От Замогилья до Благодати (10 часть)

Старухе этой под сотню лет… Она знала смертную колыбельную и, чтобы записать её, я и приехал. Расспросы бесполезны — не помнит. Всё время забывает — кто я и зачем в её доме… Говорит о своей сестре, старой Нарбутихе — колдунье, которую не видела уже десять лет, хоть та и живёт в пяти километрах. Им обоим, из-за немощи, уже не осилить этот путь, и поэтому они уже, похоже, никогда не свидятся… Плачет о муже, которого зарезали в сороковом году, опять забывает, кто я, и представляется ей, что я кто-то из её прошлого. А потом, вдруг подхватившись, тянет за собою в светёлку и показывает на большую фотографию, висящую на стене… На ней — умопомрачительно красивая девушка лет семнадцати… И с гордостью — во какая я была!

Сергей Жиркевич

Я уже укладывал аппаратуру, когда в дом ввалились два местных мужика с бутылкой бормотухи. Один, лет шестидесяти, назвался Андрюшкой. Второй — оставался безымянным, потому как говорить совсем не мог… Полуприкрыв глаза, он лишь вздрагивал всем телом, сотрясаясь от неуёмной икоты и похмельного озноба. Тот, который был Андрюшкой, увидев магнитофон, по-детски как-то обрадовался и попросился петь. Начался странный концерт из обрывков тюремных и сиротских баллад, а так как безымянный по-прежнему трясся, как бездомная сука в зимнем поле, Андрюшка старался за двоих: «Девки щупали, хвалили —твои брюки хороши, а потома привязались, а что в брюках, покажи… Девяносто песен знаю, а молитвы ни одной, а давай Бог, чтобы не ссучиться забавочке моей! Старуха же, глядя в пространство перед собой, шептала себе самой: «Состарел Андрей, состарел, а был красивый и в гармонь играл… Мой мужик тоже красивый был…»

Сергей Жиркевич

«В сорок четвёртом сюда советские пришли и стали в армию забирать. Молодёжь в лес кинулась спасаться. Даже мальцы побёгли… А энкаведешники стали вослед стрелять. Пятерых мальчишек убили, а кого поймали или кто в деревне остался — в райцентр увезли. А может, то и к лучшему, здесь-то, в деревне, — страх и лютость начались… Худо было тем, кто остался. Участковым — Аркашка был… Не человек, а зверь… Всё вокруг деревни бродил и следил за всем. И дождался… Мальцы-то бежавшие из леса за едою пришли, а он, словив их, на глазах родителей ихних и поубивал одного за другим. А за что?! Они ж невооружённые… Пацаны лет четырнадцати-пятнадцати… Какой с них спрос?! Бил Аркашка этот нещадно, если кого в чём заподозрит… Прикладом или стволом винтовочным глаза выбивал. Старшие-то, из леса, три раза пытались его казнить… Всех словили. А меня тоже скоро в райцентр увезли — на гармошке играть, которую я уже знал… День и ночь таскали играть то в Совете, то в НКВД. Однажды ночью закончил игру в караулке, а мне и говорят: бери свою гармонь и иди в камеру… Арестовали и обвинили в том, что в тридцать девятом я за Польшу воевал… А мне, во время войны той, — одиннадцать было… Приговорили к двадцати годам Норильска и отправили по этапу. Поверь, и сейчас эта лютость снится. Однажды сунулся за добавкой, а мне по шее деревянной чуркой как врежут… Убить не убили, а покалечили на всю жизнь. Двое лётчиков, которых прямо с фронта в лагерь этот привезли, бежать надумали… Хотели самолёт захватить и на большую землю мотануть. Ни хрена! И до аэродрома не добрались… Избили так, что лица чернее земли стали. А потом отдали рвать собакам… Особенно страшным был сержант Татарчук — бил насмерть, но чтоб подолее… На девятом году разрешили мне играть, музыка-то и помогла всё пережить. О ней, о музыке-то, я еще мальчишкой мечтал. Отец музыкантом был. Вечером — гармошку под мышку и на вечёрку… Мать моя ему вослед — куда пошёл?! А он в ответ на гармошке: блям, блям… А я уже в пять лет отцу подражал, проволочину на достку наматывал… Мать кричит, чтобы домой шёл, а я в ответ на достке той: блям, блям… Однажды удалось у отца гармошку выпросить… Через крик и слёзы… Взял и сразу заиграл! Бывало, бабы вокруг, как пчёлы, вьются: играй «Страдания»… А сейчас бросил музыку… После второго срока охота пропала… Ехал ночью с другом на мотоцикле, а навстречу, тоже на мотоцикле и без фар, — Сашка-сосед. Мы отвернуть не смогли и задели его… Насмерть. Дали мне адвокатшу, и она бланк мне подсовывает пустой — подпиши, чтобы не кататься туда-сюда… Баба вроде душевная и понимает, как мне тошно, Сашка-то погибший другом мне был, и адвокатша она моя же… А на суде уже, когда услышал, что она за меня написала, — окаменел… Мол, во всём, что случилось, только сам виноват и вину свою признаю… Я ей кричу: ты ж защита моя, всё знаешь, как было! Она ж отказывается: сам признался в том, что написано, и сам писал все… Пять лет лагерей присудили мне… Мальцы в зоне, мне: ты, сука… А я же уже старик… И смотрят, что я им отвечу… А я молчал. Начальник зоны обещал, что если ЧП не будет — половину срока с меня снимут…»

Сергей Жиркевич

«А соседками нашими были три сестры… Три бабищи огромные, и все курящие! И вот как они полоски жали… Наполняют они кисет, из бараньей мошонки сделанный, самосадом и кидают его… И кто из них первою до этого кисета доберётся — садится и курит… А те, что сзади, — сидят и ждут. А та, что курит, кричит им, — дожидайте, несчастницы! Накурится и опять этот кисет вперёд шваркнет, да так, чтобы подалее… И опять попрут, одна за другою, к этому кисету! Бывало, что, глядя на это, катаемся по ниве, животы от смеха рвали… А потом ещё… Соберут грибы, высушат их и везут в Невель продавать. На лошади. И втроих на одной телеге. Едут, значит, ноги под себя подложены, чтоб удобнее… Сидят и покуривают… Подъезжают к Горбатому мосту, что перед городом, а там всех приезжающих евреи встречали: что, мол, продавать везёте? Пристают они с этим к сестрам, а бабы-то им в ответ, с хохотом — жидов сушёных! Увяжутся за ими эти жиды, прямо на колёса садятся, возмущаются: как так, мы вас в милицию сдадим… А бабы, тольки хохочуть — сдавайте! Садятся в телегу-то они с бабами и едуть в милицию их сдавать, А спуск с моста Горбатого очень крутой был, и вот на спуске, а вся телега-то их уже евреями-то облеплена, старшая-то, знак подаёт и коня дёргает… И одного — под зад… И другого — под зад, и третьего… Бац! Бац! Все с колёс полетели! А они по коню и поехали с хохотом — продали жидов сушёных… Продадут грибы — напьются в дугу! Приедут домой и с песнями, как пустятся плясать по улице… А муж, у одной из них, был — портной. И она ему: «Макар! Коня выпрягай! А иначе —разорву!». А матка их, старая такая, грузная баба, смеётся: «Во, бесчастники, что вырабатывают!». Ха! А эти-то, что тольки не выделывают там с плясом и визгом… Портной-то, про себя, тихо — тьфу, змеи, о змеи… Пойдёт, коня навяжет, вернётся: «Ну что, не успокоились ещё?» — «Не успокоились! Ты шубу шил? Ставь бутылку! Тогда — успокоимся!». Еще выпьют и затихают… О, бывало чудес! Это — кино! Бесплатное! Но то всё до войны было… А потом уже не смеялись… Когда в Невель-то немцы пришли, принялись почти сразу они всех евреев расстреливать… А мальчонка один со стариком от расстрела бежали… Немцы везде свои приказы развесили, чтобы народ этих евреев им выдал, а кто скрывать что будет — на казнь пойдёт… А старик этот и мальчонка к нам в деревню пришли и просят им помочь… Их в доме разместили, дали одежду кой-какую и еду по домам собрали… Жалко их… А наутро сестры-соседки в другую деревню их повезли, подалее от Невеля, а уже оттуль — ещё далее люди проводили… И так, с рук на руки, их и передавали, пока не попали они в хату к одной учительнице-комсомолке… Она их приняла, накормила, спать уложила и пошла доносить немцам… Их обратно в город и расстреляли, где и других… А деревенские-то, как застыли от этого — комсомолка, учительница… Как же можно так…»

Сергей Жиркевич

Одержимость бесами для человека воцерковлённого — явление обычное, естественное… Одержимость была всегда. Для атеиста же бесноватость, как и все прочее, не материальное, — дурь или физическая хворь. Для наблюдающего отчитку — это невидимое зло, при приближении своём обдающее холодом и страхом. Оно рядом с каждым человеком, и оно ждёт… В какой-то момент проникает в него, овладевает им, и человек уже не тот, что был прежде, — он зомби, послушное и не осознающее себя орудие чужого…
От Замогилья до Благодати (1 часть)
От Замогилья до Благодати (2 часть)
От Замогилья до Благодати (3 часть)
От Замогилья до Благодати (4 часть)
От Замогилья до Благодати (5 часть)
От Замогилья до Благодати (6 часть)
От Замогилья до Благодати (7 часть)
От Замогилья до Благодати (8 часть)
От Замогилья до Благодати (9 часть)
От Замогилья до Благодати (10 часть)
От Замогилья до Благодати (11 часть)
От Замогилья до Благодати (12 часть)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники