Коляда в Невельском уезде

Канунъ праздника Рождества Христова

Канунъ праздника Рождества Христова народъ называетъ «колядою», что, по его понятію означаетъ –Коляда2 «просьба». Вечером ь въ этотъ день, послѣ бани, накрывается для ужина столъ, на который, подъ скатерть, кладется сено, въ воспоминаніе рожденія Спасителя въ ясляхъ. Первое блюдо за ужиномъ – кутья; приступивъ къ ней, послѣ двухъ, трехъ ложекъ, хозяинъ говорить: „марозъ, марозъ, идзи куццю ѣсть; зимой прихадзи, а лѣтомъ не хадзи, подъ гнилой колодой ляжи, – нашаго хлѣба не марази: ни гароху, ни овса, ни жита (ржи) и и кладетъ ложку кутьи на подоконникъ, въ честь мороза. Во время ужина, приходйтъ подъ окно «колядовщики» – это дѣти и подростки, и поютъ песню, въ которой что возвѣщаютъ, что пришла коляда накануне Рождества, что они, колядовщики, пришли къ «господарскому» двору. Восхваляютъ дворъ, хозяина, хозяйку съ дътьми и рассказываютъ о подаркахъ, приготовленныхъ хозяиномъ для своей жены и детей, и наконец заключают так:

Хозяюшка,
Наш батюшка!
Подары гостей,
Колядовщиковъ
Съ клети решетомъ,
Съ клети пирогомъ!
Подай килбасу -
Я в зубах понесу …

Хозяева даютъ колядовщикамъ хлеб, колбасы, сало, пироги; все это по окончанию колядованья, в канун Рождества, делится безобидно между всеми колядовщиками.
Вечером в день праздника Рождества Христова, молодежь со всей деревни, запасшись скрипками и гармониями отправляется къ темъ хозяевамъ, у которыхъ избы попросторнее, и проводятъ время въ танцахъ, играхъ и песнях.

Из “Памятной книжки Витебской губернии за 1888 год”
Орфография частично сохранена.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс