О чём рассказывает мемориальная доска
Памяти Героя Советского Союза Гриболева Петра Филипповича
Автор: Бенский Вадим, 10 класс, МОУ Новохованская СОШ
Руководитель: Майорова Г. А., учитель истории МОУ Новохованская СОШ
2020 год
Введение
В 2020 году отмечается 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Очень важно, чтобы современные школьники помнили подвиг народа в самые трагические годы. В родном краю память о войне сохраняется разными способами. Солдатские захоронения являются фактическими доказательствами ужасов Великой Отечественной войны.
На братском кладбище в центре Новохованска покоятся 1054 воина. Погибшие солдаты освобождали наш край от фашистских захватчиков в 1943-1944 годах.
Каждую весну, девятого мая, я и мои односельчане идут на митинг. Он проводится в этом священном месте. У всех в руках — портреты родственников. На портретах — лица ветеранов Великой Отечественной войны. В живых не осталось ни одного участника боевых действий, которые проживали в нашей местности. Но «Бессмертный полк» снова в строю.
Местом увековечивания памяти является школа. Уголок Памяти в комнате Боевой Славы является почётным. Каждый, кто входит в фойе школы, видит стенд с фотографиями наших земляков. Все они — наша гордость и слава. Фотографии будут долго хранить память военной истории.
Способом увековечивания памяти является мемориальная доска. В нашей школе она расположена среди портретов земляков. Яркими буквами написано: Гриболев Петр Филиппович, Герой Советского Союза. Открытие мемориальной доски состоялось в торжественной форме. Мне захотелось узнать «О каких событиях в человеческой судьбе может рассказать школьная мемориальная доска в преддверии памятной даты?»
Проблема: мои сверстники не должны ставить под сомнение значимость Победы, которая была достигнута ценой невероятных жертв, героических усилий и огромных трудов предыдущих поколений.
- Мемориальная доска есть историческое наследие.
Начиная исследовательскую работу, я задал себе вопрос:
«Как в нашей школе появилась мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Гриболева П. Ф.?» Сразу обратил внимание на написание фамилии воина. В копии автобиографии к наградному листу в графе «фамилия, имя, отчество» напротив слова «фамилия» записано «Грибалев» В самом наградном листе фамилия записана «Гриболев». Анализируя семейный архив двоюродного брата Геннадия Михайловича Грибалева я понял, что по документам фамилия Грибалев пишется через букву «а». На мемориальной доске в честь Героя Советского Союза фамилия записана так: Гриболев П. Ф. Я стал придерживаться такого правила. Фамилию Героя СССР я пишу: «Гриболев». А фамилию родственника пишу Грибалев. Это моё исследование по написанию фамилии.
Далее решил действовать так. Для ответа на поставленный вопрос «Как в нашей школе появилась мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Гриболева П. Ф.?», я отправил электронное письмо в Невельский штаб партии «Единая Россия». Витоль Надежда Фёдоровна, исполнительный секретарь местного отделения партии, сообщила информацию в том плане, что существует проект «Историческая память». Мемориальные доски выполняло военно-историческое общество города Пскова. Было оформлено четыре таких памятных знака. Две мемориальных доски изготовлены для школы №1 города Невеля, одна — для Невельского многопрофильного техникума, а еще одна — для Новохованской школы.
В нашей местности мемориальная доска установлена в здании школы, в фойе первого этажа. Это очень важно для ребят-школьников. Это центральный выразительный объект экспозиции. Она привлекает к себе внимание и наполняет важным содержанием. Расположена в комнате Боевой Славы в экспозиции «Бессмертный полк». Рядом — портреты наших земляков, участников Великой Отечественной войны.
Кроме функции сохранения памяти, доска выполняет роль украшения стенда. Мемориальная доска привлекает к себе внимание. Она является памятником искусства. Форма мемориальной доски — прямоугольная, чёрного цвета. Именная доска легко читается. Текст быстро и надолго запоминается. Художественное отражение памятного знака выполнено в виде текстовой лаконичной надписи. Фотокерамика-материал, который использовался для оформления доски. Мемориальная доска — это монументальный памятник, который предполагает торжественное открытие.
Из интервью с Калининой Надеждой Орестовной, заведующей Новохованской СОШ-филиалом МОУ Усть-Долысской средней общеобразовательной школы, я узнал о том, как в нашей школе происходило открытие мемориальной доски. Эта информация актуальна для подтверждения значимости данного события. Надежда Орестовна отметила, что в последнее время общественность проявляет широкую заинтересованность в установке мемориальных досок как вида исторической памяти. 26 февраля 2018 года в Новохованской средней школе состоялось открытие мемориальной доски посвященной памяти Героя Советского Союза Петра Филипповича Гриболева. Торжественное мероприятие проходило в необычной форме. Для учащихся школы и многочисленных гостей прошёл урок памяти. Отзвучали фанфары, и ведущие — учащиеся 10 класса Анастасия Павлова и Маргарита Юрьева — объявили о начале урока. На памятном мероприятии присутствовали учителя, ученики, жители Новохованска и села Шульги. Почтить память земляка также прибыли гости: первый заместитель главы администрации района О. Е. Майоров, начальник районного управления образования, физической культуры и спорта О. Д. Кобзева, глава сельского поселения «Туричинская волость» Г. Д. Дубкова, настоятель храма Казанской иконы Божией матери в селе Шульги протоиерей Александр (Лебедев), Грибалев Геннадий Михайлович, генеральный директор ООО «Торговый дом «Невель» и ООО «Невельская Заря», председатель совета малолетних узников Невельского района М. Ф. Лебедева, работник сельской библиотеки В. Д. Иванова, члены поискового отряда «Гвоздика».
Все ждали самого торжественного момента — открытия доски. Никита Гугнелев заступил в почетный караул. Он — житель села Шульги. Одиннадцатиклассник — земляк Петра Гриболева. Также в почетный караул заступил Олег Фомков, лучший ученик седьмого класса. Они строго встали у стенда «Бессмертный полк». В центре фотографий героев Великой Отечественной войны закреплена мемориальная доска. Приветственные выступления прозвучали от гостей. Под звуки фанфар медленно «сползла» красная ткань, и все увидели мемориальную доску. После возложения цветов была минута молчания…».
Интервью. Грибалев Геннадий Михайлович, двоюродный брат Петра Филипповича. После встречи с родственником Героя Советского Союза П. Ф. Гриболева, я узнал следующую информацию о значении мемориальной доски.
«Почетное право открыть мемориальную доску в честь двоюродного брата Петра в вашей школе было предоставлено мне. Светлая память о героях Великой Отечественной войны должна присутствовать у молодых поколений, чтобы они всегда помнили, какой ценой достигнута счастливая жизнь сегодня». Об этом забывать нельзя, — подчеркнул Г. М. Грибалев. Так же я поблагодарил учащихся за уважение к памяти Героев — наших земляков и за хорошую организацию и проведение мероприятия, имеющего важную роль в воспитании у ребят чувства патриотизма и любви к Родине».
Таким образом, мемориальная доска — это памятный знак, который вновь и вновь будет напоминать о войне, человеческом горе и славе молодому поколению.
2.1. Жизненный путь
Великая Отечественная война укрепила узы дружбы между людьми. Плечом к плечу боролись советские солдаты с нацизмом. Они защищали жизнь и свободу своих жён, детей, матерей. Сегодня необходимо объединить свои усилия для того, чтобы сохранить великое наследие победителей и передать его подрастающему поколению. Школьники не всегда владеют знаниями о военной истории.
Проведение анкетирования среди учащихся
Успех исследователя зависит от правильно подобранных и умело использованных методов.
Для определения необходимости и значимости исследовательской работы я пользовался методом анкетирования. Анкета «Знаете ли Вы?» содержит шесть вопросов.
- Что вы знаете о мемориальной доске?
- С какой целью устанавливают мемориальные доски?
- На каких зданиях могут присутствовать эти доски?
- Где вы их могли видеть.?
- Видели ли вы такую доску в Новохованске?
- Кому она посвящена?
Обучающимся школы было предложено ответить на данные вопросы.
Участие в анкете приняли 15 человек. Ребята были разделены на две группы.
Результаты опроса респондентов показали следующее: 1.65% ответили правильно на первый вопрос о том, «Что вы знаете о мемориальной доске»;
2.95% опрошенных дали верный ответ на вопрос «С какой целью устанавливают мемориальные доски»;
3.15% респондентов ответили правильно о том, “Где мемориальные доски могут присутствовать?», что свидетельствует о значимости выбранной темы исследования;
4.5% опрошенных дали ответ о том, «Где мемориальную доску они могли видеть?», что свидетельствует о необходимости ознакомительной работы;
5.15% опрошенных дали положительный ответ на вопрос «Видели ли вы такую доску в Новохованске?», что свидетельствует о правильности выбранной темы исследования;
6.45% респондентов правильно ответили на вопрос «Кому она посвящена?»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся заинтересованы в получении знаний об истории родного края и есть необходимость в создании видеоролика о земляке — герое.
2.2. Довоенная жизнь
Во время учебных занятий я постоянно прохожу мимо стендов и стеллажей в комнате Боевой Славы. Здесь хранятся письма матерей и вдов. Пожелтевшие от времени, они рассказывают правду о Герое Советского Союза Красильникове Алексее Ивановиче, калининском партизане Игоре Григорьевиче Линчевском. Здесь есть копия наградного листа. Такой подарок вручил Глава Невельского района Олег Евгеньевич Майоров (в то время — первый заместитель главы администрации района) во время торжественного открытия мемориальной доски. Этот документ принадлежит Герою Советского Союза Петру Филипповичу Гриболеву. Я изучил копию наградного листа Петра Филипповича Гриболева. Вот что выяснил:
фамилию, имя, отчество; год рождения;
фамилию, имя, отчество матери; национальность;
партийность.
Но такой информации оказалось мало для того, чтобы установить его жизненный путь. На сайте «Герои страны» я нашел представленные биографические данные Героя Советского Союза Гриболева Петра Филипповича.
Изучаю документ и узнаю такие сведения: «Родился Гриболев Пётр Филиппович 18 августа 1920 года в деревне Шульги (ныне Невельского района Псковской области) в семье крестьянина. Вместе с родителями переехал в Сибирь. Гриболевы поселились в деревне Верхний Танай (ныне Дзержинского района Красноярского края). В 1937 году закончил Дзержинскую среднюю школу, позднее — железнодорожный техникум в городе Боготол Красноярского края. В 1940 году добровольцем ушёл в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. По собственной просьбе направлен в Балашовское пехотное училище, которое позднее было преобразовано в танковое и переведено в Сызрань.
1937 год — закончил Дзержинскую среднюю школу.
1940 год — выпускник железнодорожного техникума в городе Боготол Красноярского края.
1940 год — солдат-доброволец Рабоче-Крестьянской Красной армии.
1941 год — курсант Балашовского пехотного училища.
Исходя из данных фактов, я выяснил, что Петр Филиппович — мой земляк. Село Шульги расположено в семи километрах от Новохованска. По семейным обстоятельствам его семья переехала в Красноярский край.
2.3. Годы Великой Отечественной войны
На сайте «Герои страны» изучаю данные о дальнейшей жизни Петра и кратко представляю их: «В училище курсанта П. Ф. Гриболева настигла Великая Отечественная война. Окончив его в 1942 году, он был назначен на должность командира взвода в 67-й гвардейский танковый полк 19 гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского механизированного корпуса первой Гвардейской танковой армии на Воронежский фронт.
1942 год — закончил училище, командир танкового полка. 1943 год — участие в боях, член ВКП (б) /КПСС.
В боях Великой Отечественной войны с марта 1943 года.
Член Коммунистической партии большевиков с 1943 года.
В ходе Курской битвы на Белгородско-Курском направлении 67-гвардейский танковый полк стоял во второй полосе обороны. В ночь на 6 июля полк занял свои позиции, танки были зарыты в землю по башни. Бои на этом участке фронта продолжались с 5 по 9 июля.
9 июля противник попытался прорвать оборону и выйти к Обояни, в течение всего дня немецкие войска атаковали позиции танкистов. В этих боях экипаж лейтенанта П. Ф. Гриболева уничтожил семь танков и самоходных орудий противника. За мужество и отвагу был награждён орденом Отечественной войны I степени.
5.07.1943 год — 23.08.1943 год — Курская битва.
5.07.1943 год — 9.07.1943 год — участие в боевых действиях на Курской дуге.
24.12.1943 год — 14.01.1944 год — Житомирско-Бердичевская наступательная операция.
Декабрь 1943 года — отличился в боях.
Из краткого, конкретного изложения личного боевого подвига я узнал, что «в декабре 1943 года командир танкового взвода гвардии лейтенант П. Ф. Гриболев отличился в Житомирско-Бердичев- ской наступательной операции войск 1-го Украинского фронта. Командир полка подполковник Гусев поставил П. Ф. Гриболеву боевую задачу: «Вот эта точка — небольшой город Казатин, но крупный железнодорожный узел. От него идут линии на Киев, Жмеринку, Шепетовку, Умань. Сегодня к ночи нужно прорваться на 80 километров в тыл противника, взять город, парализовать работу станции. Это очень важно. Через неё немцы снабжают свою армию оружием и продовольствием. Мы должны закупорить эту отдушину. Твоему взводу идти первым, за ним вся танковая рота. Времени терять нельзя. Сегодня же вперёд».
Продолжаю вникать в события.
«28 декабря, заменив выбывшего из строя командира роты, принял командование подразделением в бою за город Казатин Винницкой области. Прорвавшись в тыл врага, танковая рота ворвалась в город и, не потеряв ни одной боевой машины, захватила город и станцию, удерживая их до подхода основных сил. Танкисты уничтожили большое количество военной техники и живой силы противника, подбили бронепоезд, а также захватили несколько складов. Только экипаж П. Ф. Гриболева уничтожил 4 танка, 5 самоходных орудий, 3 тяжёлых орудия, раздавил 250 автомашин и уничтожил до 150 солдат и офицеров противника».
Я выделил главные факты.
28.12.1943 — бои за город Казатин Винницкой области. 28.12.1943 — командир подразделения.
Далее события разворачивались таким образом: «Все улицы города были заполнены тысячами воинских грузовиков. Круша огнём и гусеницами технику противника, танкисты легко расправлялись со всеми попытками обезумевших гитлеровцев оказать сопротивление. Не переводя дыхания, рванули к станции. Разведка доложила, что там с минуты на минуту должен был проследовать бронепоезд «По гитлеровскому бронепоезду — огонь!» Поезд остановили и превратили в раненое, исходящее паром чудовище. Для гарантии спереди и сзади состава разобрали по нескольку десятков метров железнодорожного полотна.
К концу дня стрелковые части и 67-й танковый полк вошли в Казатин. Эта операция стала одной из важнейших для окончательного освобождения городов Житомира и Бердичева. Гвардии лейтенант П. Ф. Гриболев и механик-водитель его танка гвардии старшина М. И. Бушилов были представлены к званию Героя Советского Союза, а остальные участники боя — к награждению орденами и медалями.
10 мая 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» гвардии лейтенанту Петру Филипповичу Гриболеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№2074). В канун 23 февраля 1944 года награду П. Ф. Гриболеву на торжественном построении вручал лично командующий армией М. Е. Катуков.
28.12.1943 года — освобождение города Казатин. 10.01.1944 года — присвоение звания Герой СССР, вручение ордена Ленина и медали «Золотая звезда» 23.02.1944 года — награждение.
10 января 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» гвардии лейтенанту Петру Филипповичу Гриболеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№2074). В канун 23 февраля 1944 года награду П. Ф. Гриболеву на торжественном построении вручал лично командующий армией М. Е. Катуков.
Всего на счету экипажа П.Ф. Гриболева за годы войны — 14 уничтоженных танков, 6 самоходных орудий, 1 бронепоезд и большое количество автомашин противника». Таким образом, фактическим является утверждение о том, что в военной обстановке всегда есть место подвигу.
2.4. Послевоенные годы
После войны в 1946 году П.Ф. Гриболев окончил два курса Военной академии бронетанковых и механизированных войск и был направлен в Забайкальский военный округ. В 1948 году его местом службы стала Германия. С 1950 года направлен в город Бердичев Прикарпатского военного округа.
В 1958 году подполковник П.Ф. Гриболев был уволен в запас и переехал в Красноярск, где в течение 17 лет работал заместителем директора Красноярского шёлкового комбината. Затем был председателем городского комитета ДОСААФ.
Умер 1 марта 1998 года в Красноярске.
1946 год — 1948 год — курсант Военной академии. 1948 год — 1950 год — служба в Германии.
1950 год — служба в городе Бердичеве Прикарпатского во- енного округа.
1958 год — увольнение в запас.
1958—1998 годы — постоянное место жительства — город Красноярск.
Продолжая исследовать жизненный путь П. Ф. Гриболева, я встретился с Геннадием Михайловичем Грибалевым. Это двоюродный брат героя.
Вот что он рассказал про семью.
«Наши фамильные корни начинаются в Шульгах. Семьи Грибалевых были честными людьми. Настоящие патриоты своей Родины. Мой отец Михаил и отец Петра Филипп — родные братья. Отец Петра Филипповича — Филипп Родионович погиб на фронте в 1942 году. Мать — Анна Антоновна — до конца своих дней ждала мужа с фронта. Александр Петрович Гриболев, сын Петра Филипповича, свою жизнь связал с армией. Он был капитаном, сотрудником комитета государственной безопасности СССР по Красноярскому краю. Выполняя интернациональный долг в Афганистане, погиб 25 октября 1981 года».
Голос моего собеседника дрогнул и на некоторое время замолчал. Этот момент продолжался не очень долго. Далее Геннадий Михайлович продолжил: «Маджахеды разрубили тело Александра на кусочки. Цинковый гроб отцу не разрешили открыть. Боль и тоска стали жить в семье Гриболевых с уходом из жизни сына Саши. Александр Петрович посмертно награждён орденом Красной звезды. В Красноярске похоронены отец и сын. Но жизнь продолжается.
Дочь — Галина Петровна Гриболева, заведовала музеем памяти П. Ф. Гриболева в детском доме-школе №59 города Красноярска». Я решил установить связь с данной школой. Написал электронное письмо в детский дом-школу №59. Но ответа не получил.
2.5 Никто не забыт — ничто не забыто
Подвиг народа в Великой Отечественной войне открыл невероятную духовную силу. Это поколение очень сильных натур. Они не разуверились в своих идеалах. Абсолютное большинство людей остаются верными Родине, своему воинскому долгу. Мы обязаны быть достойными наследниками Победы. Делать все, чтобы Отечество наше процветало и помнило победителей. Хранителями памяти являемся мы — современные люди. Это и семья Грибалева Г. М. Она достойно содержит архив из писем, фотографий. Продолжая мысль исследовательской работы, я цитирую слова Геннадия Михайловича. Он отметил: «Время идёт. Но память современного поколения только укрепляется. В вашей школе я был на открытии мемориальной доски. В 2000 году установлена мемориальная доска на здании дома, в котором жил мой брат. Это Кировский район Красноярска. Ближняя зарубежная страна Украина помнит подвиг солдата. П. Ф. Гриболев — почётный гражданин города Казатин В сентябре 1999 года его имя было присвоено детскому дому-школе №59 города Красноярска. Там же создан музей памяти П. Ф. Гриболева, а в 2000 году на здании школы установлена мемориальная доска. Очень важно, чтобы сегодняшняя молодежь помнила подвиги героев в самые тяжелые для страны военные годы. Такие люди, как Петр Филиппович и его сын Александр Петрович — это пример истинного патриотизма, мужества, героизма, безграничной силы духа».
Таким образом, семья Грибалева Г. М., музей детского дома-школы города на реке Енисей, Новохованская школа, руководство администрации городов Казатина и Красноярска являются центрами наследия достойного человека.
Современные информационные технологии тоже способствуют увековечиванию памяти людей военных событий. Они направлены на патриотическое воспитание подрастающего поколения через использование современных мультимедийных форматов. В январе 2020 года стартовал Всероссийский патриотический проект «Памяти Героев» по созданию видеороликов o солдатах и офицерах, тружениках тыла, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны, получивших звания «Полный кавалер ордена Славы», «Герой Советского Союза».
Проект призван почтить память героев, получивших это звание за подвиги, совершенные в ходе Великой Отечественной войны. Каждому плакату будет присвоен QR-код, с помощью ко- торого можно будет перейти на видеоролик о конкретном чело- веке. Принять участие в проекте может каждый желающий. Я решил не упустить такую возможность. Записал видеоролик о Герое Советского Союза Гриболеве Петре Филипповиче и разместил в социальных сетях с использованием хештега #Памяти Героев2020.
Заключение
Завершая исследовательскую работу, я испытываю чувство удовлетворения. Именно мемориальная доска явилась ключевой точкой, в содержании которой хранится жизненный путь русской семьи моего героя. Я узнал довоенную и современную жизнь семьи П. Ф. Гриболева и его родственников. Она оставила весомый след в истории родного края и страны.
Материал исследовательской работы выставлен среди исследовательских работ в стеллаже школьной комнаты Боевой Славы. В районной газете «Невельский вестник» опубликована статья об открытии мемориальной доски в нашей школе.
С результатами своей работы я выступил на уроке Памяти «Я помню! Я горжусь!». Урок посвящался 20-й годовщине гибели 6-ой роты псковских десантников. Связь поколений жива. Урок Памяти состоялся у мемориальной доски П. Ф. Гриболева.
В ходе проведенного исследования, я достиг поставленной цели. Фамилия Гриболева Петра Филипповича, Героя Советского Союза, внесена в список Всероссийского патриотического проекта «Памяти Героев».
Все поставленные задачи выполнены. Я нашёл интересную информацию об истории появления мемориальной доски в нашей школе. Встретился и взял интервью у своих современников.
Проследил историческую судьбу лица, имеющего к ней отношение. Кроме того, провел анкетирование среди школьников и узнал мнение об истории родного края на примере биографических данных мемориальной доски.
В рамках проекта «Памяти Героев» я записал видеоролик о фактах подвига своего земляка Гриболева Петра Филипповича в годы Великой Отечественной войны. Разместил видеоролик в социальных сетях Интернет.
Школьная мемориальная доска является источниками для извлечения исторической информации. Проделанная работа поможет учащимся в изучении исторического наследия и взаимосвязи таких компонентов как «роль личности в истории», «связь времен», «память поколений», «преемственность». Она станет информационной базой для проведения уроков Памяти, уроков Мужества для школьников, родителей, жителей Новохованска.
Исследовательская работа своим содержанием знакомит с культурным пространством нашего села. Она способствует формированию патриотических чувств. Даёт представление о памятной доске как историческом источнике. Знание правдивой истории Великой Отечественной войны, уважение к народному подвигу — это значимая часть нашей национальной идентичности.
Источники
- Материал школьной комнаты Боевой Славы: копия наградного листа
- Семейный архив семьи Грибалева Г. М.
- Статья в газете «Невельский вестник»
- Электронная переписка
- http: www. warheroes.ru/ hero.asp? Hero_id =4409 – Сайт «Герои страны».
- #ПамятиГероев2020. Всероссийский патриотический проект «Памяти Героев» 75let.region@gmail.com