Языковая и культурная ситуация в Невеле 1910-20-х годов
По документам Государственного архива Витебской области
Языковая ситуация, тип межъязыковых взаимодействий1 социальный, этнический, конфессиональный контекст бытования языка — важный фактор общего культурного фона на той или иной территории в то или иное время. Фонды Государственного архива Витебской области и другие источники позволяют составить некоторое представление о языковой и культурной ситуации в Невеле в первой четверти XX века.
Невель как уездный город до 1924 г. числился в составе Витебской губернии, которая всегда представляла собой многонациональный регион с преобладающим белорусским населением. Начиная с 1861 г. губернский статистический комитет издавал Памятные книжки, в которых имелись и статистические данные о народах, населявших Витебщину. В то время Витебская губерния состояла из 12 уездов, народонаселение ее учитывалось по признак) пола и вероисповедания. В 1862 г. в губернии насчитывалось православных около 444 257 чел., раскольников различных сект 38 777 чел., католиков 239 193 чел., протестантов 11 623 чел., иудеев 63 168 чел.2
В 1884 г. известный витебский краевед А. Сапунов в своем очерке о населении Витебской губернии выделял уже различные этнические группы. Он отметил, что коренное население губернии составляли белорусы (православные и католики), занимавшие так называемые «белорусские» уезды, где они составляли более половины жителей. В число таких уездов, наряду с Витебским, Велижским, Городокским, Полоцким, входил и Невельский уезд. Великороссы, большую часть которых составляли раскольники, преимущественно населяли Динабургский и Режицкий уезды. Поляки рассеяны были на всем пространстве губернии, что, по мнению автора очерка, служит доказательством того, что народность эта не составляет коренного населения губернии. При этом Сапунов отмечал, что « <…> большая часть так называемых поляков, даже среди дворянства, потомки некогда православных белорусов (Щиты, Корсаки, Коссовы и пр., и пр.), совратившихся в эпоху гонения православия в принадлежавших Польше провинциях в латинство и заменивших родной русский язык (харакгерно, что автор называет родным русский, а не белорусский язык. — Г. Н> польским)3.
Латыши преимущественно населяли уезды, прилегающие к границам Прибалтийского края и Псковской губернии — Динабургский, Режицкий и Люцинский. Немцы появились в Витебской губернии издавна, а с проведением железных дорог их количество умножилось. Немало немцев появилось после 1863 г., причем многие приобрели здесь поземную собственность. Евреи, как отмечает А. Сапунов, проживали в губернии еще в начале XVII в., но в незначительном количестве. В 1765 г. их насчитывалось здесь лишь около двух тысяч, но к описываемому периоду это число возросло до 144 тысяч; евреи проживали преимущественно в городах, местечках и тех поселениях, где была развита та или другая отрасль торговли или промышленности.
Обучение в Витебской губернии в конце XIX в. велось на русском языке в соответствии с учебными программами Виленского и Петербургского учебных округов, к которым попеременно относилась губерния в те годы. В Невеле, например, в 1872 г. имелось двухклассное уездное училище, два частных учебных заведения, начальное еврейское училище, были и начальные народные училища, городские и сельские. Из языков народов, населявших Витебскую губернию, преподавались только идиш (в Витебской духовной семинарии) и древнееврейский языки. Всего в губернии для образования еврейских детей существовало 224 учебных заведения: 4 начальных еврейских училища, 6 школ русской грамотности, 2 женских училища, 1 Талмуд-Тора, 1 Ешибот, 211 хедеров. Как отмечает Сапунов, (… учебная часть в этих заведениях была организована на основе программ образцового училища при Виленском еврейском учительском институте. В этих училищах все предметы учебного курса преподавались на русском языке, существенное внимание обращалось на приучение детей к правильной русской речи). Положенное по программе преподавание еврейских предметов состояло в изучении древнееврейского языка, ветхозаветной истории, обрядов еврейской веры. Ученики должны были научиться читать еврейский текст, переводить его на русский язык и понимать прочитанное4.
Таким образом, Витебская губерния в конце XIX в. представляла собой многонациональный регион с преобладающим белорусским населением и преобладанием русского языка в официальных сферах общения и сфере организованного обучения.
Согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года, в Витебской губернии проживало в то время 1 489 246 жителей. На территории губернии функционировали следующие языки: белорусский, который признавали родным 52,95 % населения, латышский —17,3 %, великорусский — 13,3 %, еврейский — 11,7 %, польский — 3,38 %, немецкий — 0,49 %, литовский — 0,15 %, малорусский — 0,03 %; остальные языки составляли 0, 27 %.
Ядром населения губернии как по численности, так и по давности заселения края являлись белорусы, компактно населявшие 8 из 11 уездов — восточную и юго-восточную части губернии, Невельский уезд занимал третье место после Дриссенского и Велижского уездов по численности белорусского населения, которое составляло здесь 84,02 %. Великорусов в Невельском уезде было 7,1 %, евреев — 7,45 %, поляков — 0,33 %, латышей — 0,07 %, немцев — 0,08 % (за признак для разграничения народностей при первой переписи был принят родной язык) 5.
К 1920 г. меняется состав уездов Витебской губернии, из нее исключаются «латышские» уезды, что ведет к изменению удельного веса латышского населения. По переписи 1920 г. в Витебской губернии проживало 1 367 628 человек, из них белорусов — 56,95 %, великорусов — 32,58 %, евреев — 7,96 %, поляков — 1,05 %, латышей — 0,89 %, прочих — 0,57 % 6.
В Невельском уезде распределение населения по национальности по данным переписи 1920 г. показывает значительное изменение в количестве белорусов и русских: всего жителей в уезде — 131 841, из них русских — 79 990 (60,7 %), белорусов — 41 312 (31,3 %), евреев — 9 117 (6,9 %), поляков — 531 (0,4 %), латышей — 212 (0,2 %), литовцев — 93 (0,07 %), прочих национальностей— 586 (0,44 %).
К 1920 г. заметно изменяется национальный состав городов губернии. По сравнению с 1897 г. в городах выросло русское население (с 18,07 до 30,19 %) и уменьшилось белорусское (с 21,07 до 16,04 %), евреев и поляков также стало меньше. В 1917 г. население города Невеля составляло 11 373 чел.7 По переписи 1920 г. национальный состав населения города выглядел следующим образом (в скобках для сравнения приводятся данные переписи 1897 г.): великорусы— 35,1 % (10,08 %), белорусы — 4,29 % (25,81 %), евреи — 57,59 % (62,44 %), поляки — 1,69 % (0,72 %), латыши — 0,55 % (0,02 %)8.
Таким образом, основными национальностями губернии в этот период являлись белорусы, русские, евреи и поляки. Остальные составляли менее одного процента населения. Эти же национальности являлись основными и в городах, однако удельный вес их распределялся иначе. Большую часть составляло еврейское население, затем следовали русские, белорусы и поляки. В официальном и бытовом общении население Невельского уезда отдавало предпочтение русскому языку, что можно заключить (по крайней мере, увидеть тенденцию к такому предпочтению) из данных переписи 1920 г. о распределении хозяйств губернии по родному языку домохозяина9. В Невельском уезде общее число хозяйств составляло 23 949. Родным языком назвали: белорусский — 0,9 % хозяев, русский — 96,7 %, еврейский —1,3 %, польский — 0,3 %, латышский — 0,1 %.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Определение понятия «языковая ситуация» см., напр.: Никольский Л. Б. Синхронная социолингвистика. М., 1976. С. 79-80.
- Памятная книжка Витебской губернии на 1864 г. Витебск, 1864. С. 204.
- Памятная книжка Витебской губернии на 1885 г. Витебск, 1885. С. 194.
- Там же. С. 217.
- Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. СПб., 1903. С. 111.
- ГАВО, ф. 476, on. 1, ед. хр. 28, л. 10
- ГАВО, ф. 476, on. 1, ед. хр. 20, л. 30.
- ГАВО, ф. 476, on. 1, ед. хр. 28, л. 10.
- Там же. Л. 2.
Г. М. НУРГАЛЕЕВА (Витебск)
Невельский сборник. Выпуск 2. «Акрополь» Санкт-Петербург, 1998 год. Л.М. Максимовская, ответственный редактор.