Легенда о Троицком озере: правда или вымысел?

Автор: Шлапакова Валерия, 5 «Б» класс МОУ СОШ №5 г. Невеля
Руководитель: Киселева А. А., педагог-библиотекарь
2015 год

Я живу в северном районе города Невеля. В этих местах много красивых пейзажей. Мой дом Невель Троицкое озеро фотонаходится у озера. Мы называем его Троицкое, Нижнее. В ста метрах от него, через дорогу, на возвышенности, находится другое небольшое озеро — Верхнее. Верхнее и Нижнее озёра раньше связывал длинный шлюз — канава, по которой воду перегоняли из одного озера в другое из-за того, что Троицкое снабжало водой паровозы, которых было очень много. На соседнем берегу находится пляж с прозрачной водой и светлым мелким песком, а на противоположном поднимается гора, застроенная домами и засаженная огородами, на вершине которой проходит асфальтовая дорога к заводу и старое безымянное кладбище. Старые деревья этого кладбища хорошо просматриваются с пляжа.

Об этом озере я знаю легенду, которую мне когда-то рассказала подруга. Будто бы в центре озера затонула церковь. Некоторые из моих соседей говорят, что это всё сказки и ничего подобного в этих местах не было. Как оказалось, наш школьный библиотекарь, Киселёва Анастасия Александровна, тоже родом из этих мест и в детстве слышала от подруг о затонувшей церкви и неупокоенном попе. Михайлова Ирина (32 года), рассказала ей следующее: «Ну как мне бабушка говорила? Когда церковь шла в воду, поп хотел спасти иконы, но не успел, его придавило. Ему оторвало голову, ты, может, помнишь, когда мы были маленькие, лет по 8, на озере каждое лето были утопленники. Бабушка говорила, что душа попа ищет свое тело, а утопленников будет столько, сколько было икон в церкви! Вот такая легенда. Бабушка говорила, что раньше, где сейчас дома возле озёр, их не было, было одно большое озеро. Начинали строить только дома на горе, и то засыпали песок, гравий, делали дорогу… А Нижнее очень глубокое, водолазы ныряли чтоб найти церковь, но даже и верхушки от нее не нашли — вот что я знаю по рассказам бабушки». Но А. А. Киселёва поясняет: «Это детская страшилка, которой старшие ребята пугали малышей».

Меня заинтересовала эта история, и я захотела в ней разобраться, поэтому тема моего исследования звучит так: «Легенда о Троицком озере: правда или вымысел?». То есть в ходе своего исследования я попытаюсь установить, какая часть этой городской легенды выдумана местными жителями, а что было на самом деле. Ведь легенда — это не только фантастическое повествование. Основу легенды обычно составляет какой-то реальный случай или реальный человек. [1]

 1. Легенда о Троицком озере

1.1. Обзор литературы по похожим темам

Мы рассмотрели некоторые книги и статьи из сети Интернет, которые помогли нашему исследованию.

В статьях «Провалы в памяти земли Вятской»[2], «И в России есть Лох-Несские озера»[3] прочитала, что легенды о провалившихся церквях бытуют и в других регионах нашей родины. А исследователь А. Бахмутов в статье «Болоздынь»[4] отмечает, что «в 1-м благочинии Невельского уезда в то время наблюдалось значительное доминирование храмов во имя Святой и Животворящей Троицы: каменные храмы в городе Невеле и в селе Сокольники, деревянные в сёлах Болоздынь, Пуповичи и Глабай — то есть 5 из 15 основных действующих храмов без учёта приписных церквей и часовен».

Краевед В. Орлов в своей работе о храмах (действующих и руинированных) Псковской области Фундамент Невель фотонеобходимых нам данных в книге «Храмы Псковской земли»[5] не приводит, как и Н.Г.Розов в книге «Мир дворянских усадеб»[6], в которой наряду с описанием современного состояния усадеб приводятся описания и надворных построек, и руин на месте храмов или часовен. Иногда просто приводятся указания об их существовании, о старинных захоронениях. В частности, о селе Иваново, его владельцах и их судьбе. И судьбе храма.

Мы лишь предполагаем пока, что название нашей затонувшей церкви было посвящено Святой и Животворящей Троице исходя из названия близлежащего озера — Троицкого. А убеждает нас в своей правоте название соседнего озера — оно тоже с церковью связано — Пономаря или же Пономари. Пономарь — искажённое от «парамонарь» — должность служителя в церкви, который звонит в колокола, прислуживает на богослужении, поёт на клиросе — дьячок, послушник.[7]

Об озёрах Псковской области написана книга В.К.Лесненко «Псковские озера» [8], но, к сожалению, и Пономари, и Троицкое слишком малы по своим размерам, как сотни прочих, поэтому в данной работе автор не уделил им внимания.

Тематической литературы по исследованию кладбищ мы не обнаружили. В «Книге памяти. Псковская область. Том 1»[10] мы нашли интересующее нас воинское захоронение для того, чтобы установить название кладбища. К сожалению, даже в этом издании оно не указано, просто «воинское захоронение по улице Великолукской».

Из статьи Воронцовой О. Н. «Погосты в среде городского пространства»[11] мы узнали, что издревле на Руси « … кладбища всегда располагались среди живых, создавались при монастырях, городских и сельских церквах» для того, чтобы родственники могли ухаживать за могилами предков. Это замечание очень важно для нашего исследования: обследуя надгробия кладбища на холме у Троицкого озера, мы обнаружили старое захоронение, датированное 1909 годом, то есть до внедрения идей отрицания Бога и всего божественного. А значит, рядом с этим дореволюционным кладбищем должно было быть какое-либо культовое сооружение.

Исследователь В. Ю. Лебедев в статье на тему «Некрополи Центральной России как объект исследования» вообще считает, что кладбища, некрополи — уникальные объекты научного исследования, потому что могут нести в себе на протяжении многих лет важную антропологическую информацию, так называемую «культурную память». Применительно к нашему исследованию статья Лебедева В. Ю. помогла нам отнестись к нашему странному предмету обследования — безымянному кладбищу (это мы предполагаем его название от названия церкви, озера) — как к предмету научного рассмотрения, оставив суеверия в рассказах местных жителей.

1.2. Варианты легенды о Троицком озере

Когда мы опрашивали людей в районе Нижнего озера об истории с затонувшей церковью, то мы не могли и предположить, что у этой легенды столько вариантов. Суть одна: некогда стояла церковь и вдруг пропала, ушла под землю, утонула.

Среди опрашиваемых кто-то не помнил подробностей, кто-то даже названия озера не знал. Тогда мы решили составить список с конкретными пунктами, которые хотим прояснить, и в выходные опросили три десятка жителей разного возраста, потому что людей пожилого возраста осталось очень мало. Все наши опросы мы свели в одну таблицу, которая наглядно показывает, что известно об этой легенде.

Анализируя ответы респондентов, мы выяснили следующее.

Во-первых, из 33 опрошенных только 6 смогли дать более-менее полезную информацию.

Во-вторых, современные названия озёр (Верхнее и Нижнее) знает большинство опрошенныхЧерный памятник Невель фото (14 человек), а старые — несколько человек. Так название Пономари знают 6 человек, Троицкое — 5 человек. Встречаются варианты названий: Первоневельское — 3, а одна из респондентов, бабушка Настя, назвала его Воскресенским. Как нам кажется, не случайно: скорее всего, она помнила о его «церковном» названии. Другая соседка, Галина, считает названия Нижнее и Троицкое для озера у кладбища неверным: «А как-то без названия. Никакого не было. Озеро и всё. … Да ну, кто вообще дал это название Троицкое? У этого озера не было никакого названия!» Девять человек признались, что не знают названий водоёмов, да и о легенде тоже ничего не слышали. Из них 5 оказались приезжими. Как мы выяснили, у Верхнего озера в названии так же имеются варианты: Верхним его назвали 7 человек, Подморя — 2, Пономари — 7, Подмори — 1, Пономарёвское — 1, не назвали — 9 человек.

В-третьих, о местоположении церкви тоже встречаются варианты. Одна из самых пожилых соседок, М.Г.Гордина, как и Стуканов В. Л., также старожил, утверждает, что церковь стояла там, где в настоящее время находится чёрный памятник. «Это ещё до революции. На этом кладбище есть чёрный памятник, стоит. Старинный. Вот там была церковь. Якобы так. Но как она ушла — никто не знает. Где чёрный памятник стоит, там такая ограда, фундамент, вот там только было кладбище. Но хоронили богатых».

В-четвёртых, по времени происшествия, о причинах разрушения церкви данные тоже разнятся. Светлана, 45 лет: «Мне бабушка рассказывала, что немцы хотели народ закопать и церковь провалилась. — То есть ушла под землю вместе с людьми? Во время войны? — Да». Людмила, 56 лет, рассказала о том, что провалилась церковь под землю из-за того, что был совершён большой грех, она не помнила, какой именно, потому что эту легенду слышала очень-очень давно.

О подробностях в легенде говорили немногие.

1.3. Анализ прочих источников информации

Для начала мы посетили старое кладбище, разыскали несколько старых довоенных захоронений, рассмотрели остатки неизвестного фундамента и большой памятник из чёрного камня, на котором до сих пор хорошо читается надпись со старыми буквами.

Однако из текста надписи не следует, что в данном месте захоронен священнослужитель. Скорее всего, здесь подтверждается версия Матрёны Гординой о том, что там похоронен богатый человек. Памятник расположен внутри невысокого (местами до 40 сантиметров) прямоугольного фундамента из обработанных камней и бетона со сторонами 7 и 12,5 метров. Ширина кладки — 45 сантиметров (Приложение).

Памятник находится не в центре огороженного места, а ближе к короткой стене, в стороне Старые деревья Невель фотодороги. В этом месте площадка захламлена старыми ветками, прошлогодними листьями, остатками распиленных деревьев — по всему заметно, что за захоронением давно никто не ухаживает. Указателей на другие захоронения (кресты, памятные камни, могильные холмики) мы здесь не обнаружили. Зато по внутреннему периметру располагаются очень старые деревья, обломки которых валяются здесь же. В обхвате деревья достигают до 2 метров. То есть они достаточно старые (Приложение).

Некоторые из наших респондентов указывают на этот фундамент как на оставшийся фундамент церкви (Гордина М. Г., Стуканов В. Л.). Я считаю, что на обследованном нами фундаменте не могла располагаться церковь. Во-первых, потому что ширина фундамента слишком мала для толстых, прочных церковных стен. Во-вторых, если церковь «погибла», то почему памятник остался и именно внутри храма? В-третьих, захоронение и возраст высаженных внутри фундамента деревьев примерно одинаковый. Всё это позволяет сделать вывод о том, что данное место — остатки семейного склепа родовитого человека, барина.

Однако, в ходе наших расспросов о человеке, похороненном в этом месте, нам только Галина Былкова сообщила, что священник провалившейся церкви «там же и похоронен, где чёрный памятник стоит».

Сотрудники Музея истории Невеля также не предоставили какой-либо информации по нашим вопросам. А.И.Андреев, сотрудник музея, посоветовал подыскать к имеющимся у нас картам варианты условных обозначений.

Мы предположили, что священнослужители общаются между собой, а наша история связана с пропавшим храмом, поэтому рассчитывали получить ценные сведения у них. Батюшка Варнава, настоятель храма Святой и Животворящей Троицы, расположенной в городе, по телефону сообщил, что никакой легенды не знает. Настоятель храма Святого Духа в деревне Плиссы иерей Павел рассказал, что когда был назначен сюда настоятелем, один знакомый, показывая в сторону озера, сообщил ему, что когда-то здесь стояла церковь. Однако отец Павел на тот момент не воспринял это всерьёз, а теперь, просмотрев найденный нами фрагмент карты начала ХХ века с отмеченными кладбищем и храмом, пожелал нам успехов в наших поисках, отметил, что, скорее всего, мы на верном пути.

2. О чём рассказали официальные документы

2.1. Справка из Рыбнадзора

За помощью в написании работы мы обратились в Невельское обособленное структурное подразделение отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области, откуда мы получили важную официальную информацию. Во-первых, нам подтвердили названия Троицкое и Пономари. Во-вторых, уточнили глубину Троицкого озера — до 9 метров — и оно считается естественным водоёмом. А в-третьих, такие озёра (менее 20 гектаров) не являются подконтрольными рыбоохране, поэтому обследования данных озёр не проводились и история озёр не отслеживается (Приложение).

Соответственно, данная организация не имеет информации о том, что покоится на дне Троицкого озера.

2.2. Анализ карт

На просторах интернета мне удалось найти 14 карт, на которых обозначены места нашего исследования. Но из этого количества ценность представляют только четыре.

«Генеральный план межевания земель Невельского уезда», примерно датируемый 1765—1800 годами, поразил меня указанием названий озёр: там обозначено озеро Трояцкое и Панамарь (или Понаморь — нечётко выведены две буквы). А вот церкви в этом районе нет. Впрочем, как нет и храмов в центре города, хотя план выведен крупно. Скорее всего, обозначение церквей и не являлось задачей человека, составлявшего этот план. Генеральный план межевания Невельского уезда

Фрагмент «Специальной карты Европейской России» («карта Стрельбицкого», 1870 год) не даёт названий водоёмов, однако в районе Троицкого озера чётко рассматривается топографический знак, обозначающий кладбище и деревянную церковь.

На фрагменте «Военно-топографической карты Российской Империи генерал-лейтенанта Ф.Ф.Шуберта и П.А.Тучкова» («трёхверстовка Шуберта») так же нет названий озёр, но они обозначены топографическими знаками. Одинаковыми топографическим знаками обозначены как и храмы в центре города, так и храмы в д. Плиссы. Причём, условный знак деревянной церкви и каменного, кирпичного храма отличается. Получается, наша Троицкая церковь была деревянной! Особенностью этой карты является то, что она была напечатана в 1915 году, но исправления вносились в 1867 году, а железные дороги нанесены в 1901 и 1906 году. (Приложение)

«Карта Калининской области» 1937 года кроме названия озера Пономарёво (Троицкое просто обозначено) содержит условное обозначение «кладбище» уже без знака «церковь».

Мы собрали и проанализировали информацию, положенную в основу городской легенды Невель карта Шуберта(опросили местных жителей, церковнослужителей города, спросили информацию в городском архиве, краеведческом музее, городской библиотеке), а так же просмотрели письменные источники (тематическую литературу, материалы из сети Интернет). Нам удалось разыскать несколько официальных документов, касающихся этих мест: мы получили ответ на официальный запрос от Невельского обособленного структурного подразделения отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области (Рыбнадзор), и внимательно рассмотрели карты местности разных лет, найденные в сети Интернет.

В правоте выдвинутой гипотезы убеждают следующие выявленные в ходе исследования факты:

  1. «Церковные» названия двух озёр, расположенных в ста метрах друг от друга.
  2. Из бесед с местными жителями я узнала, что легенда о Троицком озере существует в разных вариантах, но многие люди уже не помнят названия озёр, поэтому о подробностях гибели храма тоже мало кто знает. Но о легенде вспоминают люди разного возраста. И очень пожилые, и молодые (например, моя подруга). А это значит, что эту историю пересказывали много раз.
  3. При личном осмотре кладбища я убедилась, что там имеются старые захоронения, которые раньше делались вблизи какого-нибудь храма. Значит, рядом должна была находиться церковь.
  4. Военно-топографические карты конца 19 века на этом месте имеют два топографических знака: «кладбище» и «деревянная церковь».

В связи с тем, что кладбище находится в запущенном состоянии и на дворе погода, не располагающая к полевым исследованиям, остатков церкви мы не обнаружили. Однако цель нашей исследовательской работы была достигнута: мы провели исследование и установили достоверность части легенды. Наша гипотеза оказалась верна: мы доказали, что легенда о Троицком озере берёт своё начало от реального факта существования храма.

Список источников:

  1. 22 исторические карты Невеля // Невель. Справочник. Всё о Невеле: [Электронный ресурс] — URL: http://nevelikc.ru/kraevedenie/kraeved/kart_nevelya/
  2. Бахмутов А. Болоздынь // Научная библиотека КиберЛенинка: [Электронный ресурс] — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/bolozdyn
  3. Воронцова О. Н. «Погосты в среде городского пространства». Научная статья по специальности «ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ»// Вестник Оренбургского государственного университета, — Выпуск№9 (128), — 2011 //Научная библиотека КиберЛенинка: [Электронный ресурс] — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pogosty-v-srede-gorodskogo-prostranstv
  4. География Псковской области. Природа, население, хозяйство. / Сост. А.Г.Манаков.- Псков, — 1996.
  5. Грень И. Затонувшие церкви: они ушли под воду по вине человека// сайт города Могилёва: [Электронный ресурс] — URL: http://www.mogilev.by/mnews/109440-zatonuvshie-cerkvi-oni-ushli-pod-vodu-po-vine-cheloveka.html (2014, 5 сентября)
  6. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. /Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. — М.: Просвещение, -1978.
  7. Книга Памяти. Псковская область. Том 1. Невельский район. Усвятский район. — Псков, — 1994.
  8. Лесненко В. К. Псковские озёра. –Л.: Лениздат, — 1988.
  9. Мельников С. Е. О чём говорят географические названия. — Л.: Лениздат, — 1984.
  10. Легенды города: крест, озеро, затонувшая церковь// сайт Белгорода: [Электронный ресурс] — URL: http://www.2do2go.ru/bel/city/v-fokuse/738/legendy-goroda-krest-ozero-zatonuvshaya-cerkov
  11. Невельская старина. Сборник материалов по истории Невеля. XVI-начало ХХ века — СПб.: АКРОПОЛЬ, 1991.
  12. Орлов В. Храмы Псковской земли. — Великие Луки: Издательство Сергея Маркелова, 2012.
  13. Пономарь// Википедия: [Электронный ресурс] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  14. Розов Н. Г. Мир дворянских усадеб. — Великие Луки: Издательство Сергея Маркелова, — 2015.
  15. Сорокина Р. Провалы в памяти земли Вятской // Новая пресса Вятка: [Электронный ресурс] — URL: http://www.new-pressa.ru/content/view/4414/187/ (2010, 11 марта)
  16. Старые карты городов России. [Электронный ресурс] — URL: http://www.etomesto.ru/
  17. Шлионская И. И в России есть Лох-Несские озера // Правда: [Электронный ресурс] — URL: http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy (2011, 5 декабря)

 

Примечания: [1] Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. М.: Просвещение, -1978.
[2] Сорокина Р. Провалы в памяти земли Вятской // Новая пресса Вятка: [Электронный ресурс] — URL: http://www.new-pressa.ru/content/view/4414/187/ (2010, 11 марта)
[3] Шлионская И. И в России есть Лох-Несские озера // газета Правда: [Электронный ресурс] — URL: http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/05-12-2011/1101007-lake-0/ (2011, 5 декабря)
[4] Бахмутов А. Болоздынь // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал, -2013, — №38 //Научная библиотека КиберЛенинка.
[5] Орлов В. Храмы Псковской земли. — Великие Луки: Издательство Сергея Маркелова, 2012.
[6] Розов Н. Г. Мир дворянских усадеб. — Великие Луки: Издательство Сергея Маркелова, 2015.
[7] Пономарь//Википедия.:

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
[8] Лесненко В. К. Псковские озёра. –Л.: Лениздат, 1988.
[9] Мельников С. Е. О чём говорят географические названия. — Л.: Лениздат, 1984.
[10] Книга Памяти. Том 1. Псковская область. Невельский район. Усвятский район. — Псков: 1994.
[11] Воронцова О. Н. «Погосты в среде городского пространства». // Вестник Оренбургского государственного университета, — Выпуск№9 (128), — 2011 //Научная библиотека КиберЛенинка.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс