Евгений Васильевич и Станислава Викентьевна Марченко
И в жизни другого им счастья не надо
Каждый в повседневной жизни и в больших делах на благо Родины связан тысячами нитей со своим народом. В Новый год, празднично объединяющий всех, это чувствуется особенно сильно. Почти физически ощущаешь ход времени, связь прошлого, настоящего и будущего.
Наш рассказ сегодня о людях, достойно живших и действовавших в прошлом, работающих на настоящее, о людях, чьи профессии тесно связаны с будущим — об Учителях.
Имя Станиславы Викентьевны Марченко, заслуженной учительницы школы РСФСР, известно многим невельчанам. Ни одну сотню ребят выучила за тридцать два года работы. До сих пор в памяти многих ее замечательные уроки географии.
— Мы слушали нашу учительницу, затаив дыхание. Казалось, путешествуем по всему миру… Она никогда не повторяла учебник, рассказывала интересно, захватывающе. Материал запоминался легко и надолго, — вспоминают ее бывшие ученики.
Коренная невельчанка, Станислава Викентьевна росла в рабочей семье. С детства тянулась к книге, любила свой край. После школы поступила в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. По окончании была направлена На Урал в одну из сельских школ. Там и застала ее Великая Отечественная война. Приходилось нелегко. На каникулах уезжали за сотню километров на лесозаготовки, на уборку урожая. Родина отметила молодую учительницу, наградив ее медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После освобождения Невеля вернулась домой. Стала преподавать в средней школе № 1. И снова отдавала любимому делу все силы, умения. Медаль «За трудовое отличие» засияла на груди.
— География — совершенно особый предмет. Она не только дает представление об окружающем мире, о природе родного края.
География воспитывает человека настоящим хозяином своей страны, — убеждена С. В. Марченко.
— Что еще считаете важным в воспитательном процессе? — спрашиваю.
— Дело, детям — и подросткам, и старшеклассникам —обязательно нужно дело: живое, творческое, значительное, захватывающее. Такое, каким было заслоновское движение, у истоков которого стояли учителя и ученики школы № 1 пятидесятых годов.
— Наша поисковая работа, — вспоминает Станислава Викентьевна, — началась со сбора материалов о К. С. Заслонове. Потом круг интересов значительно расширился. Стали готовить пионерскую летопись, заинтересовались комсомольской и партийной организациями Невеля.
— Но ведь это история, а вы географ! Почему этим увлеклись?
— Отвечу вопросом на вопрос. Что такое земля без людей? Главное все же в них. И, потом, поисковая работа многое дала детям. Общение со многими героическими судьбами помогло подросткам сформировать свою гражданскую позицию.
Многочисленные материалы, собранные школьниками, легли в основу нашего городского музея на общественных началах. Открыт он был в год 50-летия Советской власти в районном Доме культуры.
Там мы и встретились со Станиславой Викентьевной. С любовью рассказывала об истории города, о его людях. Больше двадцати лет она — бессменный председатель совета музея, ведет большую переписку, пополняет экспозиции, проводит экскурсии.
Энтузиазм и творческая работа С. В. Марченко отмечена грамотами Советского комитета ветеранов войны. Эти грамоты стали сами по себе историческими реликвиями, ведь они подписаны А. Маресьевым и П. Батовым.
Сейчас заслуженный педагог на пенсии, но общественную работу продолжает. Однако на душе у нее тревожно:
— Не балуют вниманием музей горожане, даже члены совета. Мне с каждым годом труднее справляться с экскурсиями, и я не представляю, кому передам дело. Смены, по сути, нет.
Если дереву обрубить корни — оно засохнет. Если человека лишить памяти — он перестанет быть личностью. Если памяти лишается народ — случаются катастрофы. Вот почему мы должны бережно относиться к своему прошлому, ко всему, что с ним связано. Сохраняя для потомков прошлое, мы заботимся о будущем.
…Мы еще и еще раз прошли вдоль музейных стендов, вглядываясь в лица людей, чьи судьбы и деяния прославили нашу землю. Много интересного узнала я в тот вечер. Рассказала Станислава Викентьевна и о своей жизни.
…1944 год. Полуразрушенный Невель. Впереди еще год войны, каждый день которого уносит новые человеческие жизни. Но в освобожденном городе приподнятое настроение. В эти счастливые дни и встретила она среди воинов-освободителей офицера Евгения Васильевича Марченко. Встретила, чтобы вместе пройти по жизни, вместе послужить самому мирному народу в мире — детям.
…На юге России в семье учительницы рос мальчик. Его мама. Зинаида Федоровна Марченко, больше тридцати лет учила сельских малышей. Ее доброта, трудолюбие подсказали сыну жизненный путь. По окончании школы Евгений поступает на физико-математический факультет педагогического института в Ростове.
— Последний экзамен сдавали 29 июня 1941 года, — вспоминает Евгений Васильевич. — Меня с группой выпускников направили в Москву на курсы при артиллерийской академии.
Боевые заслуги Е. В. Марченко отмечены медалями и орденом Великой Отечественной войны II степени. Военные пути-дороги привели Евгения Васильевича в наш город, где он и встретил молодую учительницу. После демобилизации приехал к ней в Невель, да так здесь и остался.
Впервые вошел в класс Е. В. Марченко в 1947 году. Каждый день прибавлял знаний и уверенности. Бывший фронтовик становился Учителем. Конечно, не все было просто. Но об этой работе мечтал он еще в юности и теперь с радостью овладевал ее тайнами.
Опыт руководителя и хозяйственника, приобретенный на фронте, помогли Евгению Васильевичу, когда он в 1950 году стал директором средней школы № 1. Умение работать с людьми, оперативно решать сложные вопросы завоевали ему заслуженный авторитет, сплотили коллектив единомышленников, объединенных высокими идеями. Он умел находить контакты и с учителями, и с учащимися.
Отличник народного образования, более тридцати лет отдал Евгений Васильевич педагогическому труду. Сейчас на пенсии, но жизни своей без работы не мыслит. Уже несколько лет — ответственный секретарь совета Комсомольского жилого микрорайона. Встречается с молодежью, читает лекции, никогда не откажет в помощи тем, кто в ней нуждается.
Я познакомилась с Евгением Васильевичем во время его дежурства. Высокий, седой, привычно подтянутый и аккуратный. Глядя на него, невольно вспоминаешь слова Гете: «Невелико искусство старым быть, искусство — старость побороть». Думается, Е. В. Марченко этим искусством овладел в совершенстве. Его и сейчас живо интересуют дела школ, проблемы воспитания подрастающего поколения.
— Главное в работе учителя — знания, последовательность в требованиях, принципиальность, — считает ветеран. — Больше самостоятельности и доверия ученикам. И еще — максимальная загруженность. Не изнуряющая зубрежка, а продуманное чередование занятий необходимы детям, особенно подросткам. Тогда не будет той оглушающей пустоты, которую они заполняют дурными поступками.
Не может Евгения Васильевича не беспокоить негативное отношение к школе части учащихся.
— В чем причина этого?— спрашивала я. — Почему дети перестали считать школу вторым домом?
— Да потому, что сами учителя не живут школой. Конечно, есть энтузиасты, но за их спинами прячутся те, которые работают «от сих до сих». На переменах торопливо проверяют тетради, с последним звонком — бегут домой! Такие работники (их и учителями назвать не хочется) опасны не только тем, что возле них холодно и неуютно ребятам, но и тем, что они своим поведением обесценивают те большие истины, которые сами же внушают на уроках. Только делом, делом и делом можно воспитать в человеке любовь к труду, к людям, к Родине.
Слово и дело никогда не расходятся у Евгения Васильевича и Станиславы Викентьевны Марченко. Сами честно пройдя трудовой путь, они воспитали хорошую смену. Обе дочери стали учителями и достойно продолжают семейные традиции. Регина Евгеньевна работает в восьмилетней школе № 2 города Невеля, преподает географию, Ирина Евгеньевна — математик, трудится в Никольской средней школе Гатчинского района Ленинградской области.
Е. ПАВЛЕНКОВА.
«Красное знамя» 1987 год
Евгений Васильевич ушел от нас 30 августа 2006 года, тринадцатого августа 2011 года не стало Станиславы Викентьевны. Мы будем помнить и чтить наших УЧИТЕЛЕЙ.