Наш адрес: улица Урицкого, 36
Автор: Козлов Максим, 6 класс
МБОУ СОШ №5 им. В. В. Смирнова
Руководитель: Аршинова В. Н.,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №5 им. В. В. Смирнова
2017 год
Невель!
Ты частица малая России,
Невелик пока и невысок,
Для меня на свете нет красивей,
Чем родной старинный городок.
В. Боровиков
В 2016 году нашей школе исполнилось 65 лет. Для современной школы это солидный возраст, и мы гордимся тем, что учимся в первой послевоенной новостройке города. Но для истории средневекового города, который помнит и Петра I, и Ивана IV Грозного, это небольшой отрезок времени современной истории. И мне очень захотелось узнать, что же было раньше, в 19, может даже в 18, — начале 20 веков на этом месте, где сейчас расположена наша школа, то есть по адресу ул. Урицкого 36. История малой родины — тема, которая всегда близка каждому человеку. Она значима для нас тем, что мы с детства стараемся узнать как можно больше о своём городе, в котором мы живём, о людях, которые жили до нас. Через историю малой родины мы постепенно знакомимся с событиями и эпохами нашей страны, учимся не только знать, но и понимать, что и как было.
- История улицы Урицкого
Мы узнали из сборника «Улицы Невеля», что старое название этой улицы Никольская. Первое переименование улиц в Невеле происходило в начале 20-х годов, как и по всей стране в честь Октябрьской революции и её активных участников. Моисей Соломонович Урицкий, российский революционный и политический деятель, известный, прежде всего своей деятельностью на должности председателя Петроградской ЧК. Погиб в 1918 году. По данным на 2013 год имя Урицкого носили 665 площадей, улиц и переулков в городах и сёлах России. Точного года переименования установить не смогли, так как Государственный архив г. Великие — Луки не обнаружил соответствующих документов. Название улицы Никольская уносит нас в традиции средневековых российских городов — от названия ворот города, а те, в свою очередь, от церкви или учреждений (рынок, замок, тюрьма и т.д.), расположенных рядом. В статье Пола Марша «Панорама Невеля в начале XVII века» сказано, что у города было четверо ворот, и одни из них Микольские (в замке на начало XVII века было две церкви святого Николая, — «святого Миколы»). «О существовании Микольских ворот известно, потому что в инвентаре говорится, что к ним из замка вела улица, вдоль которой помещались 23 дома. Ведь в Невеле уже существовала сеть улиц. Но польский ревизор записал специфические названия только двух из них, а именно Благовещенской и Спасской». Можно предположить, что Никольская улица или ее продолжение после расширения города старой улицы брала своё начало от тех самых Никольских ворот. В краеведческом музее истории Невеля мы узнали, что Никольская улица — это старый почтовый Великолукский тракт. По нему в 1563 году в Невель из Великих Лук въезжал Иван IV Грозный и все улицы «позасёк». Город рос за «окоп», вместе с ним удлинялась улица Никольская, оставаясь главным Великолукским трактом. Таким образом, мы видим, что улица Никольская — Урицкая не только одна из самых длинных по протяжённости улиц города, но и одна из самых древних.
- Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Изучив весь собранный материал, мы выяснили, что на территории нашей школы до 1942 или 1943 года находилась церковь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, в просторечии Святого Яна. Изучив историю данного храма, мы условно разделили её на три периода: 1. начало 19 века (20-е годы) — 1882 г. — старая церковь; 2. 1904–1919 год — новая церковь; 3. 1919—1942/43 — дониконианский храм (старообрядческий). Первое упоминание о православной церкви во имя святого Иоанна Евангелиста и при ней кладбища на Никольской улице вблизи городского окопа мы нашли в сборнике «Невельская старина» в статье Сементовского Александра Максимовича «Невель», из «Памятной книжки Витебской губернии на 1864 год». Но года её постройки здесь не указано.
На карте — плане Невеля 1778 года обозначения церкви на Никольской улице ещё нет, её мы находим только на более поздних военно-полевых картах Шуберта. Но изучив работу из этого же сборника Токмакова Ивана Фёдоровича «Спассо-Преображенский монастырь в г. Невеле Витебской губернии» 1911 года, мы выяснили «что эта церковь за ветхостью, по распоряжению Полоцкого Епархиального начальства при Игумене Амвросии (Соловьёве) разобрана в 1882 году, а Св. иконы приняты и размещены в церквах Невельского монастыря, утварные и ризничные вещи хранятся в ризнице помянутой обители; здание разобранной церкви употреблено на отопление монастырских церквей, несгораемый же материал, как-то: железо, стекло — был продан». В этой же статье он говорит о церкви Святого Николая Чудотворца, где названа точная дата постройки — 1778 год, и разбора за ветхостью — 1833 год. То есть безопасное использование деревянного храма было 55 лет. По аналогии можно предположить, что церковь во имя Святого Иоанна Богослова была построена примерно в 20-х годах 19 века. Но изучая литературу, мы нашли противоречия в разных источниках. В работе Бовкало А. А. «Невельский Спасо-Преображенский монастырь» по материалам «Полоцких епархиальных ведомостей 1903 г», говорится, что 29 июня 1903 года епископ Полоцкий и Витебский Серафим «после вечерни осмотрел место на Никольской улице, где находилась сгоревшая во время пожара церковь, и на котором игумен Порфирий хотел воздвигнуть новый храм». Изучив в сборнике «Невельская старина» 3 заметки из газеты «Витебские губернские ведомости» о последнем до того времени пожаре в Невеле в 1895 года, мы узнали, что пожар начался на Никольской улице, и она с другими 11 улицами города сгорела дотла, но упоминания в них о церкви нет, хоть подробно описаны все потери города. Таким образом, мы считаем годом окончания службы первой церкви 1882. Тем более, что Токмаков описывает точное распределение всего церковного имущества.
После строительства железной дороги и вокзала на станции Невель-1 в 1901 году город расширился в этом направлении. Мы больше нигде позднее 1864 года не нашли упоминания о кладбище рядом с церковью. Бовкало в своей работе «Невельский Спасо-Преображенский собор» говорит, что на пустом месте бывшего храма стоял лишь крестообразный каменный столп с иконой. Скорее всего, захоронения прекратились ещё в конце XIX века, в связи с разборкой храма, а пожар и время сравняли старые могилы.
Из этой же работы Бовкало мы узнали, что мысль настоятеля Невельского монастыря игумена Порфирия о воздвижении нового храма, после благословения епископа Полоцкого и Витебского Серафима в июне 1903 года начала осуществляться. Интересно то, как люди разных сословий и вероисповеданий в Невеле и уезде содействовали постройке церкви. «Местный предводитель дворянства граф С. К. Ламздор-Галаган и помещик Жуковский расположили крестьян Чернецовского прихода уступить свой старый храм, ещё прочный и пригодный (в этом приходе была незадолго до этого построена каменная церковь). Помощь оказала помещица Карташова. Содействия оказали не только православные: старообрядцы вывезли камни, инженер-католик сделал денежное пожертвование, а один из евреев взял на себя хлопоты, чтобы путём обмена с соседним владельцем расширить площадь для устройства храма». Здесь же мы находим и описание храма «Перенесённый храм имел вид креста. По сторонам наружного креста террасы вели в храм через боковые двери — летом это было удобно для многочисленных богомольцев, которые могли слушать богослужения через открытые двери». Далее Бовкало описывает торжество освещения храма, которое состоялось 26 сентября 1904 года. Это именно тот храм, который помнят старожилы нашего города, называя его церковью Святого Яна, и который мы видим на фотографии 1930 года. «…Церкви звонили, костёл, Успенский собор… По звуку можно было определить, откуда звонят — из церкви Святого Яна или откуда-то ещё», — из воспоминаний Марченко Станиславы Викентьевны. «…На службу и причащаться ходили в церковь Святого Яна» — из воспоминаний Кузнецовой Евгении Павловны. Эти воспоминания нам передала Стойкова Галина Леонидовна. До октябрьской революции 1917 года он действовал как православный храм, приписанный к монастырю. От Максимовской Людмилы Мироновны мы узнали, что до войны это был старообрядческий храм. Мы ознакомились с работой Елены Коваленко «Старообрядничество в Невельском районе» в «Невельском сборнике №14» и связались со старостой старообрядческой Поморской церкви Сергеевым Иваном Милентьевичем, который при встрече передал нам копии архивных документов, датированных 1919 годом. В своей работе Е. Коваленко пишет, что не удалось выяснить, что произошло со старообрядцами Невельщины во время революции и Гражданской войны. «Известно лишь, что в начале 20-х годов XX века на территории Невельского района осталось всего две общины: Невельская и Репищанская. Тогда же в Невеле духовным наставником стал Никифор Андреевич Савин». Изучая копии архивных документов, из первой части договора между гражданами гор. Невеля с Невельским Уездным Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов в лице его полномочного представителя от Невельского Исполкома Ковалевского, мы выяснили, что после октябрьской революции 1917 года в рамках закона всё храмовое имущество было национализировано и передано Совету Рабочих и Крестьянских Депутатов, а в октябре 1919 года на определённых условиях передано Невельской старообрядческой общине. С этого времени храм стал называться Невельский Старообрядческий Храм Поморского Согласия. Жители же города по-прежнему его называли церковью Святого Яна. Сразу после передачи храма была произведена опись всего имущества и икон, в нём находящихся. Из работы Е. Коваленко мы узнали, что до 1942 или 1943 года старообрядцы Невеля вели службы в дониконианском Храме Святого Иоанна. «…Это был очень маленький храм, скорее напоминающий молельный дом.…
В 1942 году, во время оккупации Невеля фашистами, Н. А. Савин, несмотря на все просьбы родных и близких не делать этого, прочитал проповедь, в которой поблагодарил немецкую администрацию города за разрешение проводить службы в храме. Вскоре храм сожгли. А самого Н. А. Савина в 1943 г., после освобождения Невеля от немецко-фашистских захватчиков, арестовали. В 1945 г. его осудили на 8 лет лишения свободы». Таким образом, мы видим что к моменту освобождения города от фашистов, место, где стоял на протяжении более полутора веков храм Святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову, оказалось пусто. И вполне закономерно, что именно это место и было выбрано для первой послевоенной новостройки города — школы №5.
Заключение
Таким образом мы выяснили, что название улицы несколько раз менялось. Улица Урицкого — это старый почтовый Великолукский тракт, затем улица Никольская, переименованная в начале 20-х годов XX века в честь революционного и политического деятеля Моисея Соломоновича Урицкого, председателя Петроградской ЧК, погибшего в 1918 году. На современной территории школы №5 располагался храм во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, стоявшего на этом месте более полутора веков: с 20-х годов XIX века до 1942 или 1943 года. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Любовь является главной особенностью его духовного облика. Весь жизненный путь апостола — служение Любви. И мне кажется, что не случайно на месте этого храма — школа. Ведь школа — это тоже храм: храм науки, знаний и любви. Он как бы наполняет нас и сегодня любовью к ближним, к нашей школе, к родному городу, к Родине.
Литература
1 Архивная копия. Договор/ Государственное учреждение области «Государственный архив в г. Великие Луки» — 18.02. 2008 №46/т
2 Архивная копия. Опись имущества/ Государственное учреждение области «Государственный архив в г. Великие Луки» — 18.03. 2008 №46/т
3 Архивная копия. Опись иконам/ Государственное учреждение области «Государственный архив в г. Великие Луки» — 18.03. 2008 №47/т
4 Стойкова Г. Л. Улица Урицкого (Никольская) — рукопись
5 Бобылёв С. Как солнцем согрета/ Невельский вестник. 2 мая 2002 г. 6 Л. М. Максимовская. Невельская старина/ Акрополь С. — Петербург, 1993
7 Невельский сборник. вып.14/отв. ред. Л. М. Максимовская. — СПб,: Акрополь, 2008. 8 Невельский сборник. вып.15/отв. ред. Л. М. Максимовская. — СПб,: Акрополь, 2009
9 Улицы Невеля/ отв. ред Дерибина Н. А.- МУП «Пустошкинская типография», 2007
10 Военно-топографическая карта Шуберта 3 версты. 1867—1907 г.г.