Создание туристического маршрута «Дедов след»

… Камень есть в лесу особенный

Автор: Тепкина Полина, 5 класс, МБОУ СОШ №5 им. В.В.Смирнова

Руководитель: Максимова И. М., учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 им. В.В.Смирнова

2020 год

Введение

Источником первоначального знакомства с предметом исследования послужил рассказ заведующей Рыкалёвской библиотекой, Щербаковой Татьяны Николаевны, который меня заинтересовал. Вот отрывок из её рассказа: «Камень есть в лесу особенный. Находится он за деревней Дегтево, а на нем отпечаток человеческой ноги. По словам местных жителей, место это нехорошее».
Актуальность темы состоит в том, что многих людей интересуют таинственные и необычные объекты природы, но, к сожалению, пути-дороги зарастают, легенды и истории уходят вместе с людьми, которые их рассказывали. Нам удалось найти и восстановить маршрут к таинственному камню, о котором имелась только небольшая запись о его существовании.


Что же такое камень-следовик?
В словаре сказано. что следовик — наиболее распространённый тип священных камней в славянских и финно-угорских языческих практиках. Эти большие камни, как правило, представляют собой гранитные валуны ледникового происхождения с выбоинами на них, предположительно являющимися результатами обработки (то есть искусственно углубленными и (или) расширенными), а в некоторых случаях напоминающими следы ступней, подобные тем, которые остаются после наступания голой ступнёй на поверхность из мягкой глины или подобного материала (отсюда и происходит название этих камней). На сегодняшний день не установлено, отбирались ли эти камни для поклонения по той причине, что на них уже были выбоины, напоминавшие следы, или же подобные выбоины делались на них специально; в источниках встречаются обе версии. Со множеством следовиков связаны разнообразные легенды. В большинстве христианских легенд о них говорится, что отпечаток ноги на таком камне — это отпечаток ноги Иисуса Христа (или Девы Марии, иногда — кого-либо из святых), который оставил свой след на камне. В некоторых легендах, однако, выбоину в форме следа связывают с Дьяволом, а сам такой камень считают «нечистым» и опасным.
Например, следовик в Почаевской лавре почитается как место теофании Девы Марии, и считается одной из важнейших реликвий местного монастыря: паломникам разрешается пить воду, которая накапливается в выбоине камня, считающуюся святой. Следовики и чашечники, часто расположенные в необжитой местности, но при этом относительно доступные, часто почитаются местным населением. При посещении таких камней люди могут оставлять у них продукты питания, сладости, иконы или зажжённые церковные свечи. Вблизи таких камней также могут находиться так называемые «деревья желаний».

  1. Камни Псковской области

На территории Псковской области очень много огромных валунов и за каждым закреплена та или иная легенда. Местные жители называли следы на камнях то «чертовыми следами», то «Божьими ножками», «следами Христовыми», «стопами Богородицы». Если первые пользовались дурной славой, то последние были в почете. Считалось, что вода из «Божьих следков» является целебной, помогает излечивать от болезней. Псковский край древний, и подобных валунов здесь не менее нескольких сотен. Самый известный Ольгин камень в Выбутах не сохранился, его взорвали в 30-х годах прошлого века. На нем был виден след изящной женской ножки.
Говорят, на этом камне Ольга устраивала встречи с простыми людьми. Сейчас на его останках сооружена своеобразная пирамида из валунов, увенчанная кованым крестом.
В Печорском районе на краю колхозного поля лежал еще совсем недавно огромный камень. На нем был виден след детской ножки в обрамлении трех солнц. К этому камню в старину приносили больных детей: считалось, что если ребенок три раза умоется утренней росой с этого камня, то от него отступят все болезни. В Островском районе есть удивительный камень и много легенд с ним связано. Есть камни и в городе Пскове. Один из самых интересных камней находится на берегу Псковы, на Запсковье, напротив Финского парка.

  1. Камни Невельского района

Изучив литературу о Невельском районе, мы узнали, что в 1989 году были обследованы берега небольшого озера Воловжа.
Здесь был обнаружен уникальный культовый комплекс. В бору располагался небольшой могильник третьей четверти I тысячелетия н.э., состоявший всего из четырех полусферических насыпей. И обнаружены интересные камни.
Вдоль восточного края вершины холма с юга на север расположилась цепочка крупных валунов, слегка подтесанных для придания им формы головы быка, трапециевидной в плане со скошенной к узкой стороне (морде) верхней гранью. На поверхности их выбиты более или менее четко читаемые изображения. На первом камне видны 7 подковообразных изображений диаметрами от 5 до 15 см и глубиной от 0,5 до 2 см.
На втором — одно изображение подковы диаметром 12 см и глубиной 0,5 см на верхней грани. На третьем — 5 подков диаметром от 4 до 8 см. На четвертом камне нанесено одно единственное изображение, не встречающееся на других известных нам культовых камнях. Это изображение узколезвийного топора с округлыми лезвием и обухом и треугольными выступами посередине. Размеры его 13 х 4 см, глубина 0,2—0,3 см. На пятом камне изображения отсутствуют. Шестой расколот на две половины, отстоящие друг от друга на 0,5 м. На одной из них два мелких, диаметром 4 см, изображения подков. Седьмой камень также имел на своей поверхности только мелкие изображения подков диаметром 4 см. Камни были изучены и подробно описаны.


Большинство культовых камней использовалось в древности как жертвенники для отправления обычных треб каждой сельской общиной. До недавнего времени сохранялся обычай жертвоприношения камням. Все это очень хорошо согласуется с реконструируемым культом славянского бога Велеса. Положение культовых камней по краям болотистых низин становится очевидным: они стоят на границе между освоенной человеком и неподвластной ему землей. Там, за камнем, начинается лес, которым владеет Лесной Хозяин (Лесовик, Леший, Дедушко). Имя Дедушко, употребляемое для обозначения хозяина леса, указывает на связь его с культом предков и местом их обитания — загробным миром. В вертикальной проекции за камнем находится Ирий, «тот свет» или «тридевятое царство». В 1 км к юго-востоку от Воловжи, недалеко от деревни Спасс-Балаздынь расположен Святой источник, почитавшийся до недавнего времени. Кстати заметим, что речка, на которой стоит деревня Спасс-Балаздынь, носит — Волоздынь.
Одна из дорог ведет от святилища в д. Черноносы. А где же наш камень? Нам удалось найти только скромную запись, из которой мы узнали, что, д. Бойдолово — это городище, то есть археологический памятник первой половины 1-го тысячелетия н.э.. В кадастре по Псковской области среди памятников есть запись о камне-следовике. И больше никакой информации в сети мы не нашли.
За помощью мы обратились в музей города Невеля, в городскую библиотеку, но результат успеха не принес. В сельской библиотеке деревни Рыкалёво библиотекарь Татьяна Щербакова хранила вырезки из газет, но и те нашла не сразу, даже испугалась, что исчезли. После прочтения газетных статей наш интерес к загадочному камню только усилился. Таинственный камень привлекал многих людей, и легенды о нем передавались из уст в уста.
А где же то место находится?
Все местные жители знают, что за деревней Дёгтево, а вот места никто не помнит. Я вместе со своей тётей, она является социальным работником, ездила по окрестным деревням и беседовала с местными жителями. Те, кто знал точное место, дойти до него не могут, так как не позволяет здоровье.
Помог нам сторожил деревни Дёгтево Слиньков Виктор Васильевич, 1932 года рождения. Побродив вместе с нами по полям, он запутался сам и не смог узнать мест, по которым всю свою жизнь ходил, где работал. «Совсем все изменилось, заросло кругом. Дороги распаханы», — возмущался дедушка Витя, но он человек старой закалки, отступать не привык. Первый день похода оказался без результата. Через несколько дней мы продолжили поиски, и вот долгожданный результат. Вот он какой «Дедов след», именно так называют его местные жители.
Когда мы беседовали с жителями, то узнали еще об одном интересном камне. Место, где расположен курган, в народе называют Черная гора. И если пойти к этой горе, а потом от нее в сторону, то можно найти огромных размеров, правильной формы камень. Проделав непростой маршрут, мы были восхищены увиденным.
Людей, которым было интересно путешествовать с нами, оказалось много, и некоторые признались, что всю жизнь приезжают в деревню и даже в ней живут, а к камням сходили впервые.
Библиотекарь Татьяна заинтересовала своими находками многих, а мы решили составить экскурсионный маршрут.

  1. Экскурсионный маршрут.

Цель: Знакомство с памятниками природы нашего края. Форма проведения: Однодневная автомобильная и пешая экскурсия по таинственным местам.

Пояснительная записка

Для экскурсии необходимы удобная одежда и обувь.
Она будет интересна любителям походов в лес и желающим побродить по полям в поисках тайн и загадок природы. Материал экскурсии интересен и доступен как младшим школьникам, так и ребятам среднего и старшего школьного возраста.
При подготовке экскурсии использованы материалы районной газеты и рассказы местных жителей, интернет-ресурсы.
Проект экскурсионного маршрута «Дедов след» предполагает знакомство с историческим прошлым деревни Бойдолово и Дёгтево. С высоких гор можно полюбоваться озером. Перед экскурсантами откроется красивейшая панорама окрестных мест с равнинами, пригорками и перелесками, — пейзаж России.
У наших гостей будет уникальная возможность увидеть уникальный камень-следовик.
Краткое описание района тропы.
Историко-краеведческая тропа проходит по территории Невельского района Ивановской волости.

Характеристика тропы.
Историко-краеведческая тропа является комбинированной. От населенного пункта город Невель до села Иваново, что составляет два километра, проводится автомобильная экскурсия; село Иваново — пешая; до деревни Бойдолово из Иваново 7 км — автомобильная; до камней — пешая километра 3 по полям.
Или вторая тропа: от города Невель до деревни Бойдолово — автомобильная (без посещения села Иваново), из деревни Бойдолова до камней — пешая. В данной работе мы опишем второй маршрут.
Уважаемые путешественники, мы расскажем вам об уникальных камнях на территории нашего края. Во время движения автомобиля можно рассказывать, что такое камни-следовики, где они встречаются в Псковском крае. Эта информация представлена в первой части работы. По всей России можно встретить огромное количество камней валунов, так называемых камней-следовиков. На них изображены животные, рисунки не очень понятного содержания, а в большинстве случаев отпечатки человеческих рук и ног.
До сих пор ученые не могут найти ответ на загадку их появления на камнях.
Один из таких камней-следовиков находится у нас, в Ивановской волости за деревней Дёгтево, в 1,5 км на северо-восток. Камень-следовик назван чудом природы из-за человеческого отпечатка на его поверхности. На камне виден вдавленный человеческий след 40—41 размера ноги. Вот что об этом камне рассказывают местные жители.

Из беседы с местным жителем Марковичем Василием Петровичем из д. Куракино:
— Первый раз услышал про этот камень в 1947 году от старожилов деревни. Рассказывали, что камни раньше были «жидкие», вот и на камне остался вдавленный след человеческой ноги и что место это «неблагоприятное». Я заинтересовался и решил найти этот камень-следовик. Работал я в колхозе пастухом и погнал коров к этому месту, и нашел там камень. На нем был четкий вдавленный след человеческой ноги. И сколько я не пас стадо коров около этого камня — ни одна корова не подходила к этому «мистическому» месту. Из воспоминаний Слиньковой Любови Ивановны из д. Дёгтево.
— Работала в колхозе на заготовке сена, силоса, и бегали к «дедову» камню пить воду из родника, который бил из-под камня. Вода была студеная. А чтоб она не загрязнялась, ходили и мыли камень-следовик. Брали с собой эту вкусную водицу. Но проводили мелиорацию, и источник пропал.
Вспоминает жена Ляконца Алексея Семёновича, жителя д. Дёгтево: «Мой муж рассказывал, что под камнем как-будто есть клад и местные трактористы с помощью трактора С-100 решили сдвинуть его с места, но не получилось, трактор стал зарываться под землю. И им пришлось отказаться от этой идеи».
«След каменного гостя» назвали журналисты камень, который показался им мистическим и страшным, потому что лесная дорога скрывала камень от глаз человека.
Есть легенды, что на этом месте церковь стояла. Она таинственным образом исчезла, а вот источник остался. Однако, изучив старинные карты, мы обозначения храма не нашли.
Говорят, нельзя к камню в одиночку вечером ходить — испугаешься необычного. Однажды женщина в лесу заблудилась и к этому месту вышла, так она долго не разговаривала потом.
Об этом чудо-камне неоднократно появлялись статьи в печатных изданиях. Газета «МК» в Пскове и Великих Луках от 25.08—1.09. 2004 г., статья «След каменного гостя»; газета «Невельский вестник» от 30 июня 2001 года, статья «Дедов след».
Но есть легенды, что силу камни-следовики приносят, здоровье улучшают, помогают исполнять желания.
И свои тайны могут открыть чистому и светлому человеку. Могут исчезать и появляться загадочным образом, как будто ноги у них есть.
Найти камень сразу не получилось, не зря говорят, что он мистический. Ведь прошло уже много лет, местность изменилась, заросла кустарниками и деревьями. Но всё же, поблудив некоторое время, нашли это чудо-камень, заросший мхом. Раскопав мох, увидели человеческий след. Со временем камень погружается в землю и тем самым становится меньше.
Давно про камень не вспоминали, даже тропы все заросли, но легенды привели нас к нему, хотя поиски были трудными. Однако показался нам камень, значит, наверное, не хочет, чтобы про него забыли.
В Ивановской волости есть ещё один чудо-камень, который находится за д. Бойдолово, в 1,5 км на северо-восток. Со слов жителей, появился он еще в ледниковый период. Гранитный валун прямоугольной формы, высотой около 2 метров, шириной 2,5 метра, длиной 3,5 метра.
Ходят легенды, что точно такой же камень есть в озере Воротно, на берегу Каменка. Назван берег так не случайно: камней в воде там много. А вот в 60 метрах от берега, есть «брат-близнец» этого камня. Старики доплывали до определенного места в озере, выходили из лодки на камень и рыбу ловили. А кто не знал, то диву давался: кругом вода, а дедок стоит посреди воды, а на чем — не видно. Мистика. Но те, кто знали секрет камня, умерли, и тайна ушла. Сколько не пытались найти загадочного незнакомца — не получилось.
А еще по рассказам местных жителей, легенды гласят о том, что тащил эти чудо-камни помещик И. И. Михельсон к себе в имение. Один из воды вытянули, да на поле и бросили, а другой так в воде и остался. А в парке в селе Иваново есть огромные валуны, может, и эти там были бы, но что-то случилось. Только правда это или нет — никто не узнает.
Большой камень, говорят, пострадал немного во время Великой Отечественной войны. Его с самолета за танк приняли, но не попал снаряд в камень, только осколки чуть-чуть посбивали края.
Два интересных камня, по странному стечению обстоятельств, находятся рядом с курганом Черная гора — название, которое местные жители дали. Так вот, если пойти в одну сторону от горы, то найдешь камень со следом, а вот если в другую, то большой камень. Наверное, эти камни связаны с древним поселением. И каждый имел свою роль и назначение, и в этом их мистические тайны. Но так же говорят, что еще камень со следом там был, но мы его не нашли. Он по размеру маленький, только нога там отпечатана была четче.
Сколько ещё неизвестных чудо-камней таит в себе наша Ивановская земля…

Заключение

Создавая эту историко-краеведческую тропу, мы хотели, чтобы современное поколение не забывало историю родного края. Для этого мы познакомили учащихся нашей школы и их родителей с природным наследием наших мест посредством организации и проведения ряда виртуальных экскурсий по проектируемой тропе. Наши экскурсии понравились учащимся и их родителям, поэтому мы подтвердили свою гипотезу, о том что уникальные камни вызовут интерес окружающих.
Собрали необходимые сведения, научные выводы и обобщения, которыми располагает на сегодняшний день наша наука о природных объектах, в частности о камнях со знаками.
Обследовали и сфотографировали камни, собрали материал, зафиксировать слухи и мнения, объяснения жителей о происхождении камня.
Мы сделали следующие выводы:
1) серые камни, пережившие сотни лет и десятки веков и дожившие до нашего времени, достойны бережного отношения — это бесценные исторические памятники, сохранить такие объекты — наш долг перед будущими поколениями;
2) наше исследование показало, что культовые объекты говорят о взаимозависимости человека, общества и природы. Эти места до сих пор наделяют людей особой энергетикой и служат объектами поклонения местного населения;
3) свидетельством духовного развития общества является то, что такие памятники, сохранившиеся с давних времён, привлекают внимание и окружаются заботой местных жителей, возрождаются обычаи и обряды, которые были связаны с этими святыми местами.
Особую ценность своей работы вижу в том, что для меня открылась совершенно новая сторона духовной культуры народа, среди которого живу и я.

Ресурсы

  1. Следовик. https://ru.wikipedia.org/wiki [электронный ресурс]
  2. http://toropets-land.ru/articles/125 [электронный ресурс]
  3. Короткевич Б. С. Воловжа. Древнее святилище в Невельском районе Псковской области//Псков, 2002, №16 [электронный ресурс]

Наши респонденты:

  1. Коборова Мария Сидоровна, 1932 г.р., жительница д. Рыкалёво Ивановской волости
  2. Щербакова Татьяна Николаевна
  3. Слиньков Виктор Васильевич 1932г.р.
  4. Слинькова Любовь Ивановна 1931г.р.
  5. Иванова Людмила Викторовна 1954 г.р.
  6. Разногузова Светлана Анатольевна, д. Дёгтево
  7. Воробьёв Виктор Николаевич 1953 г.р.
  8. Максимова Людмила Фёдоровна, д. Бойдолово
  9. Максимов Владимир Васильевич, д. Бойдолово
  10. Маркович Василий Петрович, 1932 г.р., житель д. Куракино
  11. Ляконец Нина Семёновна.

Из интервью с местными жителями

Заведующая Рыкалёвской библиотекой Щербакова Татьяна Николаевна: «В деревне Рыкалёво Ивановской волости я проживаю уже давно. По работе я часто общаюсь с жителями наших деревень, они любят поговорить о себе, о своих детях и внуках. И от них я услышала интересную историю про камень, который находится в наших краях.
Камень есть в лесу особенный. Находится он за деревней Дёгтево, а на нём отпечаток человеческой ноги. Но место это нехорошее. Моя коллега в 2001 году ходила с ребятами к камню, но им он таинственным не показался».
Коборова Мария Сидоровна, 1932 года рождения, жительница д. Рыкалёво:
«Мне было лет 14. Я вместе с младшим братом Мишей посла деревенских коров в поле. Заигрались и просмотрели коров. Коровы разбрелись по кустам. Мы долго искали их. А пока искали, нашли необычный камень, на котором был след человеческой ноги. По возвращению домой мы рассказали про чудо-находку. Старожилы деревни сказали, что место это загадочное, но оно нам таким не показалось».
Воробьев Виктор Николаевич, 1953 года рождения, житель деревни Колки:
«Про большой камень, расположенный в самом озере Воротно в 60-ти метрах от берега Каменка, я знаю с малых лет. Про него мне рассказывал отец. Когда подрос, появился большой интерес на него попасть. Собрались с мальчишками и поплыли на лодке, но не одни, а вместе с отцом. Нашли мы его не сразу, пришлось постараться. Когда нашли, мы взобрались на него, вода была нам чуть выше колена. Мы покупались, поныряли с него и поплыли домой. Больше я на него не плавал. А сейчас и вовсе не найду».
Слинькова Любовь Ивановна, 1931 года рождения, жительница деревни Дёгтево:
«В деревне Дёгтево я проживаю давно, как замуж вышла. Работала здесь в колхозе на ферме. Про камень я знаю. Под ним был родник с вкусной студеной водой. Мы, работая на полях, часто к нему ходили в летнее время.
Раньше дороги на полях были и подход к роднику был. Мыли камень, чтобы вода была чистой. Но вот когда была мелиорация на полях, то родник исчез.
Для нас место это ничего мистического не напоминало, просто родник. Шутили, что клад под камнем зарыт — вот и всё».
Слиньков Виктор Васильевич, 1932 года рождения, житель деревни Дёгтево:
«Перед войной мы переехали в деревню. Да, про камень я знаю, бегали туда еще детьми. Всегда след привлекал, загадочный он. „Дедов след“, его так называют. А кто и когда след оставил, в этом и загадка камня. Пытались узнать далеко ли он в землю ушел. Мужики-трактористы, подцепили камень к трактору и хотели вытянуть, только ничего не вышло, трактор стал в землю зарываться. А за испорченную технику по головке не погладят, вот и отказались от затеи его достать. Да сейчас там заросло все, наверное, и не найдешь его теперь. А хотя место там приметное, было, чего его искать».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники