Авиамеханик 211 шад В.А. Мазуров

Авиамеханик

Немало ярких страниц в летопись Великой Отечественной войны вписала 211 штурмовая авиационная дивизия третьей воздушной армии. Все летчики, наземные службы проявили массовый героизм, сноровку, показали свою преданность Родине, беспрекословное выполнение приказов командиров и начальников.
В Невельской наступательной операции в октябре 1943 года соединение успешно громило врага на ближних подступах к фронту, наносило удары по передовым позициям гитлеровцев. Дивизии приказом Верховного Главнокомандующего присвоено почетное наименование «Невельская». Этой чести она удостоена вместе с другими частями и соединениями Калининского фронта, участвовавшими в освобождении вашего города от немецко-фашистских оккупантов.
Выполнение поставленной задачи во многом зависело не только от нас, летчиков, но и служб обеспечения: авиамехаников, авиамотористов, прибористов и других специалистов, готовящих самолеты к боевой работе.

211 Невельская шад

заседает комсомольское бюро 723 штурмового авиаполка (слева направо) в первом ряду В. Любимова, И. Фраюк. В. Головин, во втором ряду — Б. Ипатьев, В. Мазуров. Фото 1943 года.

Летом 1943 года наш 723 авиаполк базировался на полевом аэродроме в Кимрском районе Калининской области. В то время личный состав части осваивал новую технику — самолеты Ил-2.
20 июня к нам в полк прибыли из учебно-тренировочной эскадрильи для прохождения службы сержанты Л. И. Зайцев, А. И Литичевский, В. А. Мазуров. Василия Александровича Мазурова, комсомольца с 1939 года, направили в наш экипаж авиамехаником. И надо сказать, что это был отличный специалист.
В период учебно-тренировочных полетов и во время выполнения боевого приказа мой самолет с бортовым номером «34» был всегда в боевой готовности. Все системы работали безотказно. Как правило, почти из каждого боевого полета возвращались на аэродром с пробоинами. Их наносили вражеские зенитчики и истребители. И сразу же на аэродроме начиналась кропотливая работа. Специалисты устраняли повреждения. Одновременно шла заправка машин горючим, пополнялся израсходованный запас бомб, снарядов, пулеметных лент
В боевой обстановке приходилось нелегко. Помню, как в октябре 1943 года во время удара по живой силе и технике врага в районе Езерища Витебской области зенитным снарядом срезало одну лопасть винта моего самолета.
Началась невыносимая вибрация. От тряски лопались некоторые детали самолета.
Нелегко было и экипажу. Когда сели на аэродром, Василий Мазуров сказал: «Командир, а наша тридцатичетверка выдержала и это испытание». И к утру она была вновь подготовлена к боевому вылету.
Мы, летчики, обычно ночью отдыхали. А вот когда набирались сил наши механики, не всегда имели представление. Рано утром к нашему приезду самолеты всегда были заправлены, моторы опробованы и прогреты. Мы получали задание и улетали на его выполнение, а технический состав мучительно ждал возвращения. А когда прилетали, они снова приводили самолеты в полную боевую готовность. Это был неимоверно тяжелый труд. Вот какое политдонесение сохранилось в архиве:
«…Успешному выполнению боевых заданий летным составом своим самоотверженным трудом во многом содействовали комсомольцы авиамеханики Л. Зайцев, В. Мазуров, К. Грецов, Н. Бычков и другие, отлично готовя материальную часть к вылету.
Так, машина сержанта В. А. Мазурова всегда находилась в исправном состоянии, подготовлена к боевому вылету».
Кроме того, В. А. Мазуров был членом бюро ВЛКСМ 723 штурмового авиационного полка, членом редколлегии боевого листка 3-й авиаэскадрильи, чтецом, агитатором, корреспондентом стенгазеты «Патриот» третьей авиаэскадрильи.

211 Невельская шад
Вот такую оценку работе авиамехаников дал секретарь комсомольской организации полка младший лейтенант И. Фраюк в газете 3-ей воздушной армии. «Советский сокол» 28 октября 1943 года в статье «Тебе, Родина!».
«…Образцы самоотверженности в боевой работе показывают техники, механики, оружейники. Особенно отличаются комсомольцы Л. Зайцев, В. Мазуров, Н. Бычков, Д. Кузнецов и другие, самолеты которых находятся в постоянной боевой готовности к действиям против врага».
И еще один архивный документ:
«Комсомольцы В. Мазуров и Н. Андрианкин честно и добросовестно готовят матчасть к боевым вылетам. За это командиром и инженером нм объявлено по нескольку благодарностей. Благодаря грамотной эксплуатации и правильному уходу за матчастью своего самолета, они достигли того, что их моторы выработали сверх ресурса по 12 часов и работают хорошо. За это авиамеханики В. Мазуров и Н. Андрианкин представлены к правительственной награде и денежному вознаграждению» (Из политдонесения, март 1944 года).
Василий Александрович Мазуров родился в 1922 году. После войны демобилизовался. Трудился, выполнял большую общественную работу, воспитал двух детей, растил внуков. Но сказалось военное лихолетье. За несколько месяцев до своего шестидесятилетия Василий Александрович Мазуров скончался.
Мы, летчики, всегда с большой благодарностью вспоминаем своих авиамехаников М. Хрисанфов, бывший летчик-штурмовнк 723 штурмового авиаполка.

На снимке: заседает комсомольское бюро 723 штурмового авиаполка (слева направо) в первом ряду В. Любимова, И. Фраюк. В. Головин, во втором ряду — Б. Ипатьев, В. Мазуров. Фото 1943 года.

«Красное знамя» 1985 год

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники