Дорога в Невель
Воспоминания Н.Е. Сокурова, участника освобождения Невеля
Подготовка операции по освобождению Невеля началась сразу же после победы наших войск под Курском. Старший офицерский состав одной из гвардейских дивизий 3-й ударной Армии на картах и земляном рельефе местности, полностью копирующем район предстоящих действий, в течение 2-х с лишним месяцев изучал предстоящую операцию. К этому времени данные разведки позволили нам составить ясную картину дислокации частей противника в этом районе.
Шоссе из Велижа на подступах к Невелю проходит по узкой полосе между двумя большими озерами. Операцией предусматривался стремительный рывок передовых частей с целью захвата этого перешейка. А если все-таки противник сумеет до подхода наших передовых частей организовать здесь прочную оборону, они должны форсировать озера на понтонах.
Готовясь к операции, дивизия в это время занимала оборону восточнее г. Новосоколькики. В конце сентября 1943 года передислоцировалась в район деревни Собакино.
Ударная группа дивизии, имевшая задачу ворваться в Невель, состояла из одного гвардейского стрелкового полка на автомашинах, танковой бригады, моторизованного истребительного противотанкового артполка, дивизиона «Катюш», мотопонтонного батальона и некоторых других частей.
К рассвету 6 октября все части, сосредоточившись колоннами в 2-3 километрах от переднего края обороны, были готовы по первому сигналу выполнять задачу, поставленную Родиной. Саперы заканчивали проделывание проходов в минных полях противника.
По плану боя, разработанного командованием Третьей Ударной Армии, в 6 часов утра на отдельных участках фронта началась артиллерийская подготовка. В 8 часов утра в шести местах перед фронтом, были поставлены дымовые завесы, и небольшие подразделения войск начали демонстрацию наступления, преследуя цель — отвлечь внимание противника и скрыть до положенного времени направление главного удара. Только в 3-х километрах левее дивизии, где шоссейная дорога Велиж—Невель находилась ближе всего к нашей обороне, подразделениям соседней части была поставлена задача — овладеть передним краем обороны противника.
Взвились в воздух сигнальные ракеты, означающие — вперед! Почти одновременно взревели свыше 400 моторов, и мотомеханизированная колонна начала набирать скорость. «Даешь Невель!» — понесся призыв над всеми частями дивизии.
Одновременно с началом движения колонны открыла огонь до этого времени молчавшая артиллерия поддержки, в том числе артиллерия крупных калибров главного командования. Пошла бомбить передний край и скопления противника наша авиация. В течение всего дня она господствовала в воздухе и надежно прикрывала действия войск.
Следом за мотомехколонной двинулись походным маршем и остальные части и подразделения дивизии. После 6-8 километров бездорожья и преодоления сильно укрепленной и глубоко эшелонированной вражеской обороны механизированная колонна вырвалась на шоссе и на полной скорости устремилась к Невелю.
В 2 часа дня 6 октября 1943 года мотомехколонна ворвалась в Невель. Вопреки ожиданию, здесь шла обычная для тылового города жизнь. Не ожидая каких-либо активных и серьезных действий наших войск, немцы утреннему шуму на передовой значения не придали. Находясь в 30 километрах от передового края обороны, гарнизон города, состоящий в основном из тыловых подразделений, вел себя беспечно.
Мотоколонна у моста по разработанному ранее плану перестроилась на небольшие отряды, которые одновременно по всем параллельным улицам стали входить в город. Когда головной танк вышел на центральную улицу и сделал орудийный выстрел по небольшой группе гитлеровцев у склада, только тогда в городе поднялась паника. Немцы удирали кто как мог. Большинство их под дулами орудий танков поднимали руки. Сопротивления почти не было.
Несколько танков достигли железнодорожного вокзала. Здесь под парами стоял товарный поезд. Один снаряд — и… паровоз взорвался. Но что это такое? В окнах вагона показались люди, размахивающие руками. Когда солдаты распечатали один вагон и открыли двери, из него с криками радости стали выскакивать люди, обнимать и целовать наших солдат и офицеров. Через несколько мгновений все вагоны были открыты, и станцию заполнил ликующий поток. Так были в самый последний момент освобождены схваченные для отправки в Германию наши советские люди. Стали сбегаться горожане от ближайших домов. Начался митинг.
Но вот раздалась команда: «По машинам!», и колонна пошла далее выполнять боевую задачу. К ночи подразделения мотопехоты с танками и артиллерией выдвинулись на важных направлениях на 5-8 километров от города и заняли оборону. Ночью вошли в Невель и остальные части дивизии. К утру 7 октября вокруг города была уже создана прочная оборона.
В Невеле нашими войсками были взяты большие склады боеприпасов, продовольствия, различной техники, а также много пленных.
В последующие ближайшие дни немцы частями 67 пехотной дивизии, сосредоточенной севернее Невеля, пытались вернуть город. Им даже удалось смять одну из оборонявшихся здесь на широком фронте рот гвардейского стрелкового полка и с танками при сильной поддержке авиации, бомбившей город группами по 10-15 самолетов, выйти на его северную окраину. Однако силами частей дивизии и резервной бригады эта попытка была в тот же день ликвидирована. Много пленных, около 10 танков и самоходных пушек, 6 полевых орудий и около 400 трупов солдат и офицеров противника, собранных только в районе станции Невель I, — такова плата гитлеровцев за попытку вернуть город.
Всем частям и соединениям, участвующим в боях за город Невель, было присвоено звание «Невельских».
Отмечая 20-летие победы в Великой Отечественной войне, мы должны всегда чтить память тех, кто добывал ее с оружием в руках, кто на передовых позициях отстоял честь и свободу нашей Родины. Молодежь никогда не должна забывать ратных подвигов своих отцов, старших братьев и дедов, отстоявших ее счастливое настоящее и еще более прекрасное будущее.
Н. СОКУРОВ, гвардии майор в отставке, участник освобождения Невеля.
«Красное знамя» 25 апреля 1965 года
Фото.: В.П. Гребнева