По следам «серебряного века»

По следам «серебряного века»

Вклад семьи Жуковских в развитие культуры России и Невельского уезда в начале XX века
Автор: Курочкина Анна, 10 класс МОУ СОШ №1
Руководители: Курочкина Л. В. учитель иностранных языков, Полякова В. А. учитель географии
2012 год

Тема нашего исследования «По следам „серебряного века“. Вклад семьи Жуковских в развитие культуры России и Невельского уезда в начале XX века». Этот период считается временем культурного подъёма. Многие наши земляки внесли весомый вклад в развитие культуры. Мы хотим обратиться к судьбе и деятельности не одного человека, а целой семьи, о которой ещё живы воспоминания в нашем крае. Побывав на местах описываемых событий, мы сделали собственные маленькие открытия, какими хотим поделиться в нашей работе.
Наша цель — охарактеризовать деятельность членов семьи Жуковских в области культуры на рубеже 19—20 веков и определить значимость вклада наших земляков в культурное наследие родного края и страны.
В ходе работы мы обратились к письмам Марины Цветаевой, Сергея Эфрона, Аделаиды Герцык, изучили материалы «Невельских сборников» и другую литературу.
Серебряный век — это период расцвета духовной культуры с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-хГости Жуковских гг. XX века. Этот период в жизни невельского общества по праву можно считать уникальным, так как такой мощный расцвет культуры не наблюдался ни до, ни после. Стоит только назвать некоторые яркие имена, и нам станет понятен термин «серебряный век» по отношению к нашему краю: всемирно известная пианистка Мария Вениаминовна Юдина, философ с мировым именем Михаил Михайлович Бахтин и др.
Своеобразными островками культуры являлись имения местных землевладельцев, которые общались с известными писателями, философами и сами внесли свой вклад в развитие культуры данного периода.
На берегу живописного озера Исцо располагается имение Канашово, которое с середины 19 века до Октябрьской революции являлось известным центром культурной жизни уезда. Семья Жуковских оставила весомый вклад в истории России.
Основатель имения Михаил Степанович Жуковский был военным — героическим участником Бородинской битвы, боев за Париж. Во время войны с Турцией на рубеже 18- 19 веков случилось ему достаточно дёшево выкупить купчую на 300 душ крепостных среди болот Витебской губернии. В 1840 году было построено имение Канашово, которое стало родовым гнездом. Сначала был построен деревянный дом, затем появилась каменная двухэтажная постройка.Аделаида Герцык с сыном
Мы побывали в Канашове. До сих пор это место, несмотря на запустение, напоминает о былом богатстве древнего дворянского рода.
Жуковские заботились о крестьянах: были построена школа, больница, дороги, мосты. Церковь, построенная на средства Жуковских, была центром духовной жизни. Храм был одним из самых больших и красивых в Невельском уезде. О том, насколько он был большим, можно судить по количеству печей в нём — их было семь. К сожалению, время и люди не пощадили церковь.
Последний владелец Канашова Александр Евгеньевич получил высшее образование по садоводству и посвятил себя имению и общественной деятельности в уезде. Его должности: депутат Витебского Дворянского собрания, председатель Невельской Земской управы. Он заслужил славу передового человека своего времени, оставив по себе добрую память у потомков. Был отличным хозяином: построил молочную ферму, наладил производство сливочного масла, построил кирпичный и винокуренный заводы. Когда мы посещали развалины церкви в Чернецове, мы видели кирпичи с клеймом, сделанные на кирпичном заводе Жуковского, отличающиеся до сих пор необыкновенной прочностью.
Жена Александра Евгеньевича Валерия Дмитриевна была украшением имения, талантливая А.Герцык и В.Жуковскаяпевица, внучатая племянница композитора Михаила Глинки, выпускница Петербургской консерватории, Валерия Дмитриевна получила приглашение в труппу Мариинского театра, однако после замужества ей пришлось отказаться от этого, так как карьера певицы не считалась приличной для замужней женщины из дворянского общества. Однако совсем отказаться от музыки она не могла и часто давала концерты в залах Петербурга, Кронштадта, Витебска. Два зимних сезона Валерия Дмитриевна пела в Берлине.
Второй по старшинству из братьев Жуковских, Яков Евгеньевич, увлекался коллекционированием произведений русского изобразительного искусства. В роскошной квартире Жуковских в Санкт-Петербурге на Фурштадской улице хранилось большое собрание полотен современных русских художников: М. Врубеля, И. Левитана («Золотая осень»).
Жуковские устраивали у себя музыкальные вечера, где блистали свои «домашние» певицы: Валерия Дмитриевна Жуковская и Надежда Ивановна Забела-Врубель, обладательница нежнейшего колоратурного сопрано, для которой Н. А. Римский-Корсаков специально писал некоторые оперные партии. Ее муж М.А.Врубель создавал эскизы театральных костюмов.
Младший брат Дмитрий Евгеньевич Жуковский издавал журналы «Освобождение», «Вопросы жизни», делал переводы философской литературы, в чём ему помогала жена Аделаида Казимировна.
Аделаида Казимировна Герцык-Жуковская, поэтесса «серебряного века», была, пожалуй, самой Адель в возрасте 5 летвыдающейся фигурой в семье. Блестящая поэтесса, переводчица, человек глубоко нравственный.
Современник писал об А. Герцык: «…заметить ее, это значило ее полюбить, осияться ее светом.» Сейчас мало кто вспоминает об этой поэтессе. Нам бы очень хотелось, чтобы память об этом замечательном человеке и поэте жила. Нам особенно дорого это имя, так как её жизнь и творчество тесно связано с нашим краем и нашими земляками.
Аделаида Казимировна Герцык дважды жила в имении: зимой 1910 года и летом 1915 года. От первого её посещения остался ряд стихотворений, в том числе стихотворение, посвящённое усадьбе Канашово, которое даёт нам точное описание главного зала усадьбы, передаёт дух этого старинного дворянского гнезда. Имение Жуковских до сих пор производит неизгладимое впечатление, к которому примешиваются боль и грусть. Запущенный, некогда прекрасный парк, дом, с зияющими глазницами вырванных окон, обшарпанные стены прекрасных в прошлом залов и комнат. Мы побывали и старинном зале, описанным Аделаидой Герцык в стихотворении 1910 года:
* * *
О, этот зал старинный в Канашове!
Встает картин забытых рой,
И приближается былое
Неслышной плавною стопой.
Из письма Аделаиды Казимировны к своей сестре Евгении мы узнаём о быте Канашова тогоА. Герцык в юности времени. Имение, затерянное среди лесов, большой дом, который в холодное время трудно натопить, тишина, которая располагает к размышлениям. «Мне кажется, что я живу в тридесятом царстве, что ко мне ведут «дороги непроезжие — и далеко, за этими снежными полями в маленьком мезонине старого дома сижу я, и рядом в колясочке спит Далик. Дмитрий где-то далеко внизу, и нам так трудно дойти друг до друга (лестница, холодный коридор), что делаем это только для важного».
Известны 8 стихотворений, написанных в Канашове. В них мы узнаём описание родных мест, храма, построенного Жуковскими.
От второго посещения остались дневники, размышления о жизни. В её прозе «Мои блуждания» мы находим строчки-размышления, которые описывают канашовский парк, местную крестьянку, которая пришла к барыне с просьбой прочитать письмо от сына с фронта. Мы побывали на том месте, где Аделаида Казимировна встретила Агафью, побродили по старому парку и прониклись духом ушедших лет.
Владельцы Канашова, были тесно связаны с известными представителями творческой элиты «серебряного века».
М. Цветаева знала о Канашове очень хорошо, как мы видим из её письма: «У Жуковских [Имение Канашево в Витебской губернии. 30 комнат] разграблено и отобрано все имение, дом уже опечатан, они на днях будут здесь.»
Марина Цветаева считала своё знакомство с А. Герцык очень важным. Она вспоминала об их встрече: «… Пришла и увидела — … неотразимую. Подружились страстно».
Дочь Александра Евгеньевича Жуковского Василиса во время второй мировой войны служила А.Герцык и В.Жуковскаявместе с Сергеем Эфроном, мужем М. Цветаевой, на санитарном поезде. Её подругой была Вера Яковлевна Эфрон, актриса, сестра Сергея Эфрона. Она, бывало, гостила в имении у Жуковских, о чём свидетельствуют письма Сергея Эфрона.
Елизавета Яковлевна Эфрон, старшая сестра Сергея Эфрона, театральный педагог, выпускница школы-студии МХАТ в начале 20-х годов по рекомендации Жуковских приезжала в Невельский уезд ст. Долыссы для организации самодеятельного театра. Моя бабушка Слободчикова Антонина Степановна, была свидетелем театральных постановок в Усть-Долыссах 20-х годов и в селе Кубок в начале 30-х.
Близкими друзьями были Жуковские с семьёй поэта Максимилиана Волошина.
В его доме в Крыму состоялось знакомство Жуковских с Алексеем Толстым, известным писателем и Натальей Крандиевской, его женой, поэтессой.
Семья Жуковских была связана родственными узами со многими выдающимися представителями творческой интеллигенции. Двоюродными сёстрами братьев Жуковских по матери были Надежда Ивановна Забела-Врубель, известная оперная певица, жена М. Врубеля, и Екатерина Ивановна Забела, жена Петра Николаевича Ге, известного художника.
Родственники посещали имение Канашово, устраивали литературные и музыкальные вечера. Имение посещалось художниками. Нам удалось найти изображение имения кисти А. Вахрамеева 1914 года.
Одно лето французский язык преподавала детям Жуковских Габриэль Тернизьен, жена поэта А. Герцык Е. Герцык Д. ЖуковскийГеоргия Иванова, актриса, игравшая в труппе Мейерхольда, танцевавшая в арт-кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.
О чём говорит описанный нами круг общения членов семьи Жуковских? В первую очередь о том, что они относились к элите творческого общества России периода «серебряного века». Наша малая родина через эту семью связана с ярчайшими именами «серебряного века». Кроме того, мы полагаем, что наш край являлся источником вдохновения для представителей творческой интеллигенции.
Невельский уезд начала 20 века жил активной творческой жизнью. Члены семьи Жуковских были активными участниками общественной жизни уезда и страны, внесли вклад в литературу, искусство, философию, просвещение населения, являлись меценатами, способствовали развитию родного края. Эти люди оставили после себя не только след материальный (имения, школа, церковь), но, главное, духовный.Аделаида Герцык с сыном
Аделаида Казимировна Герцык писала: «…дождусь ли я ответа, прочтут ли эти письмена…». Нам кажется, что пришло время, когда потомки по достоинству оценят вклад своих земляков в историю и культуру. Мы полагаем, что современному поколению необходимо знать о своих незаурядных земляках, чей вклад является частицей нашего общего культурного наследия, чтобы не прервалась связь поколений.
Хотелось бы привлечь внимание общественности к проблеме сохранения памятного исторического места нашего края.
А пока:
Канашово. Век 21-й
(Лариса Курочкина)

Солнце садится. Сгущаются тени.
Шёпот стихает листвы.
Спит старый парк в облаченьи осеннем,
Пыл его летний остыл.
Дом одинокий как будто растерян.
Окон проёмы черны.
Всё уже в прошлом. Листами усеян
Пол его комнат пустых.
Ветер гуляет во тьме коридоров,
Стонет и плачет, шуршит,
Носит обрывки былых разговоров —
Отзвуки судеб былых.
Слёзы дождя не стекают по стёклам,
В залу им доступ открыт.
Чудится мне в этом сумраке мокром,
Что всё ж камин не остыл,
И канделябров дрожащее пламя
Смотрится в омут зеркал.
Вот и хозяин с хозяйкою сами,
И начинается бал…
Чья-то рука оживит фортепьяно.
Звуков волшебная вязь —
И над усадьбой, и парком, и садом —
Их безраздельная власть.
Бархатный голос «домашней» певицы —
К озеру звуки плывут,
Будто бы сильные белые птицы,
Что у поместья живут.
Слёзы дождя и тоскующий ветер —
Вот прежней жизни итог.
Сердце болит от того, что под вечер
Свечи никто не зажёг…
Лето угасло, кончается осень,
Выпадет скоро и снег.
Так и «серебряный», будто и не был,
Кончился славный век.

Литература:
1. Бердяев Н. А. Кризис искусства. — М., — 1990. — с.4.
2. Бургин Д. Л. София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо. [Электронный ресурс] — URL: http://www.liveinternet.ru/users/3622000/post118903229/.
3. Вересова Т. Дворяне все родня друг другу. -Псков, — 2009.
4. Волошин М. Лики творчества. — Л., — 1988.
5. Галиченко А. Старинные усадьбы Крыма. — М., — 2006.
6. Герцык А. К. Полное собрание стихотворений [Электронный ресурс] — URL: http://read.ru/id/446491/
7. Герцык А. К. Стихи 1907—1925 годов. [Электронный ресурс] — URL: http://lib.rus.ec/b/136236/read
8. Герцык Е. К. Воспоминания. — М., — 1996.
9. Герцык Е. К. Воспоминания. / Под ред. Жуковской Т. — М.: Московский рабочий, — 1996, — 443 с.
10.Дом-музей Марины Цветаевой /Жуковская Т. Н., Каппо Е. А. «Серебряный век» в Крыму. — 2005.
11.Жуковская Т. Н. Жарок был цвет её души //Наше наследие, — 1991, — №4.
12.Зайцев Б. К. Светлый путь (Памяти А. Г.) / Зайцев Б. К. Знак креста. — М., — 1999.
13.История жизни, история души. В 3 тт./ Сост. Вальбе Р. Б., Эфрон А. — М.: Возвращение, — 2008.
14. Калло Е. Четыре имени в русской поэзии. Женская лирика Серебряного века. — М., — 1999.
15. Макаренко С. Разлитой мудрости следы. Copyright:, 2007 Свидетельство о публикации №140718.
16. Максимовская Л. М. Путешествие в Невель. — СПб.: Лемма, — 2010.
17.Невельский сборник. Вып.4 / Отв. ред. Л.М.Максимовская СПБ.: Акрополь, — 1999, — 192 с.
18.Невельский сборник. Вып.5 / Отв. ред. Л.М.Максимовская СПБ.: Акрополь, — 2000, — 200 с.
19.Письма и дневники С. Эфрона, Е. Эфрон. Фонд: 962 Ед. хранения: 442 Дата: 1843 — 1976, Дневники Е. Я. Эфрон 4 (1908 — 1915). Письма Е. Я. Эфрон.
20.Сестры Герцык. Письма. / сост. Жуковская Т. Н., — СПб.; М., — 2002.
21.Словарь Русских писателей до 1917 года, том 1.
22. Спасшаяся от Минотавра //Чайка, — июнь 2009, -№№11—12.
23. Судейкин С. Ю. Бродячая собака. Воспоминания. // Встречи с прошлым. — М., — 1984. — С.189—190.
24. Федорова П. Аделаида Герцык: глухая Сивилла Серебряного века. Точка Зрения — Lito.Ru
25. Шульц С. С., Склярский В. А. «Бродячая собака»: Век нынешний — век минувший. СПб., 2002.с. 44.
26. Таинства игры: Аделаида Герцык и ее дети. [Электронный ресурс] — URL: http://www.qibet.ru/kniga/biografii-drugih-pisateley-i-poetov-c1088646/page-7
27. Н. Крандиевская и А. Толстой. [Электронный ресурс] — URL: http://krandievskaya.narod.ru/16_b.htm
28. Вечер, посвящённый А. Герцык. Отрывки. [Электронный ресурс] — URL: www.youtube.com/wwwlaromance
29. Фотохроника семьи Жуковских-Герцыков второй половины XIX — начала ХХ вв. [Электронный ресурс] — URL:
http://all-photo.ru/portret/gercyk_ak/index.ru.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники