Взгляд на будущее Невеля из 1987 года

Невель: день завтрашний

Первая сессия городского Совета народных депутатов рассмотрела и утвердила генеральный план застройки Невеля до 2005 года. Читатели просят рассказать о содержании этого плана. Предлагаем вашему вниманию статью архитектора района В. Ульянова, в основу которой положен его доклад на сессии горсовета.

Прежде всего хотелось бы напомнить, что у горсовета имелся генеральный план развития на 1964-1980 годы. Не все намеченное в нем удалось реализовать.

Отстало от предусмотренных объемов жилищное строительство. Вызвано это тем, что в его структуре произошли изменения. Раньше возводили в основном двух- и трехэтажные дома, забыв о многоэтажных, что противоречило генплану. Нет службы единого заказчика. Снос устаревшего жилого фонда осуществлен только на 48 процентов от предусмотренного. Не достигнута проектная величина по большинству учреждений культурно-бытового обслуживания, развитию дорожно-уличной сети. Транзитный поток машин следует через центр, хотя улицу Ленина предполагалось использовать в основном для пешеходов. Не построен путепровод (станция Невель-II), мосты через Еменку. И так по целому ряду других позиций.

В 1984 году в городе было восемь гектаров зеленых насаждений общего пользования. С 1965 по 1986 годы новых не появилось, а имеющиеся содержатся в неудовлетворительном состоянии.

Новый генеральный план рассчитан до 2005 года с учетом роста численности населения. В основу разработки (он совмещен с проектом детальной планировки центра) легли выводы о градостроительных мерах охраны памятников истории и культуры, выводы анализа существующей застройки, природно-климатических особенностей, санитарных условий..

Мост ул. К. Либкнехта Невель

Мост ул. К. Либкнехта

Расчлененность города в широтном направлении рекой Еменкой, а в меридианальном — железной дорогой Ленинград—Одесса позволили выявить четыре жилые части: Центральную и Южную Северную, Восточную, Западную.

В качестве основы развития планировочной структуры проектом предусматривается создать систему магистралей, соединяющих жилые кварталы, микрорайоны с промышленно-коммунальными зонами, городским центром и зоной отдыха. Проектные предложения заключаются в следующем.

Для связи названных выше частей города предусматривается строительство путепровода через железнодорожную магистраль Ленинград— Одесса, а также трех мостов через Еменку. Для разгрузки центральной части от грузового и транзитного транспорта — дороги вдоль железнодорожной магистрали с выходом на обходную автотрассу Ленинград—Киев, проектирование которой ведет «Ленгипроавтотранс». Для связи западной и северной частей — прокладка новой магистрали (от ПМК-15 на ул. Ленкоммуны).

Строительство домов усадебного типа будет осуществляться как на свободных территориях (преимущественно в восточной части), так и за счет уплотнения приусадебных участков. Зона малоэтажной капитальной застройки (два-три этажа) за счет реконструкции в основном распространится на исторически сложившуюся часть города, это — кварталы между улицами Ленина, Толстого и Невельским озером, улицей Ломоносова и Еменкой, а в северной — улицей Урицкого и Еменкой. Зона многоэтажной капитальной застройки как на свободной, так и на реконструированной территориях намечается между улицами Комсомольской и Ломоносова, вдоль запланированного бульвара от площади Коммуны до Привокзальной площади, а также вдоль улицы М. Маметовой к школе № 4.

Привокзальная площадь Невель

Привокзальная площадь

Сохраняется положение основного ядра общественного центра в исторически сложившейся части. Архитектурно-планировочная идея его представляет систему площадей, которые создаются на пересечении улиц Энгельса и Комсомольской, Ленина и Карла Либкнехта. Как я уже говорил выше, намечается формирование Привокзальной площади, которая будет связана с существующими площадями Коммуны и Первого Мая новыми улицами.

Формирование площади Коммуны, архитектурным акцентом которой является Троицкая церковь, предлагается завершить возведением трехэтажного здания Дома торжеств и здания РПУБОН.

Элементы торгового и культурного центра будут размещаться в микрорайонах вдоль улиц Ленина и Комсомольская, а также создаваемых бульваров К. Либкнехта и нового, который соединит площадь Коммуны с Привокзальной площадью. Наиболее значительными из них станут Дом пионеров и школьников на 340 мест, кинотеатр на 300 мест, гостиница на 205 мест, поликлиника на 375 посещений, школа на 1200 мест, детский сад.

Вдоль набережной, предлагаемой к строительству в первую очередь от улицы Энгельса до Интернациональной, а на расчетный срок — до улицы К. Либкнехта, предусматривается возведение детской музыкальной школы и детской библиотеки.

Зеленые насаждения общего пользования в проекте рассматриваются как единая система, включающая в себя зоны регулирования прибрежного ландшафта, скверы, бульвары, сады микрорайонов, зеленою зону отдыха со спортивным комплексом на левом берегу Еменки.
Строительство моста, предлагаемого в створе бульвара К. Либкнехта, обеспечит связь центра как с Северной частью, так и с зоной отдыха.

Существующее здание автостанции не удовлетворяет растущему объему перевозок. Предусматривается строительство нового автовокзала в районе железнодорожного по улице Ломоносова.

пл. Социализма Невель

пл. Социализма

пл. Социализма Невель

Водоснабжение обеспечит забор подземных вод. Если в настоящее время теплоснабжение осуществляется от более чем сорока отопительных, производственно-отопительных и производственных котельных, то основным источником централизованного теплоснабжения жилищно-коммунального сектора на первую очередь станет строящаяся новая городская отопительная котельная. Теплоснабжение производственных предприятий — от собственных источников.

Газоснабжение города будет переведено на природный газ, подаваемый по газопроводу. Предусмотрены меры также по развитию телефонной и радиотрансляционной сети.

Одним словом, планы большие. Для их осуществления в первую очередь необходима служба единого заказчика. Важно ликвидировать ведомственную разобщенность предприятий и организаций Невеля. И, наконец, неоценимо внимание и активное участие всех жителей в осуществлении генерального плана, в благоустройстве, озеленении, других вопросах социального развития.

В. УЛЬЯНОВ, архитектор района.
“Красное знамя” 1987 год

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники