211 Невельская Штурмовая Авиационная Дивизия

211-я штурмовая авиационная Невельская ордена Ленина дважды Краснознамённая ордена Суворова дивизия (211-я шад)

— соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА штурмовой авиации, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
Сформирована 8 мая 1943 года на базе 211-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии.

ИЛ-2 Невель
Командир дивизии в период 09.08.1943 — 01.04.1947: полковник Кучма Пётр Михайлович
Пётр Михайлович Кучма родился 22 июня 1906 года в селе Григоровка Киевской губернии. Украинец. Работал молотобойцем и кузнецом на Григоровском сахарном заводе. В РККА с сентября 1928 года. Военную службу начинал по Кучма Пётр Михайловичпризыву в 136-м стрелковом полку 46-й стрелковой дивизии в г. Васильков. По окончании полковой школы в 1929 году служил там же младшим командиром. В ноябре 1930 года поступил в окружную школу пилотов, которая позже вошла в состав 1-й Военной школы лётчиков имени А. Ф. Мясникова. С 1933 года проходил службу в строевых частях ВВС от летчика до командира эскадрильи в 1938 году.
С началом Великой Отечественной войны майор Кучма назначен командиром 86-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Забайкальского фронта. В 1943 году назначен командиром 211-й штурмовой авиационной дивизии.
С этой дивизией Кучма прошел весь боевой путь на Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах и командовал дивизией при проведении Смоленской стратегической наступательной, Невельской наступательной, Городокской, Витебской наступательной, Белорусской стратегической наступательной, Прибалтийской стратегической наступательной, Восточно-Прусской стратегической наступательной операций и при ликвидации Курляндской группировки.
За отличия в боях при овладении городом Невель — крупным опорным пунктом и оперативно важным узлом коммуникаций немцев на северо-западном направлении 211-й штурмовой авиационной дивизии присвоено почетное наименование Невельская, а за успешно проведенную операцию по прорыву сильно укрепленной обороны немцев к югу от города Невель награждена орденом «Красного Знамени». Дивизия за отличия в боях также награждена орденом «Ленина», вторым 211 шадорденом «Красного Знамени» и орденом «Суворова II степени». В 1944 году Кучме присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
211-я штурмовая авиационная Невельская ордена Ленина дважды Краснознамённая ордена Суворова II степени дивизия 1 апреля 1955 года была передана в состав вновь созданной истребительно-бомбардировочной авиации и стала именоваться 211-я истребительно-бомбардировочная авиационная Невельская ордена Ленина дважды Краснознамённая ордена Суворова II степени дивизия.
211-я истребительно-бомбардировочная авиационная Невельская ордена Ленина дважды Краснознамённая ордена Суворова II степени дивизия 1 июля 1956 года была расформирована

Перед нами «ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД о работе в невельской операции частей 211 Невельской Штурмовой Авиационной Дивизии за период с 4 по 7.10.1943 г.»
211 шад Невель

Боевая работа
В октябре части дивизии выполняли следующие боевые задачи:
а) Последовательными бомбардировочными и штурмовыми действиями групп подавляли и уничтожали артминбатареи, узлы сопротивления, живую силу и технику противника в районах:
1. Козлы, Кондрашиха, Городище;
2. Пестрики, Малая Будница;
3. Большая Будница, Лехово, Фролово, Лоскотухино;
4. Ольховцы, Рудня;
5. Попки, Пыльки, Гурки;
5. Зезюлино, Мамоново, Кошкино;
7. Добрино;
8. Хвошно, Комары, Плешки;
9. Гнилово, Репищи;
10. Кайки;
11. Захарки, Макарки, Чурилово;
12. Луговская, Загорцы;
13. Вышедки;
14. Козловичи;
15. Штаново, Бобруйски;
16. Верхние, Нижние Кошевичи;
17. Дуброво;
18. Войтово, Пыхтеи;
19. Кожемяки, Иваношки;
20. Бояры;
21. Староселье;
22. Корташева, Выдрец;
23. Новое Село, Марьянова;
24. М. Колышки;
25. Пауки, Кудрино, Сухари;
26. Гракова, Баркова, Микулино;
27. Старый двор, Заборье;
28. Малюгово;
29. Малые, Большие Соболи;
30. Шубки, Соловейна.
б) Уничтожали войска, технику и подходящие резервы противника по дорогам:
1. Езерище – Бычиха – Городок;
2. Болотница – Жуково;
3. Жуково – Хвошно;
4. Хвошно – Рудня – Прудок;
5. Прудок – Жуково;
6. Луговская – Межа;
7. Межа – Выходки;
8. Городок – Витебск;
9. Сураж – Витебский – Янковичи;
10. Сураж – Витебский – Витебск;
11. Яновичи – Витебск;
12. Малые Колышки – Веляшковичи;
13. Малые Колышки – Лиозно;
14. Витебск – Лиозно;
15. Лиозно – Шумилино.
в) Уничтожали ж.д. эшелоны в пунктах и на ж.д. участках:
1. Езерище – Бычиха – Городок;
2. Смоловка – Веречье.
г) Вели разведку войск противника по дорогам с попутным бомбардированием и штурмовыми действиями и штурмовыми действиями в районах:
1. Езерище – Бычиха – Городок;
2. Езерище – Бычиха – Вышедки – Межа – Чурилово;
3. Хвошно – Вышедки – Межа – Базары;
4. Прудок – Базары – – Ляховка – Сидары – Межа – Прудок;
5. Зайково – Межа – Сидары – Вышедки;
6. Вышедки – Загоряны – Стодолище – Смоловка;
7. Сураж Витебский – Каменка – Терешки – Стасьево.
д) Проводили фотографирование отдельных пунктов и рубежей в районах:
1. Ефимцево – Жидки;
2. Кошелево;
3. Бльшая Будница – Фролово;
4. Низкоборье – Пуховичи.
211 шад Невель

Тактические приемы боевых действий на самолетах ИЛ-2 по различным объектам.
а) По артмин. позициям, узлам сопротивления, живой силе и технике противника.
Действия частей дивизии в отчетный период происходили в двух направлениях:
Первое – части дивизии бомбардировочными и штурмовыми действиями уничтожали войска и технику противника на Невельском направлении.
Второе – последовательными ударами групп части дивизии штурмовыми и бомбардировочными действиями уничтожали войска и технику противника на Витебском направлении.
Штурмовики действовали группами шесть-восемь ИЛ-2 и при неблагоприятных метеоусловиях группами по четыре ИЛ-2.
Строй на маршруте правый или левый пеленг попарно, или группа шесть-восемь самолетов имела строй на маршруте клин. При подходе к району действий строй штурмовиков был правый или левый пеленг в зависимости от разворота на цель.
Подход к цели осуществлялся со стороны солнца или из района малонасыщенного зенитными средствами противника на высотах порядка 700-1200 метров.
Атака целей производилась с пикированием 25-30 градусов.
Порядок атаки был следующий: с высоты 700-1200 производился обстрел из РС, затем с высоты 600-800 метров открывался огонь из пушек и пулеметов и с высоты 500-600 метров сбрасывали бомбы.
При повторных заходах на цель экипажи выбирали объект атаки самостоятельно, не теряя общего боевого порядка.
Для подавления зенитных точек выделялись специальные экипажи или пары в группе, которые, как правило, были замыкающими.
Уход от цели производился разворотом вправо или влево к линии фронта в зависимости от захода и в районах наименьшей насыщенности зенитными средствами противника, как правило на бреющем полете.
Число атак за время пребывания штурмовиков над целью составлял от 2-х до 10, число заходов на цель от одного до трех.
Сбор групп при уходе от цели производился над заранее намеченном характерном ориентиром, в удалении 10-15 клм. От линии фронта.
При низкой облачности в районе цели атака производилась с высоты 250-100 метров, в начале производя обстрел целей из РС-82, затем пушек и пулеметов.
Противозенитный маневр применялся по вертикали и горизонтали и маневрируя скоростями. Экипаж действуя на дистанции 150-200 метров друг от друга могли свободно производить довороты в ту или иную сторону.
Средняя бомбовая зарядка на самолет до 300 кгр. – 70% осколочных и фугасных бомб.
Наиболее успешными были действия штурмовиков 4, 6, 11.10.43 года.
4.10.43 года в результате штурмовых действий 33 ИЛ-2 уничтожено и повреждено 67 автомашин с войсками и грузом, 26 повозок с грузом, 10 орудий полевой артиллерии. Подавлен огонь трех батарей полевой артиллерии, до 18 точек ЗА, до 12 точек ЗП, создано до 40 очагов пожара, разрушено 5 блиндажей. Рассеяно и истреблено до 600 солдат и офицеров противника.
В  боевых действиях отличились летчики 723 ШАП и летчики 766 ШАП.
6.10.43 года штурмовыми действиями 53 ИЛ-2 уничтожено и повреждено до 92 автомашин с войсками и грузом, до 55 повозок с грузом, взорвано два склада с горючим, подавлен огонь до 13 точек ЗП, создано до 24 очагов пожара. Рассеяно и истреблено до 430 солдат и офицеров противника.
В  боевых действиях отличились летчики 723 ШАП и летчики 826 ШАП.
11.10.43 года в результате штурмовых действий 35 ИЛ-2 уничтожено и повреждено до 33 автомашин с войсками и грузом, одна бронемашина, три автоцистерны с горючим, до 12 повозок с грузом, одна бронемашина, три автоцистерны с горючим, до 12 повозок с грузом, до 9 орудий полевой артиллерии, разрушено до 7 блиндажей, три ДЗОТа, взорван склад с боеприпасами. Подавлен огнь до 3 точек ЗА, до 23 точек ЗП, двух батарей ЗА, до 4-х батарей полевой артиллерии, одной минбатареи. Рассеяно и истреблено до 400 солдат и офицеров противника.
В боевых действиях отличились летчики 723 ШАП и летчики 826 ШАП.

211 шад Невель
б) По мотомехколоннам, отходящим войскам и подходящим резервам противника по дорогам.
В начале октября наши наземные войска На Невельском и Витебском направлениях прорвали линию обороны противника, который начал отход по дорогам в Западном направлении.
Одновременно большими автоколоннами по 150-200 автомашин подбрасывали резервы к линии фронта, стараясь задержать продвижение наших наземных войск.
Действия штурмовиков по мотомехколоннам были наиболее эффективными.
Штурмовики действовали группами по 6-8 ИЛ-2 под прикрытием трех-шести истребителей.
Атака автоколонн происходила в строю змейка попарно, или в строю правого-левого пеленга.
Заходы на цель производились с высот 600-800 метров как правило, вдоль автоколонны, атаковывая ее с головы или хвоста.
Заходы строились в зависимости от рельефа местности, лесных массивов, со стороны солнца при учете метеоусловий в районе цели.
Бомбометание производилось с крутого планирования 30-35 градусов, с высоты 400-600 метров, сбрасывая бомбы и одновременно производился обстрел колонны из пушек и пулеметов.
Про повторных заходах производился доворот на 35-40 градусов к цели, атака ее производилась попарно в строю кальватер на дистанции 100-150 метров между парами. Экипажи самостоятельно выбирали цель и поражали ее пулеметно-пушечным огнем.
Уход от цели производился с разворотом в 50-60 градусов, выходя на свою территорию на бреющем полете.
Боевая зарядка 300 килограмм на самолет – 80% осколочно-зажигательных, 20% фугасных бомб.
В течение 4, 5, 6.10.43 года штурмовики действиями групп нанесен значительный урон противнику.
Так например, 4.10.43 года бомбардировочными и штурмовыми действиями  33 ИЛ-2 уничтожено и повреждено до 67 автомашин с войсками и грузом, до 26 повозок с грузом, создано до 40 очагов пожара. Рассеяно и истреблено до 600 солдат и офицеров противника.
В боевых действиях отличились летчики 723 ШАП и летчики 766 ШАП.
5.10.43 года штурмовыми действиями 54 ИЛ-2 уничтожено и повреждено до 97 автомашин с войсками и грузом противника, до 55 повозок с грузом, создано до 24 очагов пожара. Рассеяно и истреблено до 430 солдат и офицеров противника.
В штурмовых действиях отличились летчики 723 ШАП,  летчики 826 ШАП.
6.10.43 года бомбардировочными и штурмовыми действиями  53 ИЛ-2 уничтожено и повреждено до 92 автомашин с войсками и грузом, до 19 повозок с грузом, создано до 60 очагов пожара. Рассеяно и истреблено до 700 солдат и офицеров противника.
В боевых действиях отличились летчики 723 ШАП и летчики 766 ШАП.

211 шад Невель
в) По ж.д. эшелонам в местах погрузки и выгрузки войск противника.
Атака ж.д. эшелонов происходила на ж.д. станциях, где противник производил погрузку или выгрузку войск или боеприпасов.
Ж.д. эшелоны атаковали группами по 8 ИЛ-2 в строю колонны попарно с доворотом цели на 15-20 градусов.
Перед началом штурмовых действий группа штурмовых действий группа штурмовиков из пеленга перестраивалась в колонну и с высоты 600-700 мт. самолеты вводились в угол планирования 30-35 градусов, сбрасывали бомбы и производили обстрел из РС-82.При повторных заходах ж.д. эшелоны атаковались с высоты 200-250 метров под углом к цели 15-20 градусов пушечно-пулеметным огнем.
Уход от цели производился на бреющем полете с разворотом на свою территорию.
Боевая зарядка 300 кгр. на самолет – 80-90% осколочно-зажигательных и 20-10% фугасных бомб.
Штурмовые действия по ж.д. эшелонам были наиболее эффективными 7, 21, 24.10.43 года.
7.10.43 года штурмовыми действиями 30 ИЛ-2 уничтожено и повреждено 2 паровоза, до 15 ж.д. вагонов, подавлен огонь до 13 точек ЗА и ЗП. Рассеяно и истреблено до 630 солдат и офицеров противника.
В боевых действиях отличились летчики 723 ШАП и летчики 826 ШАП.
21.10.43 года штурмовыми действиями 8 ИЛ-2 в результате атаки ж.д. эшелонов произошел сильный взрыв – очевидно боеприпасы. Паровоз сошел с рельс. Подавлен огонь одной батареи ЗА и создано 2 очага пожара.
24.10.43 года штурмовыми и бомбардировочными действиями 8 ИЛ-2 разрушено ж.д. полотно 2 клм. Восточнее ст. Смоловка, создано до 5 очагов пожара. Рассеяно и истреблено до 95 солдат и офицеров противника.
В боевых действиях отличились летчики летчики 826 ШАП.

211 шад Невель
Боевые действия частей дивизии в Невельской операции.

211 Штурмовая Авиационная Дивизия в Невельской операции принимала участие в составе 723,755 и 826 ШАП.
Боевые действия подразделялись на два этапа.
Первый этап – подготовительный. В указанный этап 4 и 5.10. 43 г. части дивизии наносили массированные удары по войскам и технике противника на Лиозненском направлении.
Массированные удары штурмовиков с воздуха, заставили противника подтянуть свои резервы к линии фронта на Витебском направлении.
Части дивизии 4 и 5.10.1943 года произвели 130 успешных боевых вылетов в районе Лиозно.
Второе этап – непосредственного участия в Невельской операции б и 7.10.43 года части дивизии штурмовыми действиями групп по 6-8 самолетов в течение часа обрабатывали передний край противника в районе:
а) Пестики;
б) Большая Будница;
в) Малая Будница;
г) Лехово, Фролово, Лоскотухино;
Удар был нанесен внезапно и неожиданно для противника, этим самым наши войска имели успех.
Части дивизии 6 и 7.10.43 года произвести 185 успешных боевых вылетов.

Боевая работа перед началом Невельской операции.
В период 4 и 5.10.43 года части дивизии последовательными ударами групп 4-6 ИЛ-2 под прикрытием 4-6 истребителей 259 ИАД бомбардировочными и штурмовыми действиями подавляли артминбатареи, уничтожали живую силу и технику противника в районах:
а) М. Колышки;
б) Пауки, Кудрицы, Сухари;
в) Гракова, Барково, Никулино;
г) Старый Двор, Заборье;
д) Малюгово, Кругликова;
е) Юрцевичи, Харюкино;
ж) Шубки, Соловейна.
Уничтожали отходящие войска и технику противника по направлениям:
а) Шумшина – Лиозно;
б) Колышки – Витебск;
в) Колыщки – Лиозно;
г) Колышки – Веляшковичи;
д Сураж – Витебский – Витебск;
е) Микулино – Рудня;
ж) Лиозно – Витебск;
з) Сурож – Витебский – Яновичи;
и) Яновичи – Витебск.
и в районах:
а) Заольша;
б) Малые Соболи, Большие Соболи.
За два дня напряженной боевой работы перед Невельской операцией части дивизии провели 130 успешных боевых вылетов.
Таким образом в течение этого времени не давая возможности противнику закрепиться на следующих рубежа, заставляли его поспешно подтянуть свои резервы к линии фронта.
Кроме того противник при таком массовом воздействии штурмовиков на его живую силу и технику, перед Невельской операцией, совершенно в другом районе, не мог разгадать замысел командования.

211 шад Невель
Боевая работа в период Невельской операции.
Части дивизии в первый день операции 6.10.43 года нанесли первый удар составом 45 ИЛ-2, группами 6-8 самолетов в течение часа обрабатывая передний край противника с прикрытием истребителей в районе целей.
Таким образом штурмовики имея надежное прикрытие в районах целей и зонах отсечения, не встречая в первый вылет противодействия истребительной авиации противника, успешно выполняли боевую задачу.
Последующие вылеты производились под непосредственным сопровождением истребителей.
Удары штурмовиков были перенесены в глубь обороны противника по подходящим и отходящим войскам и технике противника по дрогам на Запад.
Этим самым была достигнута внезапность и массовость удара, где противник меньше всего его ожидали как показал результат проведенной операции наземные войска имели большой успех в овладении рядом важных рубежей, в том числе и г. Невель.
В период шестого и седьмого октября 1943 года части дивизии произвели 185 успешных боевых вылетов.
Части дивизии последовательными и непрерывными ударами групп 6*8 ИЛ-2 под прикрытие четырех-шести истребителей 259 ИАД бомбардировочными и штурмовыми действиями подавляли артминбатареи и живую силу противника в районах
а) Большая Будница;
б) Городище;
в) Кондрашиха, Гнилово, Бураковщина;
г) Лехово, Фролово, Лоскатухино;
д) Гнилово, Репищи;
е) Базары;
ж) Малая Будница, Пестрики;
з) Захарки, Жабино.
Последовательными массовыми ударами групп уничтожали отходящие войска, технику и подходящие резервы противника к линии фронта по дорогам:
а) Малая Будница – Борок;
б) Невель – Езерище;
в) Езерище – Городок;
г) Чурилово – Москва;
д) Межа – Вышедки;
е) Болотница – Жуково;
ж) Жуково – Хвошно;
з) Хвошно – Вышедки;
и) Жуково – Прудок;
к) Прудок – Рудня;
л) Рудня – Хвошно;
м) Пыльки – Кузьмино;
н) Лиозно – Витебск;
о) Яновичи – Витебск.
К недостаткам боевой работы следует отнести:
1) Некоторые группы штурмовиков неумело производили боевые заходы на цель, как-то: развороты производили под очень большими углами.
2) Не нужно увеличивали стоимость подхода к цели в период самих действий в районе действий, что вело к расстраиванию групп и неприцельности бомбометания, даже при слабом противодействии ПВО противника.
3) Некоторые группы стремились только скользнуть по территории противника, не производя повторных заходов, оставляя неполностью израсходованный боекомплект, в ряде случаев производя сбрасывание бомб и обстрел целей из РС как-нибудь, малоприцельно.
Отличные действия частей дивизии в Невельской операции отмечены приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина.

211 шад Невель
Боевая работа 133 гвардейского истребительного авиа полка в октябре месяце.

133 ГИАП вошел в оперативное подчинение 211 Невельской ШАД с 16.10.1943 года и выполнял следующие боевые задачи:
а) Группами 4-8 ЯК-9 сопровождением прикрывали штурмовиков в районах и по дорогам:
Пыльки, раз. Грибачи, Баяры, Клевцы, Фокино, Рашино, Казимирово, Бухарево, Городок, оз. Езерище, Межа, Дрозды.
б) группами 6-8 ЯК-9 прикрывали свои войска на поле боя в районе: Езерище, оз. Сенница, Хвошно, оз. Днико, Невель.
в) Группами 4-6 ЯК-9 сопровождали штурмовиков на разведку в районы: Межа, Вышедки, Хвошно, Городок, оз. Сенница, Дрозды, Лиозно, Витебск.
г) Вел разведку в интересах армии.
д) Группами 4-6 прикрывал ж.д. станцию Ломоносово.
В октябре месяце 1943 года полк произвел 20 групповых воздушных боев в которых сбито 17 самолетов противника и 1 подбит.
По типам: 1 – Ю-88, 1 – ХЕ-111, 16 – ФВ-190.
Потери летного состава:
Не вернулось с боевого задания 2 человека. Ранено в воздушных боях 3 человека.
Потери материальной части:
Сбито в воздушном бою 2 самолета.
Не вернулось с боевого задания 2 самолета.
Разбито в результате вынужденной посадки из-за отказа мотора – 1 самолет.
Силы сторон в воздушном бою:
Противника – 62 самолета.
Наших – 61 самолет.
Боеготовность на 1.11.1943 года.
Всего самолетов 20, из них боеготовых 8 ЯК-9, небоеготовых 12 ЯК-9.
Летчиков – 24 человека, из  них боевых 20.

Отличные действия штурмовиков в октябре подтверждаются документами наземного командования и штаба 3 Воздушной Армии.
Телеграмма
Из штаба 3 ВА 4.10.43 г.
Передаю: вручить немедленно Командиру 211 ШАД.
Группа в составе 21 ИЛ-2 действовавшая по району Колышки, по сообщению Командующего 43 наземной армии, действовала отлично по поставленной задаче, то есть действия были весьма эффективными.
Командующий 3 ВА передал объявить всем участникам вылета благодарность.
Начальник Штаба 3 ВА.
Передал: Пом. нач. Оперотдела 3 ВА /Передано по СТ-35 17-50 4.10.43г./
Телеграмма.
Из штаба 3 ВА 6.10.43 г.
Командиру 211 ШАД.
В районе Большая Будница и Малая Будница штурмовики действовали хорошо, в результате чего, эти пункты были заняты нашими войсками.
Командующий 3 ВА приказал в дальнейшем эти пункты из штурмовых действий исключить.
Начальник Штаба 3 ВА.
Начальник Опер. отдела 3 ВА.
Передал: Пом. нач. Оперотдела 3 ВА /Передано по СТ-35 10-58 6.10.43г./
Телеграмма.
Из штаба 3 ВА 6.10.43 г. № 2226, 9.10.43 г. 15-39
Командиру 211 ШАД.
Командующий 3 ВА отмечает очень эффективную и в ряде случаев особо умелую работу штурмовиков. В течение 6.10.43 года, что обеспечило успешное наступление наших войск.
Нач. Разведотдела 3 ВА.
Передано: Пом. нач. Оперотдела 3 ВА /Передано по СТ-35 20-50 9.10.43г./

В октябре месяце в частях дивизии было награждено орденами и медалями 195 человек летно-технического состава.
Присвоено военных званий офицерскому составу – 27 человекам, сержантскому составу – 45 человекам.
211 шад Невель
Для покрытия некомплекта личного состава частей дивизии прибыло:
1. Штурман полка – 1
2. Командиров АЭ – 2
3. Старших техников АЭ – 1
4. Зам. командира АЭ – 1
5. Летчиков – 2
6. Механиков авиационных – 2
Всего – 9 человек.
Потери личного состава за истекший месяц составляют:
1. Командиров АЭ – 1
2. Зам. командира – АЭ – 1
3. Командиров звеньев – 4
4. Летчиков – 16
5. Воздушных стрелков – 21
6. Механиков авиационных – 3
Всего – 46 человек. Некомплект в личном составе частей дивизии на 1.11.43 года составляет:
1. Летчиков – 37 человек
2. Воздушных стрелков – 41 человек
3. Младший авиаспециалист – 15 человек
4. Техник авиационный – 9 человек
Всего – 102 человека.

211 шад Невель
Взаимодействие штурмовиков с наземными войсками.

Передний край наших войск обозначался цветными ракетами и дымовыми шашками, которые хорошо были видны самолетам.
Сигналы выкладываемые наземными войсками из полотнищ видны плохо и различить их на фоне местности с высоты 800-1200 метров очень трудно.
Наземные войска хорошо обозначали цели обстрелом дымовыми снарядами районов расположения войск и техники противника, куда штурмовики немедленно сбрасывали бомбы и производили обстрел из пушек и пулеметов.
Обозначение целей, которые наземным войскам затрудняли продвижение непосредственно перед передним краем обороны противника, дало положительный результаты путем обстрела их из арторудий. Такой метод целеуказания необходимо практиковать нашим войскам и в дальнейшем.
Необходимо в дальнейшем также практиковать обозначение своего переднего края ракетами и дымовыми шашками, которые легко распознаются штурмовиками с воздуха.

Работа радиостанции наведения 211 Невельской ШАД
Станция наведения  с 2.10.43 г. по 12.10.43 г. дислоцировалось в районе оз. Днико, оз. Сенница, оз. Езерище.
Оборудование станции наведения:
Радиостанция РСБ-Ф на автомашине.
Приемник 5 РКУ.
Выносное микрофонное устройство.
Работа радиостанции.
Приемник 5 РКУ служит для приема информации со станции «Редут».
Рация РСБ-Ф была загружена почти на 100 % работой с истребителями 240 ИАД.
Радиостанция работала в интересах истребителей и далеко располагалась от переднего края (5-7 километров), так что работы штурмовиков над целью было не видно.
Рация работала только в сети наведения и поэтому связи со штабом дивизии не было. Связь со штабом дивизии осуществлялась через служебных попутных людей.
Связь со штурмовиками в воздухе осуществлялась через РСБ и передавались им следующие команды и приказания:
1. Производилась информация о воздушной и наземной обстановке (деятельность ИА и активность противника в районе цели).
2. Делались замечания истребителям о качестве сопровождения штурмовиков.
3. При изменении линии фронта производилось перенацеливание штурмовиков.
4. Производилась оценка работы штурмовиков над полем боя.
На станции наведения велся учет действий наших штурмовиков над полем боя боевой деятельности ВВС противника.
С целью лучшего наблюдения за работой штурмовиков представители станции наблюдения выходили на передний край.

211 шад Невель
Работа штурмовиков.

Строй до подхода к цели хороший, но уход от цели растянутый до 1-2 клм.
Основы боевого порядка – пары не всегда придерживаются. Строи однообразны – клин, пеленг, а также высоты и заходы на цель (600-700 мт. Левый круг вдоль фронта). Очень редки случаи когда заходы были с правым кругом. Уход от цели на высотах 300-400 метров. Имелись и случаи хорошего ухода от цели на бреющем полете в район сбора группы.
В большинстве случаев проводилось по одному заходу на цель с пребыванием над целью не более одной-двух минут.
Недостаточно отработаны углы пикирования, отмечены случаи пикирования под углом 15 градусов с высот 800-1000 метров. Артогонь штурмовика использовался недостаточно (2-3 малоприцельные очереди).
Предупреждении станции наблюдения о наличии ФВ-190 в хвосте штурмовиков привело к панике последних (увеличение скорости, уход группы на бреющем полете, невыдерживание строя).
Связь штурмовиков с радиостанцией наведения не всегда осуществлялась, штурмовики на вызов станции наведения не отвечали.
Прикрытие истребителями сопровождения, как правило, было хорошее на маршруте, если штурмовики не растягивались, но в районе цели недостаточное – истребители уходили на высоту 1500-2000 мт. и производили полет в стороне от действий штурмовиков.
Места сосредоточения зенитной артиллерии противника непостоянны. Отмечалась частая переброска противником своих зенитных средств.

Деятельность ВВС противника.
Производилось патрулирование над линией фронта пар ФВ-190. Разведывательные полеты ХШ-126 под прикрытием ФВ-190.
Бомбардировочные и штурмовые действия самолетов тип Ю-88, ХЕ-111, Ю-87, ФВ-190 в группах 10-50 машин, по нашему переднему краю и ближайшим тылам.

Тактика ВВС противника
В район действия появлялись да ФВ-190, осматривали район, уходили в сторону солнца и вызывают бомбардировщиков, если в воздухе нет наших истребителей, через одну-две минуты появляются бомбардировщики противника, иногда без прикрытия или с прикрытием 2-4 Фв-190 группами 10-30 Ю-88, ХЕ-111 и Ю-87 производят один-два захода на цель. Ю-88, ХЕ-111 бомбометание проводят с горизонтального полета с высот 2000-2500 метров. Ю-88 бомбят с пикирования под углом 70-80 градусов, при повторных заходах с высоты 400 метров ведут артобстрел цели с пикирования под углом 30-40 градусов. Бомбометание серийное.
Боевые порядки кильватер звеньев (3-5 машин) в клину или пеленге. Боевой порядок Ю-87 чаще круг.
Отмечены случаи бомбометания с пикирования ФВ-190. В группах 8-16 машин из строя змейка, бомбометание производилось ФАБ-50 две штуки или же один «РРАБ» в 300-400 кгр. осколочно-зажигательными бомбами в 0,5 кгр. (площадь поражения 50*50 мт, бомба от бомбы ложится  на расстоянии одного-полутора метров), высота ввода в пикирование 1000-1500 мт. с углом 60-70 градусов.
Отмечены случаи когда противник летал на наших «ЯК-ах». Большую активность противник проявлял ночью – бомбометание и обстрел автотранспорта по дорогам.

Предложения по организации работы станции наведения.
1. Иметь переносную радиостанцию типа «РРУ» с наблюдением на переднем крае (НП командира батальона).
2. Совмещение управления истребителями и штурмовиками на одной радиостанции не рационально.

Взаимодействия штурмовиков с истребителями прикрытия.
Штурмовики при подходе к аэродрому истребителей вызывали их по рации.
Истребители прикрывали группы штурмовиков от 6 до 12 на маршруте и в районе цели шестью-восьмью истребителей.
Встреча происходила над аэродромом истребителей. Штурмовики придя на аэродром становились в круги вызывали истребителей.
Необходимо чтобы группы 4-6 ИЛ-2 обеспечивались прикрытием такого же количества истребителей. Это необходимо для более безопасного полета, при встрече с истребителями противника наши истребители свободной парой или четверкой могут вступать в бой, остальные же продолжают прикрывать штурмовиков.
При недостаточном же прикрытии, истребители противника навязывают воздушный бой нашим истребителям, в этом случае штурмовики могут оставаться без прикрытия.
Прикрытие истребителей 259 ИАД и 133 ГИАП в отчетном месяце было хорошим.
К недостаткам в прикрытии истребителей следует отнести следующее:
1. Истребители прикрывающие штурмовиков в районе цели находились на большой высоте, тем самым давая возможность истребителям противника на высотах ниже наших истребителей свободно атаковать штурмовиков.
2. Истребители не всегда своевременно выходили на сопровождение штурмовиков, штурмовики придя на аэродром истребителей производили по 2-3 круга пока не взлетят истребители.
В результате плохого прикрытия штурмовиков истребителями, штурмовики имели потери от ИА противника.
Например 6.10.43 года 6 ИЛ-2 683 ШАП выполняли задание в районе Житки, Бардино.
Прикрывала группа 8 ЯК-9 133 ГИАП. При вылете с аэродрома к штурмовикам пристроилась только одна пара, а 6 истребителей после взлета ушли в сторону, подходя к линии фронта последняя пара бросила штурмовиков. Штурмовики потерь не имели лишь потому, что в районе цели не было истребителей противника.
19.10.43 года 5 ИЛ-2 639 ШАП выполняли боевое задание в районе Зезюлино, Мамоново, Кошкина, прикрывали 6 ЯК-0 133 ГИАП. В районе цели истребители находились впереди и на большой высоте. В момент атаки наших штурмовиков истребители противника находились ниже и при выводе из атаки на высоте 400-500 метров, штурмовики атаковались истребителями противника сзади с хвоста. В результате чего был подбит один ИЛ-2, летчик мл. лейтенант Датский.
20.10.43 года 6 ИЛ-2 683 ШАП выполняли боевое задание в районе Зезюлино, Мамоново, Кошкина. Прикрывали 6 ЯК-9 от 133 ГИАП. После взлета группу штурмовиков прикрывали только пара истребителей, остальные ушли в сторону.
Подходя к линии фронта ведущий группы ИЛ-2 отдал приказание прикрыть штурмовиков, только после этого наши истребители пристроились и хорошо прикрывали штурмовиков.

Воздушные бои и их характеристика.
Тактика действий истребителей противника в октябре отличалась следующими приемами:
Группа 4-6 истребителей противника барражировали в районе цели на высоте наших истребителей и при встрече с нашими истребителями вступала с ними в бой.
Одна-две пары в это же время производила полет на низкой высоте и при вводе штурмовиков в угол планирования истребители противника атаковали их снизу сзади.
Например, 6.10.43 года группа в составе 6 ИЛ-2 723 ШАП в районе Лозовка была атакована 4 ФВ-190. Атака противника с бреющего полета снизу сзади, благодаря хорошему огневому взаимодействию в с трою, штурмовики потерь не имели.
15.10. 43 года группа в составе 8 ИЛ-2 723 ШАП в районе Староселье была атакована 4 ФВ-190 таким же способом. Первая четверка ИЛ-2 была атакована на один раз, вторая – 2 раза.
Истребители противника атаковывают в тех случаях, когда штурмовики не прикрываются или плохо прикрываются нашими истребителями.
Истребители противника атакуют штурмовиков на своей территории, как группу, так и отдельные оторвавшиеся самолеты.
Истребители противника атакуют обычно парами или четверками. В 766 ШАП истребители противника таким образом сбили два ИЛ-2, один в районе Жуково, второй в районе оз. Сенница.
12.10.43 года группа ИЛ-2 683 ШАП вылетев на боевое задание при сборе над аэродромом на высоте 200-300 метров со стороны солнца с высоты 1500 метров была атакована 4 ФВ-190.  Своевременно заметив истребителей противника, ведущий группы подал команду стать в круг, приняв оборонительный бой и имея хорошее огневое взаимодействие в строю, штурмовики потерь не имели. Истребители противника, произведя безрезультатно две атаки, вышли из боя.
9.10.43 года 2 ЯК-9 133 ГИАП при вылете на разведку в район Теплухино 20 клм. севернее г. Невель на высоте 3500 мт. встретили 2 Фв-190. ЯК-9 имели высоту 4000 метров, внезапно атаковали их. ФВ-190 пытались выйти из атаки с виража и набором высоты. Ст. лейтенант Женгува на наборе высоты сблизились с ФВ-190 на дистанцию 300 метров и тремя очередями из 37 м/м. пушек разрушил левую плоскость, ФВ-190 с переворотом врезался в землю.
11.10.43 года ведущий 4 ЯК-9 капитан Осипов в районе восточнее оз. Сенница встретили два ХЕ-111, которые заметив наших истребителей стали уходить в облачность, одному удалось уйти, второго ХЕ-111 капитан Осипов атаковал сверху в хвост, зажав его четверкой ЯК-9, отогнали от облачности, сделав по одной атаке зажгли ХЕ-111, который горящим врезался в землю в районе Козловичи.

И.М. Снетков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс