Коляда в Невельском уезде

Канунъ праздника Рождества Христова

Канунъ праздника Рождества Христова народъ называетъ «колядою», что, по его понятію означаетъ –Коляда2 «просьба». Вечером ь въ этотъ день, послѣ бани, накрывается для ужина столъ, на который, подъ скатерть, кладется сено, въ воспоминаніе рожденія Спасителя въ ясляхъ. Первое блюдо за ужиномъ – кутья; приступивъ къ ней, послѣ двухъ, трехъ ложекъ, хозяинъ говорить: „марозъ, марозъ, идзи куццю ѣсть; зимой прихадзи, а лѣтомъ не хадзи, подъ гнилой колодой ляжи, – нашаго хлѣба не марази: ни гароху, ни овса, ни жита (ржи) и и кладетъ ложку кутьи на подоконникъ, въ честь мороза. Во время ужина, приходйтъ подъ окно «колядовщики» – это дѣти и подростки, и поютъ песню, въ которой что возвѣщаютъ, что пришла коляда накануне Рождества, что они, колядовщики, пришли къ «господарскому» двору. Восхваляютъ дворъ, хозяина, хозяйку съ дътьми и рассказываютъ о подаркахъ, приготовленныхъ хозяиномъ для своей жены и детей, и наконец заключают так:

Хозяюшка,
Наш батюшка!
Подары гостей,
Колядовщиковъ
Съ клети решетомъ,
Съ клети пирогомъ!
Подай килбасу –
Я в зубах понесу …

Хозяева даютъ колядовщикамъ хлеб, колбасы, сало, пироги; все это по окончанию колядованья, в канун Рождества, делится безобидно между всеми колядовщиками.
Вечером в день праздника Рождества Христова, молодежь со всей деревни, запасшись скрипками и гармониями отправляется къ темъ хозяевамъ, у которыхъ избы попросторнее, и проводятъ время въ танцахъ, играхъ и песнях.

Из “Памятной книжки Витебской губернии за 1888 год”

Материалы для изучения быта и языка русскаго населения северо-западного края

Рождественские праздники, святки

Быт и язык

Праздники Рождества Христова у крестьянъ повсюду въ Белоруссии, носятъ старинное название Колядъ. Изо всехъ зимнихъ праздниковъ Коляды преимущественно почитаются нашими поселянами. Все, что можно лучшее изъ сьестныхъ припасовъ сохранить, откладывается и сберегается къ Колядамъ. Незадолго до праздниковъ начинаютъ колоть откормленныхъ свиней и «робиць коубасы». Коляды безъ коубасъ – праздникъ не въ праздникъ. А потому каждый и старается иметь «коубасы», если и не своего приготовления, то по крайней мере купленныя или выпрошенныя у соседей. Бедняки большей частью прибегаютъ къ последнему средству. Передъ праздниками хозяйка дома отправляется къ своимъ сусьедам, или къ роднымъ просить «коубасъ». У одного достанеть «обоедокъ коубасы», у другого сала, у третьяго еще чего-нибудь изъ мясного и, такимъ образомъ, соберетъ чемъ разговеться.

Последний день предъ праздниками Колядъ называется «куццею». Этотъ день проводится въ самомъ строгомъ посте. Начиная съ полудня, хозяйка затопляетъ печку и готовить ужинъ. Смотря по состоянию, ужинъ приготовляется изъ несколькихъ блюдъ. У бедныхъ, въ большинстве случаевъ, онъ состоитъ только изъ селедки, квасу и куцци (каша изъ ячменныхъ крупъ). Какъ только наступаетъ время ужина, хозяинъ дома отправляется въ сарай, захватываетъ целую охапку сена, вносить ее въ комнату и кладеть на покуце, а хозяйка разбрасываетъ принесенное сено по столу, и, покрывъ его настольницей (скатертью), ставить на него ужинъ. Вся семья садится вокругъ стола. Хозяинъ после прочтения краткой молитвы, наливаетъ въ рюмку горелки и, проливъ ея немного на скатерть, говорить: «Бывайця здоровы! Дай Богь, кабъ на друга рокъ приждали щасьцця, у доли и усякой добруй помысносьци; кабъ живы и здоровы были, кабъ разомъ святую куццю спрауляли; бывайця здоровы!». При последнихъ словахъ хозяинъ выпиваетъ водку, наливаетъ снова въ чарку и подаетъ своей жене или другимъ старшимъ въ семье членамъ. Каждый изъ нихъ, принимая чарку изъ рукъ хозяина, исполняетъ тоже самое что и онъ, т. е. проливаетъ несколько на столъ и произносить добрыя пожелания. Когда чарка такимъ образомъ обойдеть всю семью, хозяинъ беретъ по кусочку хлеба, селедки, или другого кушанья и кладетъ все это на столъ передъ собою. Тоже делаютъ и другие. Также и первую ложку жидкихъ кушаньевъ выливаютъ прямо на столъ, – все для умершихъ. По окончании ужина хозяйка часто принимается за неоконченную работу, а прочие члены семьи укладываются спать.

День, следующий за «куццею» – первый день Колядъ. Въ этотъ день, начиная съ ранняго утра, хозяйка принимается за приготовление праздничнаго обеда, состоящаго изъ блинцоу, колбасы, капусты съ макомъ и «крупнику». Обедъ совершается съ такими же церемониями, какъ и въ предыдущий день вечеромъ.

После обеда хозяева ложатся спать до «полудня», а детямъ и взрослымъ членамъ семьи приносятся изъ «сверна» (амбара) opеxов и раздаются по пригоршне. Получившие орехи, если остаются дома, то тотчасъ затеваютъ ими игру въ четъ или нечетъ, или же отправляются съ этой целью къ соседямъ и тамъ «цатаюцця». «Цатание» это происходить такимъ образомъ: одинъ беретъ полную горсть oреxoв и обращаясь къ другому, спрашиваетъ: «ци цотъ, ци лишка?» (четъ, или нечетъ?) Вопрошаемый отвечаетъ то, или другое. Орехи тотчасъ пересчитываются по парамъ и если онъ угадалъ, то получаетъ всё орехи, въ противномъ же случай онъ долженъ столько же паръ отдать своему вопросителю. Есть и другие способы играть въ орехи.
Предъ наступленьемъ вечера молодые люди берутъ съ собою музыканта-скрипача и отправляются въ корчму на «игрища». Здесь они угощаютъ другъ друга водкою, либо пивомъ, и открываютъ пляску «баринки» и «казачка». Пляска продолжается до поздней ночи. Затемъ все расходятся по домамъ. Этимъ и оканчивается первый день «Колядъ».

Следующие два дня «Колядъ» проводятся несколько скучнее. На второй день къ вечеру составляются партии въ несколько человекъ, которыя отправляются съ поздравлениями по деревне, – колядовать.

Праздники Колядъ у нашихъ крестьянъ изобилуютъ суеверными обрядами, предразсудками, несоблюдение которыхъ, по ихъ убеждению, приносить значительный вредъ хозяйству. Приведемъ некоторые изъ нихъ.

Так, какъ главное занятое крестьянина составляютъ земледелие и скотоводство, то и все предразсудки, относящееся къ этимъ отраслямъ хозяйства, соблюдаются свято. Напримеръ во время Колядъ каждый въ семействе остерегается дотрогиваться до cемянъ, предназначенныхъ для посева, изъ опасения, чтобы на засеянномъ ими поле не выросло сорныхъ растений.
Чтобы предохранить ростъ ячменя отъ сорныхъ и негодныхъ травъ, каждая женщина въ семействе должна въ продолжение этихъ праздниковъ называть обгорелые поленья не «головешками», а «золотушками».
Чтобы куры не клевали посаженой разсады, не следуетъ давать имъ (въ это время) капусты.
Если кто станетъ въ первые дни Колядъ (вплоть до Новаго года) шить, рубить топоромъ, пилить или ломать, то, по существующему поверью, у родившихся после Новаго года детей или же домашнихъ животныхъ будутъ повреждены члены, или же они явятся на светъ со сросшимися, какъ бы зашитыми наружными отверстиями, переломанными костями или же, наконецъ, съ какимъ-нибудь недостающимъ членомъ.
Эти и многия имъ подобныя суеверия въ большомъ ходу между крестьянскимъ населениемъ. Не исполнять ихъ простодушный человекъ считаетъ преступлениемъ. Вотъ почему онъ ихъ такъ свято чтить, такъ добросовестно исполняетъ.

Празднование Новаго года (в. рока) в Крещенья (трехъ Королеу) ничем особеннымъ отъ Колядъ не отличается.
Накануне «Новаго рока» крестьяне справляютъ такъ называемую «богатую куццю». Кушанья приготовляются скоромныя. Они состоять большею частью изъ «куцци» съ колбасою, жареной колбасы и блинцоу съ «вяращакою». Эта «куцця», смотря по домашнимъ преданиям, справляется или утромъ, или въ полдень, или же вечеромъ.
На следующее за куццею утро хозяинъ дома встаетъ довольно рано, и, осмотревъ свое хозяйство, набираетъ въ миску какихъ-либо хлебныхъ зеренъ, обходить все свои строения и горстью бросаеть зерна въ разныя стороны, для того, чтобы былъ такой урожай хлеба, которымъ можно было бы наполнить все эти помещения. Вечера после Новаго года проводятся въ домашнихъ беседахъ. Молодежь въ эти вечера толпами собирается по домамъ, где занимается играми и гаданиями. Такъ молодыя девушки выливають «волово» и, смотря по отлившимся фигуркамъ, угадываютъ свое счастье. Они ходятъ подъ окна чужихъ домовъ слушать, что тамъ говорять, и по смыслу словъ отгадываютъ выйдутъ ли скоро замужъ или нетъ.
Ходятъ воровать съ чужихъ дворовъ дрова, и по чету и нечету унесенныхъ поленьевъ судятъ о своемъ счастии.
Пекутъ пироги или «блинцы» и кормятъ собакъ, чтобы узнать, которая изъ девушекъ выйдетъ въ течение года замужъ. Это делается такъ: каждая изъ девушекъ кладетъ свои пироги или блины на пороге, потомъ зовутъ собаку и наблюдаютъ: чей пирогъ или блинъ она возьметъ первый, та изъ девушекъ и выйдетъ прежде всехъ замужъ).

Последний день предъ «Тремя королями» называется постною куццею. Эта куцция существуетъ по одному только имени. Никакихъ приготовлений къ этому дню не делается. Въ самый же день праздника «Трехъ королеу» хозяинъ утромъ пишетъ меломъ кресты на дверяхъ и косякахъ оконъ. Некоторые грамотные крестьяне кроме того пишутъ на дверяхъ начальные буквы трехъ волхвовъ, приходившвхъ на поклонете Господу, а именно: М + В + К (Melchior, Baltasar, Kasper). Около полудня хозяинъ окропляетъ освященною водою («свенциць свянцонною водою») все свои строения и имущество. Этотъ последшй день праздниковъ проводится въ дружескихъ пирушкахъ, сперва дома, а потомъ, вечеромъ, въ корчме. Здесь гуляютъ ужъ на славу; все стараются навеселиться про запасъ, до упаду: ведь этотъ праздникъ – конецъ «Колядамъ».

Зап. учителемъ Рогачевскаго городскаго училища И. И. Овсейцомъ. Сообщ. бывшимъ директоромъ Виленск. учительск. института Ю. О. Крачковскимъ.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники