240-я истребительная авиационная Невельская Краснознамённая ордена Суворова дивизия

Летчики-истребители в невельском небе

240-я истребительная авиационная Невельская Краснознамённая ордена Суворова дивизия (240-я иад) — соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) ЯК-9Вооружённых Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
В составе действующей армии с 14 июня 1942 года.
Командир дивизии с 15.04.1943 до 10.1945 года  Зимин Георгий Васильевич           (6 мая 1912, Санкт-Петербург — 29 марта 1997, Москва). С апреля 1943 года подполковник Г. В. Зимин назначен командиром 240-й истребительной авиационной дивизии на Калининском, 1-м Прибалтийском, 2-м Зимин Георгий ВасильевичБелорусском, 3-м Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Полковник (май 1943). К сентябрю 1943 года совершил 163 боевых вылета, участвовал в 39 воздушных боях, в которых сбил лично 13 самолётов противника. За эти подвиги указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года полковнику Зимину присвоено звание Героя Советского Союза. В дальнейшем маршал авиации, депутат Верховного Совета СССР (1958—1966).
3 октября 1943 года 240 истребительная авиационная дивизия, несмотря на низкую облачность, благополучно совершила перелет на фронт для участия в Невельской наступательной операции. В составе  дивизии было 87 самолетов.
6 октября после артиллерийской и авиационной подготовки войска 3-й и 4-й ударных армий начали штурм вражеских укреплений, прикрывавших Невель, и к исходу дня расширили фронт прорыва до 16 километров и продвинулись вперед на 8–10 километров.
С утра 7 октября противник предпринял отчаянные попытки остановить Зимин Георгий Васильевичнаступление и ввел в бой резервы сухопутных войск и авиации. Группами по 20-40 самолетов гитлеровцы пытались бомбить боевые порядки наступающих частей, подходящие к переднему краю резервы и огневые позиции артиллерии. Но ликвидировать брешь, пробитую в обороне наступающими советскими армиями, врагу уже было не под силу. И тогда для спасения положения в районе Невеля по приказу Геринга сюда был дополнительно брошен весь 6-й немецкий воздушный флот. Обстановка в воздухе стала труднейшей, летный состав вел бои на пределе своих возможностей. Но остановить наступление наших армий гитлеровцы так и не смогли.
В течение недели летчики 240-й иад работали с огромным напряжением. Около трехсот самолетов (до 170 «юнкерсов» и «хейнкелей» и до 100 истребителей из эскадры «Мельдерс») было брошено противником в бой с целью сорвать наступление на невельском направлении. Так как полоса его была неширокой — около сорока километров по фронту, очевидно, какая сложная обстановка была над полем боя. И особенно трудным был день 7 октября. В этот день бомбардировщики и штурмовики противника непрерывно шли к линии фронта. Чтобы обеспечить постоянное патрулирование, пришлось действовать небольшими группами в составе эскадрилий и звеньев. Летчики проводили воздушные бои, приземлившись, быстро заправляли машины горючим, пополняли боезапас и снова вылетали, снова вели схватку с врагом — и так до самых сумерек. Численному превосходству противника наши истребители противопоставили боевую зрелость, высокое мастерство, упорство и несокрушимую силу духа. Так, только в одном бою, проведенном в тот день, эскадрилья 900-го истребительного полка, которую вел лейтенант Георгий Лисецкий, атаковала вражескую армаду в сорок бомбардировщиков и в течение 9-12 минут сразила девять из них и, кроме того, два истребителя сопровождения. Этот бой проходил над головами пехотинцев, которые штурмовали Невель. Вид сокрушенных немецких самолетов был сильнейшим вдохновляющим зрелищем для атакующих воинов.
240 иад
В другом воздушном бою того же дня эскадрилья 86-го гвардейского полка под командованием старшего лейтенанта В. И. Кокошкина атаковала 20 немецких бомбардировщиков, шедших под прикрытием 8 истребителей. Наши летчики подожгли четыре «хейнкеля» и два «фоккера». Эскадрилья потерь не имела.
С глубоким сожалением, конечно, не каждый бой обходился без потерь.
Последнюю схватку, которую провели командир звена 86-го гвардейского авиаполка лейтенант М. Ф. Манулин и его ведомый Евгений Куницын, видели с земли сотни пехотинцев.
Эта пара вылетела на свободную охоту и вскоре обнаружила 16 штурмовиков ФВ-190. На этот тип самолетов гитлеровцы подвешивали бомбы. Сбросив их, «фоккеры» начинали действовать как истребители. На этот раз они с бомбовым грузом приближались к линии фронта. Кроме Манулина и Куницына, в том районе тогда никого из наших летчиков не было. Ни минуты не раздумывая, пара атаковала группу ФВ-190. Гитлеровцы избавились от груза, не дойдя до цели, в считанные секунды их боевой порядок был нарушен. Но, увидев, что их атакуют всего два советских истребителя, вражеские пилоты быстро пришли в себя и всей армадой навалились на них.
240 иад
Это был трагический и героический бой. Расстроив первоначальный боевой порядок «фоккеров», заставив их сбросить бомбы куда попало, наши воздушные бойцы уже выполнили свою задачу и могли бы выйти из боя: вражеские истребители уже не представляли для наземных войск какой-то опасности. Но наша пара все-таки приняла бой почти с двумя десятками вражеских истребителей. Митрофан Манулин, надежно прикрытый своим ведомым, провел три стремительные атаки и одного за другим сбил три «фокке-вульфа» подряд! Он дрался, пока не израсходовал боезапас. Но и после этого, прикрытый своим другом, он не сделал попытки выйти из боя, передал по радио Куницыну: «Выходи вперед и атакуй! Я прикрою!» Тот с ходу сбил четвертый ФВ-190. Но в это же время был атакован и сбит безоружный Манулин. Оставшись один, молодой летчик не дрогнул. В невероятно трудных условиях он продолжал с редким упорством вести бой и сбил пятый «фокке-вульф». Он погиб только тогда, когда израсходовал весь боекомплект. Его, безоружного, гитлеровцы сбили, навалившись всей оравой.
Обоих наших летчиков пехотинцы похоронили со всеми воинскими почестями, которые отдаются павшим героям. Лейтенант Манулин в этом последнем бою довел свой личный счет до 16 сбитых вражеских самолетов. Единственная ошибка, которую совершил в своем последнем вылете командир звена, заключалась в том, что, встретив большую группу вражеских самолетов и вступив с ними в бой, он не доложил об этом на КП. Только когда в процессе боя дежурный услышал в эфире голос Манулина: «Выходи вперед и атакуй! Я прикрою!» — в тот район срочно была перенацелена одна из наших групп. Но было уже поздно…

240 иад
Но потери, понесенные в упорных боях на земле и в воздухе, были ненапрасными. Все отчаянные попытки врага ликвидировать прорыв наших войск разбились о мужество и стойкость советских воинов. К исходу 6 октября войска фронта овладели городом Невель — крупным опорным пунктом и оперативно важным узлом коммуникаций на северо-западном направлении. Со взятием Невеля противник был лишен участка железной дороги Ленинград — Невель — Витебск — Орша — Могилев, который раньше позволял ему маневрировать резервами и перебрасывать их на другие направления. Враг лишился также важного узла шоссейных и грунтовых дорог, по которым шло снабжение всей его северной группировки.
Советский народ услышал радостную весть об одной из крупных побед Красной Армии. Вместе с сообщением Совинформбюро был передан приказ Верховного Главнокомандующего, в котором давалась высокая оценка боевой деятельности отличившихся соединений, в том числе и 240 истребительной авиационной дивизии. Ей было присвоено почетное наименование Невельская. Войскам, освободившим Невель, Москва салютовала двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий. Этот победный гром тридцати с лишним батарей одновременно был данью памяти погибшим героям и наградой за доблесть живым.240 иад
Но упорные бои по-прежнему продолжались. Воодушевленные присвоением дивизии почетного наименования Невельская, летчики-истребители сбили на другой день 12 вражеских самолетов. Ситуация продолжала оставаться сложной: непрерывными контратаками противник пытался выбить из района Невеля соединения 3-й и 4-й ударных армий. Кроме авиации гитлеровцы подбросили на это направление одну танковую и четыре пехотные дивизии из других групп армий. Однако никаких результатов это не принесло. Гитлеровская ставка в те дни с тревогой сообщала о событиях на витебском направлении. В ее официальном сообщении говорилось: «Все бои на Восточном фронте отступают на задний план по сравнению с тяжелым сражением в районе Невеля».
Бои в воздухе продолжались. Снова появились свежие авиационные части врага. Однако наши летчики уже чувствовали себя хозяевами в небе и непрерывно наращивали силу ударов.
При патрулировании мелкими группами, эшелонированными по высоте, представлялась возможность одновременно меньшими силами связать боем вражеских истребителей, а главный удар направить на отражение налета бомбардировщиков противника.
Примером этому служат героические воздушные бои в невельском небе. Три звена 900 иап 8.10.43 г. вылетели в зоны патрулирования. Управление и наведение осуществлялось с КП 240 иад. Первое звено под командованием старшего лейтенанта Данилина в составе 4 Як-9 (приложение 7) прикрывало наши войска в районе о. Езерище. На высоте 4000–4500 м ими были обнаружены две группы бомбардировщиков противника по 9 ДО-217 под прикрытием 8 ФВ-190, которые находились немного выше бомбардировщиков. С КП дивизии была подана команда «На Невель идут три группы бомбардировщиков — атакуйте». Старший лейтенант Данилин повел группу с набором высоты в район Невеля, развернувшись в нижнем слое облачности, подал команду «Атакуем четверкой попарно». Внезапной атакой по противнику сзади из-за облаков (каждый летчик выбрал себе цель) с дистанции 200–150 м прицельным огнем были подожжены 3 ДО-217, а один ДО-217 взорвался в воздухе. Старший лейтенант Данилин и его ведомый младший лейтенант Василисин были атакованы двумя ФВ-190. Прикрывающие 2 Як-9, ведущие лейтенант Кожанов и младший лейтенант Сериков, атаку истребителей отбили. При этом один из ФВ-190 был сбит летчиком Сериковым.

240 иад
Второе звено Як-9 под командованием старшего лейтенанта Просяника было нацелено с КП дивизии на группу самолетов противника (до 40 Ю-87, под прикрытием 8 ФВ-190). Пара старшего лейтенанта Просяника пошла в атаку на бомбардировщиков противника. Те заметили наших истребителей, начали разворот влево и стали уходить на юго-запад. Одна группа Ю-87 встала в круг и одновременно уходила в сторону своих войск, беспорядочно сбрасывая бомбы. Наши истребители атаковали эту группу. Бой велся преимущественно на виражах при хорошем огневом взаимодействии между парами. В результате этого боя наши истребители сбили 3 Ю-87.
Группа из 8 ФВ-190 находилась выше бомбардировщиков и при выходе наших истребителей атаковала их. Всего за этот бой звено сбило 3 Ю-87 и 1 ФВ-190, своих потерь звено не имело.
Третье звено под командованием лейтенанта Лисецкого патрулировало в районе о. Сенница. С КП дивизии сообщили о подходе группы бомбардировщиков. Ведущий на высоте 3000 м обнаружил 10 Ю-88 под прикрытием 4 ФВ-190, идущих бомбить передний край обороны наших войск. Наши истребители атаковали бомбардировщиков противника. Те, заметив наших истребителей, беспорядочно сбросили бомбы и со снижением начали уходить на свою территорию.
В целом же за период с 6 по 11 октября 1943 года летчики дивизии произвели 1450 боевых вылетов и сбили 94 самолета противника. Чтобы выполнить поставленные задачи, им приходилось совершать по 5–7 вылетов в день.
За сентябрь-октябрь 1943 года летчики 240-й истребительной авиационной дивизии сбили 222 самолета противника: 32 — Хе-111, 29 — Ю-88, 11 — Ю-87, 3 — До-215, 4 — До-217, 1 — «Хеншель-126», 125 — ФВ-190, 17 — Ме-109. За этот период потеряли 58 летчиков: 14 погибло в воздушных боях, 44 не вернулись с боевого задания. Потери в боевой технике составили 62 самолета.
В воздушной схватке погиб и замечательный боевой летчик командир эскадрильи 42-го авиаполка капитан Н. В. Тихонов. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Потеряли и прекрасного летчика Дмитрия Ивановича Кудрявцева. Это он, тогда совсем еще юноша, в боях на Ленинградском фронте сбил 11 самолетов врага. А всего за три месяца войны этот исключительно сильный и способный воздушный боец уничтожил, как и лейтенант Митрофан Манулин, 16 вражеских машин.

240 иад
15 октября 1943 был получен приказ командующего воздушной армией, согласно которому 240-я авиадивизия в составе 86-го гвардейского и 900-го истребительного авиаполков завершила свои боевые действия и была перебазирована на аэродром Дубовицы для доукомплектования личным составом, материальной частью и для подготовки молодого летного состава к дальнейшим операциям.
Сериков Николай Степанович
133-й гвардейский авиаполк временно был передан в оперативное подчинение командиру 211-й штурмовой авиадивизии, обеспечивал действия штурмовиков.
За отвагу и доблесть, проявленные в ходе наступательной операции, десятки летчиков дивизии, инженеров, техников, механиков, офицеров управления были награждены орденами и медалями. Еще двум летчикам дивизии — Алексею Николаевичу Деркачу и Ивану Константиновичу Сомову (оба из 86-го гвардейского полка) было присвоено звание Героя Советского Союза.

Иван Константинович Сомов
Иван Константинович Сомов (21.09.1921, Нижегородская область — 26.06.2011, Москва) — советский офицер, участник Великой Отечественной войны, в годы войны — заместитель командира эскадрильи 86-го гвардейского истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 3-й воздушной армии Калининского фронта, гвардии лейтенант. Герой Советского Союза (1944).
К октябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 86-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии лейтенант И. К. Сомов совершил 276 боевых вылетов, из них 110 — на истребителе, в 35 воздушных боях лично сбил 16 и в группе 3 самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-вражескими захватчиками, гвардии лейтенанту Сомову Ивану Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Алексей Николаевич Дергач
Алексей Николаевич Дергач (1916-1983) — полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны.
К июлю 1943 года гвардии капитан Алексей Дергач был заместителем командира эскадрильи и штурманом 86-го гвардейского истребительного авиаполка 240-й истребительной авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. К тому времени он совершил 273 боевых вылета, в 24 воздушных боях сбил 11 вражеских самолётов лично и ещё 14 — в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии капитан Алексей Дергач был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 2842.
Невельская наступательная операция одна из славных страниц 240-й истребительной авиационной Невельской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Далее были: Витебско-Оршанская операция — с 23 июня 1944 года по 26 июня 1944 года;
Минская операция — с 29 июня 1944 года по 4 июля 1944 года;
Вильнюсская наступательная операция — с 5 июля 1944 года по 20 июля 1944 года;
Каунасская операция — с 28 июля 1944 года по 28 августа 1944 года;
Мемельская наступательная операция — с 14 сентября 1944 года по 24 ноября 1944 года;
Гумбиннен-Гольдапская операция — с 16 октября 1944 года по 27 октября 1944 года;
Восточно-Прусская операция — с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года;
Инстербургско-Кёнигсбергская операция — с 13 января 1945 года по 27 января 1945 года;
Кенигсбергская операция — с 6 апреля 1945 года по 9 апреля 1945 года;
Земландская наступательная операция — с 13 апреля 1945 года по 25 апреля 1945 года;
Берлинская наступательная операция — с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

240 иад
20 февраля 1949 года 240-я истребительная авиационная Невельская Краснознамённая ордена Суворова дивизия была переименована в 119-ю истребительную авиационную Невельскую Краснознамённую ордена Суворова дивизию.
В ее составе проходили службу летчики-космонавты:
Горбатко Виктор Васильевич, лётчик-космонавт СССР № 21, Генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, проходил службу в должности лётчика 86-го гвардейского истребительного авиационного полка с 1956 по 1960 гг
Хрунов Евгений Васильевич, лётчик-космонавт СССР № 15, полковник, проходил службу в должности лётчика 86-го гвардейского истребительного авиационного полка с 1956 по 1960 гг., Герой Советского Союза.
В связи с реформой Вооружённых сил после распада СССР 119-я истребительная авиационная Невельская Краснознамённая ордена Суворова дивизия 1 декабря 1989 года была передана в состав Черноморского флота и получила наименование 119-я истребительная авиационная Невельская Краснознамённая ордена Суворова дивизия ВВС Черноморского флота. Дивизия была расформирована 01 января 1992 года.

Источники:
1. Приказ Верховного Главнокомандующего № 30 от 7 октября 1943 года
2. Зимин Г. В. «Истребители» — М.: Воениздат, 1988.
3. Зимин Г. В. Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия. — М.: Воениздат, 1982.
4. Журнал схем и описаний воздушных боев проведенных летчиками 240 над на СЗФ Архив: ЦАМО, Фонд: 20221, Опись: 1, Дело: 9а

И.М. Снетков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс