Невельский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Меньшов Николай Петрович

г. Москва кандидат исторических наук

В марте 2014 г. года в лентах информационных агентств появилось сообщение о том, что в Невеле будет установлен памятный знак утраченным храмам Невельской земли. Неплохо было бы конкретизировать информацию по этим храмам, прежде всего опираясь на архивные документы. Необходимо заниматься церковной археологией и достоверно изучать пласты истории Православия на Невельской земле. Это является значимым шагом к восстановлению самобытности малого города на карте нашего Отечества.

В 2014 г. году мною был представлен доклад о результатах работы с описанием православных Н.П. Меньшовприходов Витебской губернии, входивших на момент его составления в 1832 г. в Могилёвскую епархию — я сообщил участникам XX Невельских Бахтинских чтений об одном из них, храме во имя святителя Николая, что в погосте Каратае, расположенном на берегу одноимённого озера, часть которого принадлежала монастырю, о котором и пойдёт речь ниже. Теперь же я поделюсь с вами результатом работы с описанием Невельского Спасо-Преображенского мужского монастыря, почерпнутым мною из историко-статистического описания восьми монастырей Полоцкой епархии, составленного спустя 22 года после описания храмов Могилёвской епархии, в 1854 г. преподавателем Полоцкой духовной семинарии Ксенофонтом Антоновичем Говорским (1821–1871). В описании монастырей Полоцкой епархии содержатся описания двух монастырей, располагавшихся на территории Невельского (Невельский Спасо-Преображенский мужской заштатный) и Себежского (Покровский Вербиловский мужской заштатный) уездов Витебской губернии.

Историко-статистическое описание Полоцкой епархии, составленное учителем Полоцкой духовной семинарии, коллежским советником Ксенофонтом Говорским в 1853–1854 году на основе скрупулёзно изученных им документов епархиальных и монастырских архивов и книгохранилищ, состоит из двух частей: первая посвящена истории Полоцкой епархии от начала христианства в Полоцке и православным иерархам до Брестской унии и гонений на Православие на территории Белоруссии, вторая повествует о 8 монастырях Полоцкой епархии, современных автору описания, а также об истории монастырского строительства в епархии.

Собственно говоря, о Невельском Спасо-Преображенском мужском внеклассном необщежительном монастыре писал в начале прошлого столетия историк Иван Фёдорович Токмаков, который основывался в своём исследовании на документах Московского главного архива Министерства иностранных дел, где он служил заведующим библиотекой, а в начале нашего столетия заведующий библиотекой Санкт-Петербургских духовных школ Александр Александрович Бовкало опубликовал очерк о монастыре, основанный на материалах публикации И.Ф.Токмакова, мемуаристике, а также губернской и епархиальной печати. Мною же будут приведены данные из Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива и Государственного архива Псковской области, где хранятся историко-статистическое описание, а также документальные и графические материалы по имуществу монастыря.

В Государственном архиве Псковской области в фонде Невельского Спасо-Преображенского монастыря имеются две описи монастырского имущества, составленные в 1870 г., одна, главная, которая использовалась при его передаче от одного настоятеля к другому, и обычная, которая сохранилась в худшем качестве, нежели главная, в этой описи информация представлена валовым способом, без конкретизации относительно того или иного монастырского храма. В дополнение к описям 1870 г. имеется опись монастырского имущества и часовни при монастыре, составленная в августе 1902 г. при передаче настоятельства от архимандрита Ионы (Лазарева), (о нем см. ст. Л.Максимовской «Судьба настоятеля») к игумену Порфирию, состоявшейся 27 сентября 1902 г. Опись заверена благочинным монастырей Полоцкой и Витебской епархии архимандритом Виталием, а также невельскими приходскими священниками Никанором Евфимьевичем Спасским и Онуфрием Гавриловичем Шостаком.

За основу при написании нашей статьи нами были взяты следующие источники:

  1. Историко-статистическое описание монастыря. 1854 г. Оно важно нам, поскольку предоставляет сведения по истории монастыря до масштабного пожара, случившегося в городе 19 мая 1865 г., и проливает свет на особо чтимые святыни из монастырской ризницы, в том числе серебряный напрестольный крест с частицами 30 православных святынь.
  2. Церковно-историческое и статистическое описание монастыря. 1909 г. Это описание дополняет имеющиеся в работе И.Ф.Токмакова сведения о монастырской казне, в нём представлены данные о приходе и расходе денежных сумм за 1909 г. Подписано описание настоятелем монастыря архимандритом Порфирием, казначеем иеромонахом Платоном и ризничим иеромонахом Игнатием.
  3. Главная опись имущества монастыря за 1870 г. Эта опись позволяет исследователю изучить уровень снабжения монастыря богослужебной утварью и пополнения ризницы богослужебными облачениями, а также даёт информацию об ущербе имуществу монастыря, нанесённом грабителями в 1872 г., и о передаче в 1875 г. ризничного имущества (по 18 фелоней, епитрахилей и поясов, 5 подризников, 35 пар поручей, 6 стихарей и 5 орарей) в беднейшие приходы I Благочиния Невельского уезда.
  4. Опись церковного имущества Невельского монастыря за 1902 г. с дополнениями за последующие годы представляет сведения о пожертвованиях в монастырскую ризницу, а также о наборе колоколов на монастырской звоннице и четырёхугольной кирпичной часовне, располагавшейся к северо-востоку от Ниловского храма обители.
  5. План генерального межевания сельца Сипово. Вкупе с главной описью монастыря этот план представляет интерес для изучения монастырского подворья и его застройки. Хранился в архиве монастыря.

Целью нашего сообщения является составление своего рода свода церковно-археологического и Невельский Спасо-Преображенский монастырьисторико-статистического описания Невельского Спасо-Преображенского мужского монастыря. В настоящее время монастырь, некогда разрушенный физически, исчезает и из памяти невельчан, так, например, в книге журналиста М.Могилёвкина «о его родном городе» мы встречаем только лишь краткое упоминание окрестностей монастыря — Красной площади (ныне К.Маркса) и Монастырской улицы (ныне Советская), а 3 мая 2014 г. в группе «НЕВЕЛЬ — «the Best of the Best»», созданной в социальной сети «В контакте» и объединяющей «тех, кто любит и помнит родной город», на мою просьбу поделиться воспоминаниями о монастыре не откликнулся никто, однако просьба понравилась лишь 8 читателям группы, из более чем 7000. В то же время в книге воспоминаний Л.Максимовской «Ключи от старого дома» атмосфера дореволюционного города воссоздается и с помощью колокольного звона Ниловской церкви в монастыре, будившего обитателей домов, расположенных по берегу реки Еменки — Юдиных и Звягиных. Монастырь на Красной площади Невеля воспет в стихотворении «Китеж-град» невельской поэтессой Л.Курочкиной, там есть такие слова: «Ещё вчера, взметнувшись куполами, Мой город древний, розовый с утра, Был ближе к небу светлыми крестами, Ещё вчера… И нёсся звон с высоких колоколен Над Красной площадью и над рекой. Был милости Небесной удостоен Его покой… Разобрана по камню мостовая, Не устоял Преображенский монастырь, И только лишь озёрная спасает Святая ширь… »

Из особо чтимых святынь и предметов богослужебной утвари следует выделить:

  1. Образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, писанный на деревянной доске, размещённый в позолоченном киоте и серебряном окладе с позолотою с пятью ковчежцами, в которых содержатся частицы мощей и Креста Господня. Размеры этой иконы составляют в длину 75 и в ширину 51 сантиметр. Икона перенесена в монастырь в 1779 г. из разобранного храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в котором имелся придел во имя святителя Николая, устроенный в 1676 г. по благословению митрополита Новгородского и Великолуцкого Корнилия невельским пушкарём Михаилом Борисовым.
  2. Образ преподобномученицы Анастасии Римляныни с её страданиями в позолоченном деревянном киоте с резьбою и двумя колоннами, к которой прибегали во время бедственных случаев, например, эпидемий холеры и моровой язвы. Длина иконы 1 м, а ширина 71 см.
  3. Образ Успения Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе, украшенный мелким жемчугом и четырьмя ковчежцами с частицами мощей великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, преподобномучениц Матроны и Анастасии Солунских. Образ пожертвован в 1865 г. военным медиком Евфимием Андреевичем Отрошкевичем. Размеры иконы 20х15 см.
  4. Казанский образ Божией Матери с Предвечным Младенцем и чудесами, живописного письма, в серебряной ризе с серебряными позолоченными венцом и короною, в киоте с золоченой резьбой и колоннами по гладким местам, окрашенном белой краской. Икона, по сообщению И.Ф.Токмакова, украшена невельчанами «в память избавления города в 1841 году от холеры». Размеры иконы согласно описям 1870 г. составляли в длину 98, а в ширину 67 см. Перед иконой теплилась лампада из серебра 84 пробы весом в 147,16 г. Всего имелось 11 лампад общим весом в 20,06 кг.
  5. Храмовый образ преподобного Нила Столобенского в резной позолоченной раме и серебряной ризе, венец с сиянием позолоченный, сверху в малом виде Богоявление Господне, на Иоанне Крестителе до 1872 г. имелся позолоченный венчик из серебра. Образ имел размеры в длину 115 и в ширину 64 см. Также имелся аналойный образ святого в медной посеребренной ризе с таким же венцом размером 36 х 26 см. С храмовым образом ежегодно, в день обретения мощей преподобного проходил крестный ход. Согласно описанию 1854 г., «на праздник сей стекается множество богомольцев из невельскаго и других ближайших уездов Витебской и Псковской губернии, в числе коих бывают не только православные, но римско католики и лютеране. Вообще, число притекающих в этот день богомольцев нередко простирается до 5000. Крестный ход совершается в обычное время, после Литургии. По окончании онаго, благословляется и раздаётся богомольцам от монастыря хлеб и квас, по примеру столбенского острова, где почивают св. мощи угодника Нила.»
  6. Образ преподобного Сергия, игумена Радонежского чудотворца с частицей от его гроба, присланный в монастырь в благословение от наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) в 1874 г. Образ располагался у левого клироса Преображенской церкви, в деревянном киоте и имел венчик, вызолоченный и инкрустированный шлифованными стёклами разных цветов, а также с привесным серебряно-позолоченном крестом с надписью о хранящихся в нём мощах святителя Ионы Московского, преподобного Сергия Радонежского и святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, присланном в монастырь в 1875 г. Размеры образа: в длину 200, а в ширину 67 см.
  7. Древний напрестольный крест из серебра с позолотой и медной рукояткой общим весом в Напрестольный крест358,32 г. Крест четырёхконечный, с трёхлопастными фигурными концами и рукоятью. Распятие чеканное, с полуфигурами предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова с Саваофом над главою Христа и парящими ангелами, с главой Адама в подножии. На оборотной стороне креста — выпуклые клейма-квадрифолии с гравированными надписями о вложенных в тридцати местах христианских реликвиях, залитых воскомастиком, в настоящем кресте, неизвестно кем пожертвованном в монастырь, имеются частицы Иоанна Крестителя, праведной Анны, святых апостолов и евангелистов Левия Матфея, Луки и Марка, апостолов Андрея Первозванного, Варнавы и Стефана Первомученика, мироносицы Марии Магдалины, великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Тирона, священномучеников Ермолая Никомидийского и Игнатия Богоносца, мучеников Никомидийских Агафоника и Адриана, мученика Агафангела Римского и мучеников Тарсийских Кирика и Иулитты, святителей Иоанна Милостивого, Григория Неокесарийского, Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Нисского, Алексия Московского и Арсения Тверского, преподобной Параскевы Сербской и преподобных Антония Великого и Антония Римлянина. В самом верху креста были расположены частицы честных риз Господней и Пресвятой Богородицы. Всего в монастыре на 1870 г. было 6 напрестольных крестов общим весом в 2,63 кг, из них 1 был медным посеребренным. Вероятно, что эта святыня поступила на музейное хранение, однако необходимо провести дальнейшую работу по подтверждению или опровержению этого предположения.
  8. Потир серебряный с позолотой весом в 837 г. На его поддоне имеется датировочная надпись на польском языке: 29 июля 1732 года.
  9. Напрестольное Евангелие в малый лист с медными застёжками и наугольниками — жуковинами, обложено вишнёвым полубархатом с изображениями в среднике сидящих Саваофа и Иисуса Христа, а по углам четырёх Евангелистов, выгравированных на тонком серебре. Евангелие печатано в Москве при патриархе Адриане в 1694 г.

После масштабного пожара, испепелившего большую часть монастыря, не уцелел монастырский архив, однако описание 1854 г. даёт нам сведения о документальных материалах, которые хранились в нём:

копия Манифеста короля Августа II Сильного от 28 ноября 1720 г. о подтверждении привилегий, выданных им его предшественниками; выпись из хозяйственных книг невельской экономии от 10 марта 1720 г. о пожертвованном княгиней Радзивилл фольварке Сипово; тетрадь с копиями различных законодательных актов с привилегиями невельскому монастырю от королей Августа II Сильного и Августа III Саксонца и князей Радзивиллов; сведения о постройке Преображенской и Никольской церквей, на польском языке; межевые документы 1753 г.

Опись монастырского имущества 1902 г. говорит о том, что на тот момент в монастырском архиве хранились описание монастыря, составленное в марте 1832 г. и приходо-расходная документация за 1788 — 1790, 1793, 1795, 1801, 1809, 1811, 1813, 1815 — 1821, 1825 — 1827, 1829 — 1830, 1832, 1860 — 1861, 1863, 1865 — 1870 и 1884 — 1886 гг., однако из этого списка на сегодняшний день в Государственном архиве Псковской области сохранилась только лишь приходо-расходная книга за 1867 г.

В описании И.Ф.Токмакова приведены сведения об источниках содержания монастыря, однако они не так конкретны, как в описании 1909 г. из архивного фонда монастыря, который хранится в Государственном архиве Псковской области. Приведём выдержку из этого описания: «Земли в монастырском квартале г.Невеля под церквами, монастырскими постройками и огородами 1501,61 кв.саж. и во владении арендаторов 2106,03 кв. саж, а всего 3607,39 кв.саж. на эту землю имеется копия с плана Витеб.губ. части г.Невеля на участок значущийся по плану 1857 г. в 1м и 2м кварталах владения Невельскаго монастыря. В 1850 году монастырь наделён угодьями

а.) фольварком Сипово 156 ¼ десятин земли. Мешаного леса около 15 десятин, 122 ¼ десятины пахатной земли, удобной 11,50, неудобной, болота, сенокосу 3,50 десятины и усадьбы 5,50 десятин. Фольварок Сипово отстоит в 3х верстах от монастыря, состоит в аренде за (700) руб. в год по контракту на 6ть лет с 1 марта 1908 г. по 1 марта 1914 г. кроме того в им. Сипове имеется дачный дом, который отдаётся в аренду на летний сезон дачникам для выгоды монастыря.

б.) частию озера Каратай размером 150 десятин, находящимся в Невельском ж уезде в 12 верстах от монастыря. Монастырь получает за озеро (300 руб.) в год по контракту на 6ть лет с 1го мая 1906 г. по 1 мая 1912 года.

в.) имеется каменная лавка на базарной площади г.Невеля за неё монастырь получает аренды в год 150 руб., контракт на 6ть лет с 1го янв. 1909 г. по 1е января 1915 г.

г.) монастырь наделён 15ю плацами земли около монастыря размером в 2106,8 кв.саж. которыя заняты под строениями граждан разночинцев, за них монастырь получает около 621 р.5к. и за совершение молитвословий около 955 р.44»

В 1694 г. владетельницей Невеля княгиней Людовикой Каролиной Радзивилл был отписан План сельца Сипово Невельский уездфольварк Сипово, а в 1842 г. он поступил в распоряжение казённого ведомства, после чего, в 1850 г. монастырь был наделён 164 га земли и пособием от казны в размере от 228 до 290 рублей, а также денежными окладами от Витебского Свято-Троицкого Маркова первоклассного монастыря, к которому невельский монастырь был приписан.

Монастырь владел одиннадцатью 4% билетами государственного банка на общую сумму 11734 рублей, 7 из которых были пожертвованы на вечное поминовение душ невельских горожан и помещиков Невельского уезда, а именно: графа Алексея Орлова, иеромонаха Филарета и архимандрита Гамалиила, невельского купца Ивана Фёдоровича Жданко и невельской мещанки Олимпиады Вознесенской, Антония и Варвары Закревских и унтер-офицера Давида Ивановича Кутового.

Кроме финансовых пожертвований, в монастырь жертвовалась и богослужебная утварь,так например, в 1853 г. «за упокой раба Божия Феодора Морица» был пожертвован напрестольный крест весом 269 г из серебра 84 пробы, а в 1848 г. было пожертвовано напрестольное Евангелие из серебра с позолотой, в поминовение души «утопшаго Николая» был пожертвован потир из серебра 84 пробы весом в 552 г с дискосом и звездицей из серебра 84 пробы весом в 382 г, дискос из серебра с позолотой был пожертвован девицей Е.Кабановой, ковшик для теплоты приобретён в 1901 г. на средства А.Осиповой. Комплекты облачений на престолы и жертвенники были пожертвованы московским потомственным почётным гражданином Константином Алексеевичем Протопоповым в память «Алексея, Феодосии и Агриппины», напрестольное облачение и риза голубого бархата были пожертвованы Московским мещанским обществом.

Монастырь устраивал благотворительные обеды, например, в день памяти преподобного Нила Столобенского. Также в монастыре с 1780 по 1835 гг. имелось образовательное учреждение, где проводилось обучение детей духовного и светского звания.

Что же даёт изучение описаний монастыря, относящихся к 1854, 1870, 1902 и 1909 гг., то есть тех, которыми не воспользовался И.Ф.Токмаков? При их изучении можно извлечь информацию о монастырских строениях, их внешнем и внутреннем устройстве. Опишем сначала церковную архитектуру, а затем перейдём к гражданской.

  1. Соборная церковь во имя Преображения Господня, каменная крестообразная, однопрестольная. По описанию 1854 г. построена на месте сгоревшей в 1682 г. Благовещенской церкви. По описаниям 1909 г. размеры по стенам составляли: длина: 23,5 метра (11 саж.), ширина 12,8 метров (6 саж.) и высота 17 метров (8 саж.) Уничтожена пожаром в 1865 г., однако описание 1854 г. даёт представление о её внутреннем устройстве: «Алтарь отделяется от храма довольно величественным иконостасом, возобновлённым позолотою и резьбою в 1842 году. В церкви сей находятся два придела: южный, во имя Благовещения, северный во имя св.мученицы Параскевьи, оба отделяются подобными же резными позолоченными иконостасами, которые возобновлены в 1852 году». Строение имело два входа, двери были обиты снаружи металлом, на металлических же петлях. Оконных проёмов было 23, в том числе 7 цокольных с металлическими решетками. Строение было покрыто двускатной шатрообразной кровлей из железа. Завершалось восьмиконечным крестом, выполненным из дерева и покрытым снаружи белой жестью. Крест крепился на небольшом шаре также из белой жести. В правом предалтарии помещалась ризница, а в левом — пономарская. В храме имелся трёхъярусный иконостас, царские двери на четырёх железных петлях, резные, с позолотой и изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и Евангелистов. Престол храма деревянный, возвышен на одну ступень, жертвенник и горнее место в один уровень с полом алтаря, возвышенного на три ступени и отделявшегося от трапезной части храма железной решёткой. В 1907 г. в храме проведён ремонт, были выкрашены стены, крыша и купол.
  2. С южной стороны к Преображенской церкви пристроена каменная придельная церковь во имя святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца. По описанию 1854 г. эта церковь именовалась Петропавловской и была тёплой и выстроена из камня, в 1834 г. в неё был перенесён иконостас из Традовицкой церкви Полоцкого уезда и она была «переименована в Николаевскую и в 1839 г. распространена стенами». По описанию 1909 г., размеры строения: длина по внутренним стенам 21,5 м (10 саж.4 вершка), ширина 13,5 м (6 саж.15 верш.), высота 5,3 м (2,5 саж.). Строение без купола, с шатрообразной кровлей на один скат. Кровля покрыта металлом и окрашена медянкой. Строение имеет всего 6 оконных проемов, 5 двойных оконных проемов с металлическими решетками и 1 арочный проём большего размера. Судя по описанию 1909 г., здание храма Св. Николая чудотворца было соединено со зданием соборного храма путём устройства арочного проема в стене притвора прилегающего храма. На зимний период два помещения объединяли. Присоединяемое помещение было отделено от основного съёмными деревянными щитами. В двух арочных проёмах щиты были глухие, в одном арочном проёме щиты наполовину стеклянные. На летний период щиты снимались. С южной стороны при входе в церковь пристроено деревянное крыльцо с тремя ступенями. Изначально здесь имелась дверь, выполненная из дерева с металлическими задвижками и завалами. Также с левой стороны имелась дверь в коридор, двойная, выполненная из дерева, с металлической задвижкой и с висячим замком. Обе были уничтожены. Дверь из коридора в церковь была двойная, выполненная из деревянных досок, запиралась изнутри на засов. Впоследствии заложена. Дверь из боковой в главную Преображенскую церковь изначально также была двустворчатая, выполнена из дерева. Впоследствии заменена на новую, также двустворчатую, филёнчатую и окрашенную краской. Пол в Никольской был выполнен из деревянных досок, так же, как и в коридоре. В юго-западном углу церкви имелась кирпичная печь с чугунными заслонками (вьюшками) и металлическими дверцами, а также медным вентилятором. В восточной части церкви был устроен алтарь, возвышающийся на одну ступень. Две двери — северная и южная — выполнены из дерева, так же, как и пол. Имелись два окна с решетками. В алтаре были устроены престол, трапеза, жертвенник и подножие, всё было выполнено из сосны. В храме имелся двухъярусный иконостас с образами святых пророков и апостолов с резными царскими вратами, возвышенный от пола трапезной части храма на четыре ступени, вровень с полом которого устроены престол, жертвенник и горнее место. Помещение храма освещалось светом шестисвечного паникадила из латуни, в середине которого «шар и крестик».
  3. Церковь во имя преподобного Нила Столобенского была построена в стенах монастыря, находилась на расстоянии 3,2 м (1,5 сажен) к востоку от Преображенского храма. Каменная, однопрестольная, не отапливаемая. Размеры строения: длина 10,4 м (4 саж, 2 арш, 11 верш.), ширина 6,6 м ((3 саж, 4 верш). Строение без купола. Имелась глава только над алтарём, покрытая английской жестью. Крест был выполнен из дерева и покрыт жестью. Над западной частью церкви была построена каменная колокольня. По всем описаниям из архивов, она двухъярусная, однако у И.Ф.Токмакова она трёхъярусная. На колокольню вела лестница, выполненная до первого яруса из кирпича, а «с перваго деревянная с таковою же площадкою». На колокольне глава и крест были выполнены из дерева и также покрыты английской жестью. На колокольне имелись колокола с металлическими «билами», число и вес колоколов в 1870 г. указаны не были, однако из описания 1902 г. следует, что общий вес набора колоколов из 5 единиц составлял 3,08 т. Оба сооружения были покрыты металлическими листами и окрашены медянкой, по их углам располагались четыре водосточных трубы из железа, окрашенных медянкою. В здании имелось семь арочных окон со стёклами. Наружные стены церкви оштукатурены и покрыты белой известью. Входное крыльцо было выполнено из деревянных досок, в четыре ступени, ограждено перилами. Входных дверей две, обе наборные. Одна из них двустворчатая. Двери покрыты зелёной краской. Внутренняя дверь в церкви была двустворчатая, выполненная из дерева, столярной работы, с филёнками и остеклением верхней части. Запиралась на задвижки и внутренний замок в медной оправе. Внутреннее убранство: при входе в церковь деревянные хоры, пол на хорах деревянный, ограждения также из дерева, покрытого краской. На хоры вела лестница, выполненная из дерева, окрашена клеевой краской палевого цвета. Впоследствии снята. Церковь до хор ниже окон расписана масляной живописью. Ниже окон была окрашена голубой клеевой краской, цоколь был окрашен чёрной масляной краской. В описании сделано указание: «В 1892 году с разрешения Епарх. Властей все места окрашены масляною краскою. Игумен Тихон». Пол в церкви и алтаре был выполнен из деревянных досок. Вокруг амвона была деревянная решётка с тремя дверцами, окрашенная краской. Впоследствии решётка снята. В храме до пожара 1865 г. имелся иконостас, вызолоченный красным золотом, а после пожара иконостас был поновлён и окрашен краской малинового цвета, царские врата были резные и позолоченные. В восточной части церкви устроен алтарь, возвышавшийся на одну ступень. Имелось одно арочное окно, две двери — северная и южная — с изображениями преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, длиною в 2,13 м и шириною 1,15 м. В алтаре имелся престол, трапеза, жертвенник, подножие, выполненные из дерева. Помещение трапезной части храма освещалось латунным паникадилом «о четырнадцати подсвечниках», инкрустированным «стеклянным шаром с фигурами» посередине весом в 10,7 кг. При этой церкви, напротив торговой площади была монастырская каменная лавка. Лавка была пристроена тремя стенами к дому купца Константиновича. Кровля была покрыта гонтом. В лавке была небольшая печь из кирпича с лежанкой и металлическими дверцами и чугунными заслонками-«вьюшками». Дверей в лавке было четыре, а именно по две стеклянных и по две деревянных, они крепились на металлические петли и закрывались на висячие замки. Под строением находился небольшой погреб из кирпича с отдельным входом и деревянной дверью на металлических петлях.
  4. Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковь находилась в предместье города в 534 м (0.5 версты) от монастыря на Великолукском тракте, в 1882 г. храм с разрешения Полоцкого епархиального начальства по указу Полоцкой духовной консистории от 22 мая 1882 г. за №2567 при игумене Амвросии (Соловьёве) был разобран, а здание употреблено на отопление зданий монастыря, ризничное же имущество было передано в храмы монастыря. В 1904 г., при архимандрите Порфирии был приобретён деревянный храм в селе Чернецове и поставлен на том же месте. Строение храма, описанного в 1870 г., было выполнено из дерева. Церковь однопрестольная, не отапливаемая. Размеры строения: длина 13,75 метра (6 саж, 1 аршин, 5.5 вершков), ширина 8,13 метра (3 саж, 2 арш., 7 верш.). Церковь завершалась главой с крестом, покрытыми металлом и покрашенными зелёной краской. Глава над алтарём покрыта английской жестью. Число окон неизвестно, или же их не было. Стены с внешней стороны покрыты тесовыми досками и во многих местах ввиду ветхости, возможно, были укреплена кляммерами. Кровля над церковью и притворами покрыта гонтом и покрашена красной краской. Входная дверь в церковь была одна, выполненная из тесовых досок, с металлическими петлями и висячим замком. При входе в церковь имелся «коридор» по типу крыльца в две ступени с двумя окнами. Размеры: длина 2 м и ширина 5 м. Был также обшит тесовыми досками. Дверь в коридоре была двустворчатая, выполнена из дерева, плотницкой работы. Запиралась на висячий замок. Пол и потолок были выполнены из досок. В восточной части церкви был устроен алтарь, в нём два окна и две двери — северная и южная. В алтаре имелся престол, трапеза, жертвенник, подножие, выполненные из «простого» дерева. Над престолом возвышалась четырёхугольная сень, столярной работы, покрыта была краской «под вид мрамора» и декорирована сверху у карниза двумя позолоченными рамками «под вид кисточек». Сень опиралась на витые посеребрённые столбы. В храме имелся трёхъярусный иконостас, окрашенный зелёной краской «под вид мрамора» с такими же царскими вратами столярной работы, с жёлтыми разводами на четырёх железных петлях и изображениями четырёх Евангелистов на восьмиконечных продолговатых досках.
  5. К северо-востоку от Ниловского храма в углу размещалась кирпичная часовня, четырёхугольная с кирпичными колоннами на северной стороне. Часовня была покрыта железом и окрашена медянкою, имела главку на барабане, увенчанную деревянным крестом. С северной стороны часовни имелись дверь и крыльцо из «сераго камня». В часовне имелось одно окно с полукружием вверху и железною решёткой. Судя по находившимся в часовне 4 иконам большого размера, так, например размеры иконы преподобного Нила Столобенского достигали в длину 140 и в ширину 71 см, а также носилкам для этой иконы, основным предназначением этой часовни являлось обеспечение крестного хода в день памяти преподобного Нила.

С западной и северной сторон монастырь был окружён оградой. Каменная ограда была установлена от построек на чёрном дворе до северного угла соборной Преображенской церкви. Покрыта она была, как указано в описании 1870 года, «местами гонтом, а местами железом». От угла Преображенской церкви до монастырской лавки ограда была из штакетника, покрашенного зелёной масляной краской, а столбы покрыты были металлом. Имелось пять деревянных двойных дверей на металлических петлях и крюках с задвижками. Ворот на чёрный двор было четыре, без задвижек. Калиток имелось пять. В описании 1909 г. указано, что ворот имелось три. Между церковью и монастырским домом по правой и левой стороне были устроены садики, обнесённые оградой из деревянных досок и столбов, окрашенных шведским красочным составом. От Николаевской церкви была возведена стена из бутового камня, покрытая досками, выкрашенными масляной краской. С восточной и южной сторон монастырская земля была застроена домами жителей города Невеля.

В центре монастырского двора в 1833–1842 гг. взамен обветшавшего братского корпуса был выстроен двухэтажный каменный братский корпус длиною 25,6 м, шириною 14 м. В 1909 г. к корпусу была пристроена каменная терраса для помещения кухни и трапезной для братии, а также туалет с глухой выгребной ямой. Кровля покрыта металлическими листами, окрашенными масляной краской. Стены внутри и снаружи оштукатурены и побелены известью. При входе в дом устроено крыльцо из деревянных досок с двумя оконными пролётами. Кровля на крыльце была также покрыта металлическими листами. В коридоре находились две двустворчатых двери. Одна из них из толстых досок, запирающаяся на деревянную задвижку в металлические скобы, другая — столярной работы со стеклом до половины, в переплёте, на металлических петлях с внутренним замком на ключе. Справа от коридора имелось остеклённое окно с двойными рамами. Рядом располагалась братская келья, разделённая на две половины деревянной перегородкой. Келья оштукатурена и побелена известью. В ней имелись две деревянные двери на металлических петлях, с коробчатыми замками, запирающимися на ключ. Три окна на металлических петлях, с крючками вместо задвижек, с форточками-«ветреницами». Двери, пол и окна были окрашены масляной краской. В комнате была установлена кирпичная голландская печь, оштукатуренная и побеленная. Здесь же, при входе в келью располагалась деревянная лестница на второй этаж, а следом за ней прямо дверь в коридор. Двустворчатая, наполовину стеклянная, на металлических петлях с внутренним замком без ключа. Дверь вела в коридор, проходивший по всей длине здания. Здесь по обеим сторонам коридора располагались шесть братских келий, трапезная и кухня с кладовой. В кельях было девять окон с зимними рамами, четыре кирпичных печи с дверцами и заслонками-«вьюшками». Во всех кельях двери на металлических петлях и с внутренними замками на ключах. В братской трапезной имелось два подвойных окна, а также кирпичная печь, оштукатуренная и побеленная, с металлическими дверцами и чугунными заслонками «вьюшками». Из трапезной с правой стороны располагалась дощатая дверь, за которой деревянная лестница для подъёма на второй этаж, затем кухонная кладовая с одним окном, далее кухня с двумя подвойными окнами. Кухня была оснащена русской печью с плитой на три конфорки, двумя чугунными задвижками и чугунным котлом. Двери в трапезную простые дощатые, на металлических петлях и с внутренним замком на ключах, из трапезной в кладовую, из кладовой в кухню и из кухни в коридор двери простые на металлических петлях, без замков. Из коридора вели две двери — одна посередине, другая дверь при выходе на крыльцо, на металлических петлях. На крыльце на чёрный двор имелась дверь простая деревянная на металлических петлях. Все двери, начиная с братской кельи, окрашены масляной краской. Под домом был устроен небольшой кирпичный погреб для хранения сырых продуктов питания. В нём были две дощатые двери – внутренняя и наружная — на металлических петлях, наружная также с пробоями для висячего замка. На втором этаже братского дома располагались настоятельские покои, разделявшиеся на две половины. В первой половине, при входе с парадного крыльца по деревянной лестнице на верхнюю лестничную площадку вправо располагалась прихожая, оклеенная бумажными обоями «дикаго цвета в клетки». Из прихожей дверь вела в зал. Зал оклеен бумажными обоями белого цвета. В зале имелась белая изразцовая голландская печь с чугунными дверцами и заслонками «вьюшками». Из зала дверь вела в гостиную, также оклеенную бумажными цветными обоями. В гостиной была устроена белая изразцовая голландская печь с чугунными дверцами и заслонками «вьюшками» (см. убранство гостиной на фото 1894 г. в книге Л.Максимовской «Невельская старина». Спб, 1993. С.90). Из зала направо вела дверь в комнату, где могла помещаться прислуга приезжающих гостей и почётных лиц. Во всех указанных помещениях были двойные окна с медными задвижками, ручками и форточками — «ветренницами», всего тринадцать окон. Во второй половине — четыре небольших комнаты, также оклеенные бумажными обоями разного цвета, и одна спальня. Две печи белого изразца с чугунными заслонками «вьюшками» и дверцами. В данных помещениях было пять двойных окон с медными задвижками, ручками и форточками — «ветренницами». Дверей всего на этаже четырнадцать, из них шесть двустворчатые с врезными замками, другие же одностворчатые с коробчатыми замками. Все двери покрыты масляной краской под дуб, а полы покрыты охрой.

В братском корпусе имелась следующая мебель: 6 кресел красного дерева с подушками, обитыми шерстяной материей синего цвета с цветами, и такой же диван, 40 стульев (35 из ольхи и 5 из берёзы), морённых спиртовым лаком, и 2 дивана из ольхи, окрашенной под орех и берёзы, 3 кровати из ольхового дерева, стол красного дерева, столик из красного дерева, 4 столика из ольхи, окрашенных под орех (3) и жёлтой краской, столик из берёзы, столик из ясеня и 3 стола из ели, четыре шкафа из ольхи (3 посудных и 1 умывальный), комод из елового дерева «для хранения разных продуктов», разбитое зеркало в раме из красного дерева и стенные часы в овальной раме с запасом хода в две недели, а также висячая лампа с абажуром молочного цвета и 6 подсвечниками общим весом в 6 кг.

Еда для братии и гостей монастыря готовилась на двух противнях, в трёх красномедных кастрюлях и на трёх чугунных сковородах, различавшихся по размеру и, соответственно, весу. Вода для чая кипятилась в старом, неоднократно находившемся в починке самоваре весом 2,8 кг, а также в другом, более крупном самоваре весом 7,7 кг. Также в братском корпусе имелся самогонный аппарат — аламбик из красной меди весом в 9,8 кг. Приготовленную еду подавали в фаянсовой посуде, а именно 2 блюда, салатник и супница, а по порциям она раскладывалась по 12 мелким и 19 глубоким тарелкам из фарфора. Имелось по 12 ложек, ножей и вилок. Напитки потреблялись из 19 гранёных стаканов и 26, а впоследствии 22 рюмок, а разливались из 2 водочных графинов и одного графина «для воды». Для засолки огурцов использовались «два трёхведерных бочонка, окованных железными обручами», а для квашения капусты употреблялись три дубовые кадки с деревянными обручами, для варения же кваса использовалась кадка из елового дерева с тремя железными обручами.

