О цинизме и лжи
Часть 1
23 февраля 1932 года в пос. Туричино состоялось торжественное открытие сельского клуба. Как отмечалось в местной прессе: «заседание собрало весь партийно-комсомольский и беспартийный актив, который взял на себя обязательство принять активное участие в деле укрепления обороны страны и вооружившись марксистско-ленинскими знаниями развернуть культурно-массовую работу в клубе». Как говорится: «Ура, товарищи, ура!», только вот одно но, которое меня возмутило к написанию этой статьи не даёт покоя — «Вместо церкви — клуб». Почему? Потому что, в той же газете подчеркивалось: «в здании бывшей церкви, от которого местная религиозная община отказалась». Ну, и как вам такая позитура?
Прям короткая память у коммунаров тех лет, ведь ими же в феврале 1918 г. был провозглашен Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», вследствие которого всё религиозное имущество, и храмы в том числе, было изъято в пользу государства. Ну, а спустя 14 лет, они уже говорят «отказались», мол, мы тут ни при чём.
Однако, погодите чуток, как говорится, у нас все ходы записаны.
После указанного выше Декрета религиозная деятельность разрешалась только по специальному разрешению местной власти, а именно: не менее 20 человек должны были объединиться в религиозную общину (двадцатку), которая регистрировалась и брала на себя обязательства по уплате налогов и сборов, а также текущего ремонта и содержания церкви, в которой проводились службы. Иными словами, хочешь молиться — плати. Но, к началу 30-х годов, по инициативе Советской власти, договора с религиозными двадцатками были расторгнуты, а значит и запрещалась деятельность общин. Хочешь молиться, делай это дома, причем, желательно, чтобы об этом никто не знал и не видел, ну, а если ты занимаешься религиозной пропагандой — получай тюремный срок до 5 лет или высылку в места «не столь отдалённые».
Здесь надо отметить, что люди соблюдавшие все эти правила, всё-равно продолжали оставаться социально-чуждым слоем населения и претерпевали гонения со стороны действующей власти. Например, дочь священника Наталья Зубовская (Новохованск), которая вступила в колхоз и начала работать в поселковой столовой. Кому-то это жутко не понравилось и руководство сельсовета пропесочили в газете, потребовал исключить Зубовскую из колхоза, за то, что она супруга бывшего урядника, который после революции стал дьячком Знаменской церкви. Ей также вменялось, что она будучи колхозницей, направила своих детей на учёбу. А то, что она на протяжении долгих лет была учительницей Новохованской церковноприходской школы и дала знания сотням сельчан никто не вспомнил. Вернее помнили те, благодарные ученики, кто принял её на работу в колхоз, так как в те времена кормились с земли, а землю урезали, тем кто
не вступал в колхоз, вплоть до периметра дома. И как жить? Конечно, после этого, Наталью единогласно исключили из колхоза, как сложилась её дальнейшая судьба мне не известно.
Часть 2
В начале 30-х годов прошлого столетия в нашей округе начинает усиливаться борьба Советской власти с социально-чуждыми элементами населения. Забегая вперёд, отмечу, что неуёмная жажда крови начала просыпаться задолго до образования НКВД СССР (1934) и появления Ягоды, Ежова и Берии. Просто партийным чиновникам для сокрытия своих просчётов, неудач и ошибок, было сподручнее свалить всю вину на «врагов». Если газеты Советской власти издаваемые в первые месяцы правления читаются с интересом, позитивом и даже неким юмором, то пресса 30-х несёт жуткий негатив — «кругом
одни враги». Например, газета «Стройка» неоднократно писала о работе Изочинского сельсовета и его председателе Новицком, который за оппортунистическое руководство, провал финансово-хозяйственной эстафеты был снят с работы и отдан под суд. Но, позвольте, в одном и том же номере видим противоречие: на одной странице председатель развалил хозяйство, а на другой, в таблице передовиков Изоча занимает 7 место из 30 сельсоветов! Да, она числится в списке отстающих от лидеров, но ведь в первом десятке! После неё следует целая череда кандидатов на чёрную доску, и в самом конце те, кто прочно плетутся сзади. Как же так? Какой развал?
Правда открылась позже. Оказывается, в Изочинском с/с, состоявшим из колхозов «Зуи», «Шишкин Бор», «Леонцево», «Новая Изоча» и «Станки» между председателями и членами правления велись постоянные склоки, а говоря проще, шла грызня. Результатом которой стало вредительское отношение к скоту и кормовой базе. Что касается финансовой эстафеты, то здесь разговор особый!
Дело в том, что партийное руководство района, желая реабилитироваться за провал по льнозаготовкам (а за это даже расформировывали колхозы), взяло на себя обязательство перед областным центром Западной обл. (г. Смоленск) распространить среди населения государственный займ, порядка 4 000 000 рублей, и распределило его чуть ли не в равных долях по организациям, колхозам и разным учреждениям района. А, теперь скажите мне, в чём вина Новицкого, который не принял на себя чужие обязательства? Откуда у колхозников деньги, если им детей своих нечем было кормить?
Вот так и становились «врагами народа» крепкие хозяйственники тех лет.
По материалам газеты «Стройка» Невельского райкома ВКП (б), 1932 г.
“Страницы истории Невеля” Г.Н. Синицкий, 2023 год.