Народный художник
Почетный гражданин города Невель В.М. Звонцов
Беседа долго не получалась. Василий Михайлович, невысокий, коренастый, с густо посеребренной бородой, быстрыми шагами мерил номер гостиницы. На спинку стула наброшен пиджак с планками многих орденов и медалей, голубая лента Почетного гражданина города Невеля.
— Честь-то какая, — говорит В. М. Звонцов. — Сегодня (разговор состоялся в октябре прошлого года) мне присвоили звание почетного гражданина Невеля. Поднялся на сцену, глянул в зал: батюшки, народу-то сколько! И все на тебя смотрят.
Я понимал волнение Василия Михайловича. С нашим городом связана частица его боевой юности. Ему, как и нам, дорог этот голубой озерный край.
Сидели далеко за полночь. Звонцов, когда схлынул поток впечатлений от торжественного собрания, посвященного 40-летию освобождения Невеля от фашистских захватчиков, повел неторопливый рассказ:
Родился в апреле 1917 года в деревне Вахонькино, что на Вологодчине, в семье учителя. Учился сначала в сельской школе, а затем в Череповце, тогда маленьком, тихом городке. Детство прошло в деревне, в окружении типичной для русского севера природы.
С ранних лет, наблюдая ее круговорот, видел, как крестьянский труд, вся жизнь окружавших меня людей были тесно связаны с природой. Я думаю, все это определило впоследствии характер моего пейзажного творчества: с детства узнав мир русской природы, я остался верен ему всю свою жизнь.
Заметил мое раннее увлечение рисованием отец. Поощрял его и был, в сущности, первым наставником. В 1935 году, когда семья переехала в Ленинград, поступил в художественное училище. Оно дало мне очень много. Мое стремление к пейзажу было поддержано преподавателями училища, и дипломной работой стал также пейзаж.
В 1939 году, наконец, поступил на первый курс Академии художеств, но учебный год начать не смог: призвали в Красную Армию. А когда срок службы истекал, началась Beликая Отечественная война.
Продолжение моего художественного образования отодвинулось на неопределенное время. Вместо этого пришлось пройти ускоренный курс военного училища, после чего в звании лейтенанта и в должности командира взвода направился на фронт. Воевал в пехоте, непрерывно с апреля 1942 до дня Победы. Закончил войну в Берлине в звании подполковника. Дважды был ранен и один раз контужен. Награжден пятью боевыми орденами и шестью медалями.
Фронтовая служба не давала возможности рисовать…
— А чем запомнилась вам Невельская операция?
— Была подготовлена отменно, — ответил В. М. Звонцов. — О ней написано немало страниц в мемуарах военачальников, ветеранов, которые выступали на страницах вашей газеты. Лично я тогда был начальником штаба 88 стрелкового полка 28 стрелковой дивизии, которой было присвоено почетное наименование «Невельская».
И снова Василий Михайлович шагами мерит гостиничный номер. И снова вспоминает:
— После войны демобилизовался не сразу. Мои армейские начальники прочили мне успешную военную карьеру и не одобряли настойчивого желания вернуться к профессии художника. Лишь осенью 1946 года приступил к занятиям на живописном факультете института имени И. Е. Репина. После второго курса перешел на только что созданный графический факультет. Осуществлялась давняя мечта стать офортистом…
Добавлю, что в 1951 году В. М. Звонцова избрали секретарем Василеостровского райкома партии Ленинграда. Последовали четыре напряжен, ных года совмещения партийной работы с профессиональным трудом художника. Уже будучи секретарем райкома, в 1952 году, завершил учебу в институте. Его дипломной работой была серия станковых пейзажей «По дорогам войны». С 1953 по 1970 год преподавал в институте имени И. Е. Репина, затем четыре года были связаны с работой главного редактора издательства «Аврора», выпускающего литературу по изобразительному искусству. В 1978 году ему присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», а в 1983 — «Народный художник РСФСР».
Эти заметки хочу закончить отрывком из очерка Э. Горчаковой «В полном объеме души», опубликованного 23 ноября 1983 года в «Советской России»:
«В будущем (1984) году снова будет выставка «Художники в борьбе за мир». Обычно пейзажисты в таких выставках не участвуют. Вроде бы нечего сказать пейзажу о судьбе мира. Но в следующей выставке он (Звонцов — И. Т.). участвовать будет. Он знает сегодня не только облик, но и память земли. Она долгая. Как ни велика сила земли, не зарастила она за четыре десятилетия осыпи былых окопов, не развеяла бурой пылью колючую проволоку в чащобах. На былых полях былых сражений открыты в небо раны земли. И время над ними не властно. Он должен сказать об этом от ее имени. И от имени своего — художника и солдата».
И. ТИХОНЕНОК, член Союза журналистов СССР.
“Красное знамя” 1984 год