Напротив середины дома на черном дворе располагались хозяйственные постройки, построенные под одной крышей, а именно: амбар, возовня и конюшня. Размеры строения: длина 24,5 м, ширина 6,4 м. Бревенчатые стены были покрыты шведским составом. Кровля была покрыта гонтом и окрашена масляной краской. В амбаре было устроено шесть закромов для ссыпки хлеба и деревянная лестница на чердак, дверь простая дощатая, на длинных металлических петлях и крюках, с внутренним замком, а снаружи — с металлической задвижкой для висячего замка. В возовне дверь двойная на длинных петлях и крюках с металлической задвижкой для висячего замка. В конюшне находились шесть лошадиных стойл, хотя экипажных лошадей насчитывалось три, из них две гнедых, а третья — каряя.

Далее находилась баня с четырьмя отделёнными друг от друга капитальными стенами помещениями: прихожая, баня, парная и раздевалка. Размеры строения: длина 8,5 м, ширина 6 м. Кровля покрыта гонтом и покрашена масляной краской красного цвета. В бане три подвойных окна, а также кирпичная печь с встроенным чугунным котлом для нагревания воды, с трубой и чугунной задвижкой, а также заслонкой-«вьюшкой», пять дверей на металлических петлях и крюках. Рядом с баней находился небольшой сарай для сена в одну связь, и под одной с ней крышей — другая конюшня с четырьмя стойлами, двери двустворчатые, с большими петлями и крюками и висячим замком. Затем находилась вторая возовня, также с двустворчатыми дверями и большими петлями и крюками, с висячим замком. Далее находился малый сарай для хранения сена, построенный из елового бревна небольшого диаметра. Размеры строения: длина 19 м, ширина 6,4 м. Кровля была покрыта гонтом. Дверь здесь была одностворчатая с металлическими петлями, крюками и висячим замком.

Напротив кухни находился каменный сарай для хранения старых вещей. Размеры строения: длина 7,8 м, ширина 9,2 м. Кровля была покрыта гонтом. Двери в сарае были двустворчатые, на металлических петлях и крюках, с висячим замком. К сараю были пристроены две каменные стены для ледника, в одну крышу с сараем и так же, как и все строения хозяйственного двора, покрытые гонтом. Дверь здесь была одностворчатая на металлических петлях и крюках, с висячим замком.

Как мы уже говорили ранее, монастырь издревле был наделён землями в невельском предместье, а именно: сельцом Сипово. В описании 1870 г. имеются сведения о постройках, располагавшихся на монастырском подворье.

На земле монастырского подворья имелось два дома — один жилой для помещения служащих на подворье и другой — для размещения настоятеля. Новый жилой дом из соснового дерева. Размеры строения: длина 12,8 м, ширина 6,4 м. Кровля покрыта щепой. Внутри строение разделяется на две половины, в одной размещался рабочий люд, обслуживавший подворье, а в другой — экономка. При входе было крыльцо, также покрытое щепой. В сенях находился чулан для продуктов, отгороженный досками и с дощатой дверью на коротких металлических петлях. В каждой половине дома было по три двустворчатых окна с зимними рамами. В людской части была устроена русская печь из кирпича с чугунной заслонкой-«вьюшкой» и металлической боковой дверцей. В другой половине была устроена голландская печь из кирпича, с лежанкой, с чугунной заслонкой-«вьюшкой» и металлическими дверцами. В комнате экономки была дощатая перегородка с деревянной дверью на металлических петлях. Во всём доме двери были на длинных металлических петлях и крюках. Дом для приезда настоятеля из осинового дерева, покрытый гонтом, имел следующие размеры: длина 4,2 м, ширина 6,4 м. В доме было три окна, голландская печь из кирпича, с лежанкой и чугунной заслонкой-«вьюшкой» и двумя металлическими дверцами. Стены были обмазаны глиной и оклеены бумажными обоями. Двери были на коротких петлях с металлической задвижкой для висячего замка.

Для обслуживания хозяйственных потребностей на территории подворья были выстроены: 2 амбара из осинового дерева с 10 закромами, объединёнными одной крышей из гонта, размеры каждого в среднем: длина 4,2 м, ширина 6,4 м. В амбарах имелись двери на металлических петлях и крюках с висячим замком. Между ними находился небольшой чулан из осинового бревна небольшого диаметра для хранения земледельческих орудий и прочего инвентаря, с дверью на металлических петлях и крюках, задвижкою для висячего замка. На подворье имелось 6 сох, 3 из них впоследствии были уничтожены по причине негодности к употреблению, 6 топоров, 8 кос, 4 лопаты, три мотыги и один лом весом в 7 кг.

Старая неотапливаемая изба, крытая соломой и имевшая следующие размеры: длина 6,4 м, а ширина 5 м. В избе было три стеклянных окна и дверь на металлических петлях и крюках. По двум сторонам избы под одной крышей с ней находилось по одному скотному хлеву, с дверями на металлических петлях и крюках. Также имелось два отдельно стоявших обветшалых хлева, выстроенных из осинового дерева и покрытых соломой. Был построен и новый хлев из старых брёвен с добавлением новых, конопаченный мхом и покрытый гонтом, в хлеву имелись ворота из деревянных досок на металлических петлях и крюках с деревянной задвижкой, размеры нового хлева были следующими: длина 21 м, ширина 5,7 м. В поголовье крупного рогатого скота, содержавшемся на подворье, насчитывалось 17 старых коров, из которых две пало в январе и августе 1871 г., и два быка, один из которых (трёхлетний) был продан, а также 18 телят.

Конюшня из осинового леса небольшого диаметра, покрытая соломенной крышей с дверями на деревянном ходу, имела следующие размеры: длина 16 м, ширина 5,7 м. В конюшне находилось 7 «лошадей черно-рабочих», в т.ч. две кобылицы и одна с жеребёнком, одна была продана, а одна пала 23 марта 1871 г.

Ледник из осинового и берёзового леса, покрытый гонтом, с дверью на металлических петлях и крюках, с висячим замком и задвижкой. Ледник имел следующие размеры: длина 6,4 м, ширина 4,2 м.

Для заготовки собранного с окрестных полей хлеба и сена было выстроено три сарая, один ветхий и покосившийся для хранения зерна в снопах, построенный из берёзового леса с двумя противоположными воротами, второй — из старых осиновых брёвен с добавлением новых — был покрыт гонтом и имел дощатые ворота на металлических петлях и крюках с висячим замком и третий — очень ветхий, построенный из леса разных пород, покрытый соломой, разделённый капитальной стеной сарай имел двое дощатых ворот с висячими замками, одни — на металлических крюках и петлях, а другие — на деревянном ходу, он сгорел 11 сентября 1870 г. Сараи имели следующие размеры: 1 — длина 20,3 м, ширина 6 м, 2 — длина 25,6 м, ширина 7,8 м, 3 — длина 28,8 м, а ширина 6,4 м.

Для молотьбы хлеба был построен из леса различных пород ток с ригой, покрытый гонтом, с двустворчатыми воротами на металлических петлях и крючках, строение имело следующие размеры: длина 20,3 м, ширина 7,5 м.

После 1917 г. монастырь был закрыт. 9 мая 1922 г. состоялось изъятие ценностей в Невельском Спасо-Преображенском монастыре. Всего было изъято 24 предмета, за один серебряный крест у иконы Божией Матери и оклад Евангелия прихожане внесли деньги. Реквизиция прошла в присутствии настоятеля монастыря архимандрита Алипия и группы верующих, 11 мая таким же образом, «быстро и непоколебимо», прошло изъятие и во всём Невельском уезде. Вот как делится с читателем описанием тех событий писательница — мемуарист, связавшая всю свою жизнь с театром, Тамара Владиславовна Петкевич, чьи родственники, как со стороны отца, так и со стороны матери (невельских дворян Мочаловских) родом из-под Невеля: «В деревне перепуганно и гневно говорили, что из невельской церкви забрали золотую и серебряную утварь. Шептали: «Грех-то какой!!» Боязливо крестясь, вещали: «Бог накажет! Кощунство!» Людей, которые вершили столь святотатственное дело, назвали «антихристами». Среди них был мой отец, по описи принимавший это имущество. Не понимая, что значит «антихрист», с любопытством и испугом я смотрела на возвращавшегося по деревенской улице спокойного и, видимо, убеждённого в своей правоте папу, сопровождаемого мрачными взглядами здешних жителей, и… не верила в его спокойствие». Но он, как и миллионы его соотечественников, слепо верил в то, что он делает, он жил идеей строительства светлого будущего в социалистическом государстве и был «честным советским гражданином». На заседании президиума комитета ВКП(б) Великолукского округа Ленинградской области, состоявшемся 16 января 1930 г. был рассмотрен вопрос о закрытии Преображенского собора бывшего монастыря, ставшего приходской церковью: «ввиду того, что религиозное объединение, пользующееся указанным молитвенным зданием, района обслуживания не имеет и фактически является остатком бывшего закрытого монастыря», было принято решение войти с представлением в президиум облисполкома о расторжении договора с религиозной двадцаткой от 14 июля 1929 г. и передать церковь Невельскому городскому Совету рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Невельского района Великолукского округа Ленинградской области «для использования под культурно-просветительное учреждение». Здания церквей и братского корпуса до наших дней не сохранились.

По словам Ивана Фёдоровича Токмакова, «…Невельский Спасо-Преображенский монастырь никогда не был предметом особенного исследования людей науки», и поэтому необходимо столь обширное описание архитектурных особенностей строений, как самого монастыря, так и его подворья, даже такое исследование, основанное на нескольких документах из архивов, внесёт ясность в историческое прошлое Невеля, вложит ещё один новоприобретённый камень в фундамент памятника городской культуре и городскому быту. «Ничего не боялся я столько … как жить в городе без истории, преданий и памятников», — писал Аполлон Григорьев. Ожившая в памяти горожанина старина преобразит современный ему хронотоп, взращивая психоэмоциональную среду, в которой человек осмысленно существует.

Примечания

  1. Памятный знак храмам земли Невельской появится в центре города // http://pln-pskov.ru/society/163549.html и http://smartnews.ru/regions/pskov/16797.html
  2. Меньшов Н.П. Никольский погост над озером Каратай // Невельский сборник. Вып.20 / Отв.ред. Л.М.Максимовская. СПб.: Лема, 2014. — 168 с., с.89–106.
  3. ГАПО Ф.790. Посредник по полюбовному размежеванию земель Невельского уезда Витебской губернии. Оп.1. Ед.хр.38. Дело об исправлении плана на спорное озеро Кратая, принадлежащее Невельскому Преображенскому монастырю. 1852 — 1861 гг. Лл.1 — 125.
  4. Подробнее о составе и истории создания источника см. в работах канд.ист.н. Алексея Игоревича Раздорского, например: Раздорский А.И. Историко-статистические описания епархий Русской православной церкви (1848 — 1916): Сводный каталог и указатель содержания. / Ред. В.В.Антонов. СПб.: РНБ, 2007. — 960 с., с.с.562–568, 625 — 630 и Раздорский А.И. Историко-статистическое описание Полоцкой епархии Ксенофонта Говорского и судьба древнего Полоцкого архива // Археографический ежегодник за 2002 год. М.: Наука, 2004. — 483 с., с.117–126.
  5. Подробнее о нём см., например: А.А.Бовкало Невельский Спасо-Преображенский монастырь. // Невельский сборник. Вып.14 / Отв.ред. Л.М.Максимовская. СПб.: Акрополь, 2008. — 118 с., с.112 — 119
  6. Н.П.Меньшов. К истории деревни Вербилово. Описание Покровского Вербиловского мужского заштатного монастыря 1854 года. // В потоке времени: материалы краеведческих чтений (12 июля 2013 года) Пустошка: МУП «Пустошкинская типография», 2014. 172 с., с.131 — 139; Его же. О Вербиловском монастыре из архивных материалов общественно-политическая газета Пустошкинского района «Вперёд» №75(109493) от 07.08.2013 г.; Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: С библиографическим указателем (Составил и издал В.В.Зверинский). Т.I Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764–95 по 1 июля 1890 года (594 монастыря) СПб.: Типография В.Безобразова и Комп., 1890. — 310 с., с.113; Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. С кратким топографическим, историко-статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и 4 алфавитными указателями. С указанием ближайших к монастырям почтовых и железнодорожных станций. С 110 рисунками в тексте и картою монастырей (в две краски) на вкладном листе. Составил Л.И.Денисов, действительный член Московскаго Общества Любителей Духовнаго Просвещения Церковно Археологическаго отдела при нём и Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г.Москвы и Московской епархии. М.:Издание А.Д.Ступина, 1908. — 984 с., с.72–73; Бирюлин С.Ф., Масолов Н.В. Пустошка. Л.: Лениздат, 1985. — 111 с., с. 9–11.
  7. Подробнее см.: Раздорский А.И. Историко-статистическое описание Полоцкой епархии Ксенофонта Говорского и судьба древнего Полоцкого архива. //Археографический ежегодник за 2002 год / Российская академия наук, Отделение историко-филологических наук, Археографическая комиссия, Федеральная архивная служба России;[отв. ред. С.О. Шмидт]. — М.: Наука, 2004. — 482 с., с.124–134.
  8. Описание монастырей в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных и в каких классах положены по штатам; также храмовых праздников и достопамятных произшествий, случившихся в них; с присовокуплением Известия о всех Соборных, монастырских и приходских церквах, в Столичных городах Москве и С.Петербурге находящихся, когда оныя построены и в какия числа бывают храмовыя праздники. Изд. 4. М.: типография С.Селивановского, 1817. — 221 с., с.70; Историческое описание находящихся в России, епархий, монастырей и церквей с показанием: начала и построения оных; крестных ходов; храмовых праздников в Санктпетербурге и Москве; Пасхалии на 50 лет; и достопамятнейших в России произшествий хронологическим порядком. Изд. 2. СПб.: Типография Ивана Глазунова, 1825. — 245 с., с. 59; Подробное и верное описание монастырей, находящихся в Российской империи, расположенное по азбучному порядку и извлечённое из новейших отечественных писателей. С присовокуплением дневника отечественных воспоминаний и поучительных статей в прозе и стихах. М.: Типография Августа Семёна, при Императорской медико-хирургической академии, 1829. — 608 с., с.103; Описание монастырей в Российской империи находящихся: с присовокуплением исторического известия о существующих ныне в России Епархиях и о всех Соборных, монастырских, ружных и приходских церквях, в столичных городах Москве и С. — Петербурге находящихся, с показанием времени, когда оные учреждены или построены, какие случились в них достопамятные происшествия и в какие числа бывают храмовые праздники в оных. Изд.8 М.: типография С.Селивановского, 1834. — 248 с., с.106; Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мона-

стырях и примечательных церквах в России. М.: Университетская типография, 1852. — 622 с., с.23; Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин: с кратким топографическим, историко — статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и 4 алфавитными указателями — с указанием ближайших к монастырям почтовых и железно-дорожных станций. Со 110 рисунками в тексте и картою монастырей (в две краски) на вкладном листе. М.: Издание А.Д.Ступина, 1908. — 997 с., с.68; Православные русские обители , полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб.: Книгоиздательство П.П.Сойкина, 1909. — 720 с., с.542.

  1. Токмаков И.Ф. Спасо-Преображенский монастырь в городе Невеле Витебской губернии // Полоцко — Витебская старина. Кн.1 Витебск, 1911. С.1–8
  2. А.А.Бовкало Невельский Спасо-Преображенский монастырь. // Невельский сборник. Вып.14 / Отв.ред. Л.М.Максимовская. СПб.: Акрополь, 2008. — 118 с., с.112–119.
  3. Священномученник Иона, епископ Невельский, викарий Полоцкой и Витебской епархии. См. о нем: Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века.Тверь: издательство «Булат», 2003. С.150–154. А также: Л. Максимовская. Судьба настоятеля. // Невельский сборник. Вып. 11. Спб: «Акрополь», 2006.
  4. РГИА Ф.834 Коллекции рукописей Синода. Оп.2. Жития святых, прологи и сборники, рукописи по истории русской церкви, церковному проповедничеству и раскольничьи. Ед.хр. 1758 Историко — статистическое описание Полоцкой епархии. Часть 2. Исторические сведения о монастырях Полоцкой епархии. 1853–1854 гг. Лл.187 — 192, 193 об.
  5. ГАПО Ф.674. Спасо-Преображенский мужской монастырь Полоцкой епархии в г.Невеле Витебской губернии. Оп.2 Ед.хр.3. Церковно-историческое и статистическое описание монастыря. 1909 г. Лл.1–6
  6. ГАПО Ф.674. Спасо-Преображенский мужской монастырь Полоцкой епархии в г.Невеле Витебской губернии. Оп.1 Ед.хр.2. Главная опись имущества монастыря за 1870 год. Лл.1–105
  7. РГАДА Ф.1354. Планы Генерального и Специального межевания Невельского уезда. Оп.40 Ч.1 Ед.хр.30-С-Син. 49,5 х 63 см. 01.05.1785 г. На плане отмечены дороги из города Невель в деревню Шершнево и сельцо Сенютино, а также из деревни Шершнево в сельцо Сенютино, три безымянных ручья и два оврага — Шалыгинский и Ратмановский, а также озеро Должно. Деревня и сельцо Сипово граничили с деревней Першутино (ею владел лейб-гвардии Семёновского полка подпоручик князь Александр Иванович Енгалычев. В деревне проживало 8 мужчин и 11 женщин. Деревня граничила с деревней Пруды, озером Першутино, сельцом Сенютино, городом Невелем, сельцом Сивцово и от D до E сельцом Сипово.
  8. М.И.Могилёвкин. Здравствуй, Невель! Невель: ООО «Невельский печатный дом», 2007. — 150 с., с.55.
  9. https://vk.com/wall–43162_29790
  10. Максимовская Л.М. Ключи от старого дома. СПб.: Лема, 2012. 286 с., с.9, 89.
  11. Л.В.Курочкина Домик в вишнёвом саду. Невель: ООО «Принт-сервис», 2013. — 241 с., с.26. Подробнее о сборнике см. публикацию в газете «Невельский вестник»: О.Герасимова «Домик в вишнёвом саду» // Невельский вестник №52 (11188) от 27.12.2013, с.4; Стихотворение можно прочитать также в подборке стихотворений автора, опубликованной в газете «Невельский вестник» http://smi60.ru/2014/01/09/larisa_kurochkina_domik_v_vishnevom_sadu.html
  12. РГАДА Ф.145 «Приказ княжества Смоленского» Оп.1 Ед.хр. 6 А (1676 г.) Л.485; Там же. Ед.хр. 13 (1676 г.) Лл.4 об., 6. 9 об; Там же. Ед.хр.27 Л.26 об.
  13. РГИА Ф.834 Коллекции рукописей Синода. Оп.2. Жития святых, прологи и сборники, рукописи по истории русской церкви, церковному проповедничеству и раскольничьи. Ед.хр. 1758 Историко — статистическое описание Полоцкой епархии. Часть 2. Исторические сведения о монастырях Полоцкой епархии. 1853–1854 гг. Л.190
  14. Подробнее о нём см.: http://www.pravenc.ru/text/115982.html
  15. Подробнее см.: И.С.Родникова. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея. // Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сб.статей / Сост., науч.ред. и вступит.ст. С.В.Гнутовой. М.: Издательство Московской Патриархии; Издательство «Древлехранилище», 2003. — 372 с., с. 207–256. ПГОИАХМЗ Книга учета предметов из драгметаллов, поступивших в музей до 1937 г.
  16. ГАПО Ф.674. Спасо-Преображенский мужской монастырь Полоцкой епархии в г. Невеле Витебской губернии. Оп.2 Ед.хр.3. Церковно-историческое и статистическое описание монастыря. 1909 г.
  17. Подробнее о храме в селе Чернецово см.Желамский А.Г. Невечерний свет (страницы истории Чернецовского края). Великие Луки: «Великолукская типография», 2013 — 188 с., с. 20–32.
  18. Полоса или скоба для крепления строительных элементов.
  19. Государственный архив Витебской области Ф.123. Финансовый отдел Витебского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Витгубфинотдел) Оп.1 Ед.хр. 771. Л.198.
  20. Подробнее о ней см.: Л.Максимовская. «На фоне звезд и страха», или жизнь после лагеря (о второй книге мемуаров Т.В.Петкевич). // Невельский сборник. Вып. 14. СПб: Акрополь, 2008. С. 136–138; Она же. К юбилею Т.В.Петкевич. //Невельский сборник. Вып.16. Спб: Лема, 2010. С. 63. Она же. Разговоры с Т.В.Петкевич. // Невельский сборник. Вып.18. СПб.: Лема, 2012. С. 73 — 82. Электронная публикация: ttp://kraeved.lfond.spb.ru/assets/files/sbornik/Maksimovskaya.Pdf
  21. Т.В.Петкевич. Жизнь — сапожок непарный. СПб.: «Балтийские сезоны», 2014. — 504 с.,с. 20. Т.В.Петкевич «На фоне звезд и страха». СПб: «Балтийские сезоны», 2008. 495 с. (1-е издание второй книги мемуаров).
  22. Григорьев А. Сочинения. Т.2. М.: Издательство «Художественная литература», 1990. — 512 с., с. 413.

Доклад опубликован: Невельский сборник. Вып.21 / Отв.ред. Л.М.Максимовская

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники