видом на Еменку и луга на другом её берегу предопределило судьбу…» Вениамин Юдин построил свой дом в центре города на бывшей Монастырской улице в 1890 году. При доме был большой сад, выращенный главой семьи. По соседству находился так называемый «Замок». До революции там располагался детский сад щетинной фабрики. Дом Юдиных был построен на косогоре и имел с одной стороны два этажа, а с другой, обращённой во двор, — полтора. Во дворе был недостроенный деревянный флигель, который незадолго до войны (примерно в 1939 г.) Юдин передал городу под детскую поликлинику. Семья Юдиных занимала весь второй этаж — 6 комнат, застеклённый балкон и кухню. Внизу проживали: семья Паских, вдова Бобрика Евгения Сергеевна, вдова доктора Применко Фёкла Васильевна, семья священника. Всех этих людей приютил у себя Вениамин Юдин. Воду в дом привозил водовоз Синдаловский. Он приезжал на лошади с огромной бочкой, из которой наполняли бак, стоявший в коридоре. Вера Вениаминовна вспоминает: «Невельская вода из артезианского колодца была необыкновенно чистая и вкусная. Я такой воды больше нигде не пила».

Огород Юдиным пахал Зискин, который каждую весну приезжал на лошади. Огород был большой, овощи заготавливали на зиму и хранили их в погребе внизу дома. На чердаке хранили яблоки, засыпали их соломой. Во дворе был погреб-ледник, куда зимой привозили глыбы голубоватого льда с озера, набивали доверху, закрывали еловым лапником, а летом хранили рыбу, мясо. Зимой в доме Юдиных было холодно — огромные кафельные печи требовали много дров, а дрова стоили дорого. Зато летом был рай. Сад выходил на низкий берег Еменки узким мысом. Вера Вениаминовна вспоминает: «Через очень много лет (в 1984 г.) один наш старый товарищ Миша (Мося) Печатников сказал, что я жила в „волшебном замке“ — доме доктора Юдина». Попрощалась Вера Вениаминовна Юдина с «волшебным замком» 7 июля 1941 года: «Вечером 6 июля отец сказал маме, что утром 7-го будет грузовик для семей работников уголовного розыска (где он был судебно-медицинским экспертом) и что мы с мамой должны уехать. Он остаётся, как единственный в городе врач, не мобилизованный по старости (ему было 77 лет). Взять можно только самое необходимое, т.к. народу много. Помню, мама ходила по дому как потерянная и что-то собирала. Утром 7-го мы попрощались с отцом и уехали в сторону Великих Лук, надеясь скоро вернуться. Вернуться больше не пришлось…»

Вспоминает о Марии Юдиной и о днях, проведённых в Невеле, в доме Юдиных, и Гавриил Яковлевич Юдин, известный дирижёр и композитор. Гавриил Яковлевич — двоюродный брат Марии Вениаминовы Юдиной. В своих воспоминаниях он писал о том, как маленькую Марилу (именно так он называл Марию Юдину) привозили каждую неделю из Невеля в Витебск, где она занималась с Фридой Давыдовной Тейтельбаум-Левинсон. Гавриил Яковлевич вспоминает, как в 1919 году, приехав из Витебска, он провёл три недели в Невеле, в доме Юдиных: «Это было время наиболее тесного общения и полного взаимопонимания с Марилой». В своих воспоминаниях Г.Я.Юдин рассказывает много о Марии Юдиной, о семье Юдиных, но вот упоминания, где находился дом Юдиных, мы не нашли.

Зато в аудиозаписях воспоминаний Колондука Юрия Львовича, уроженца г. Невеля (1930 г.р.), мы нашли сведения о месте расположения дома Юдиных. Колондук Ю. Л. вспоминает, что дом Юдиных был очень большой, ухоженный, с большим садом, спускавшимся к реке, и располагался он на улице Советской, практически на этом месте позднее было построено здание райкома КПСС (сейчас ДШИ).

Мы разговаривали с Игдаловым Вениамином Исааковичем, он считает, что дом Юдиных был расположен не на месте здания ДШИ, а всё-таки левее, ближе к центральной котельной. Если исходить из воспоминаний Б.Б.Звягина, В.В.Юдиной, Ю.Л.Колондука, В.И.Игдалова, то «Волшебный замок» — дом Юдиных — стоял близ Еменки, в районе нынешней центральной котельной (улица Советская, бывшая Монастырская).

Международный конкурс юных пианистов в Невеле

В 2008 году, в феврале, состоялся I Открытый международный конкурс юных пианистов, учеников музыкальных школ и детских школ искусств Псковской области. В нём приняли участие 9 школ южной зоны области.

А спустя 9 лет, 18 февраля 2017 года в Невеле состоялся уже IХ Открытый международный конкурс юных пианистов, посвященный М.В.Юдиной.

В конкурсе приняли участие юные музыканты из детских школ искусств Псковской области и Белоруссии. Основная цель конкурса — выявление юных талантливых музыкантов, привлечение внимания к фортепианному исполнительству, популяризация творчества русских композиторов.

Критерии оценки выступлений участников очень высоки и сравнимы с приемными требованиями в музыкальные колледжи Москвы и Санкт-Петербурга. В жюри конкурса с момента его основания входят Константин Владимирович Зенкин, профессор, проректор Московской Государственной консерватории им. Чайковского и Марина Анатольевна Дроздова, доцент Музыкальной академии им. Гнесиных, ученица М.В.Юдиной. В рамках конкурса пианистка с мировым именем, автор книг о Юдиной, М.А.Дроздова традиционно проводит мастер-класс, где поддерживает юных талантливых музыкантов, направляет их дальнейшее профессиональное развитие.

Заключение

В жизни Марии Вениаминовны Юдиной было несколько городов (Невель, Ленинград, Москва, Тбилиси), ещё больше домов. Но на картине О. Гостева силуэт М.В.Юдиной изображен на берегу речки Еменки, на том месте, где был её настоящий, главный дом. «Человеку свойственно возвращаться, — писала Л. Максимовская в своей книге „Ключи от старого Дома“. — Наверное, в жизни каждого взрослого человека бывали моменты, когда ноги сами вели на старое пепелище, и только осознание того, что его (дома) нет, заставляло повернуть обратно. Печиной называют невельчане дом и землю, на которой он стоит. О печине пекутся, к родной печине привязано сердце». Так и сердце великой пианистки Марии Юдиной привязано к родному месту, и совсем не случайно её призрачный силуэт О. Гостев изобразил на берегу Еменки, у родного дома. Дух дышит, где хочет…

Очень бы хотелось, чтобы в этом хорошем начинании — в установке Памятного знака — нам помогли и администрация города и, возможно, предприниматели, и все неравнодушные к нашему городу люди.

Электронные ресурсы:

http://classic-art-ru.livejournal.com/

http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Юдина,_Мария_Вениаминовна

Документальные фильмы Я.С.Назарова:

  1. Музыкант от Бога. Мария Юдина.
  2. Мария Юдина. «Портрет легендарной пианистки».
  3. Мария Юдина. телеканал «Время».
  4. Легенды времени. Мария Юдина.
  5. В поисках утраченного. Письма из провинции. Телеканал «Культура» (фильм о Невеле режиссера А. Совлачкова).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс