Трудовой подвиг воинов-железнодорожников

… Пошёл по рельсам паровоз с вагонами гружёнными.

За два с лишним года хозяйничанья гитлеровские захватчики нанесли значительный урон Невельскому железнодорожному узлу. Сильному разрушению подвергались искусственные сооружения, линии сигнализации и связи на всех направлениях от станции. Земляное полотно, верхнее строение пути на отдельных участках были стерты с лица земли, трубы и мосты взорваны. Гитлеровцы рассчитывали, что этим самым будет сдержан наступательный порыв войск Красной Армии.
В первой половине января 1944 года Невель оказался вне досягаемости вражеского артиллерийского обстрела. Фронт отодвинулся от города на границы Пустошкинского и Новосокольнического районов. Там вела тяжелые наступательные бои 6-я гвардейская армия. Это воинское объединение вписало немало ярких страниц в летопись Великой Отечественной войны.
На восстановление железнодорожной станции Невель прибыли части 17-й железнодорожной бригады. В то время ею командовал полковник Н. В. Кулигин.


Работы начались в середине января. Предстояло в первую очередь провести разминирование. Здесь отличился минно-подрывной взвод во главе с офицером членом ВЛКСМ И. Е. Бизюковым. Саперы обезвредили тысячи взрывоопасных предметов. В эти дни на щитах, стенах поврежденных станционных зданий можно было видеть надписи: «Мины не обнаружены!», «Участок от пикета № … до пикета №… разминирован». И подпись: «И. Бизюков».
Надо было привести в порядок земляное полотно. И только после этого заниматься восстановлением путей. Работы выполнял 82-й путевой батальон. В дело шел балласт, взятый на второстепенных станционных путях. Вскоре была пущена балластная вертушка, которая доставляла материал из ближайшего карьера.
Бойцы ряда подразделений готовили шпалы, рельсы, крепления. Нередко приходилось делать шпалы составными. В дело шли куски подорванных гитлеровцами рельсов длиною более трех метров. Концы этих кусков надо было выровнять. Ряд воинов приобрели большую сноровку, используя на обрубке рельсов зубила и кувалды: проводить обрезку концов не было времени. Важно было быстрее сдать в эксплуатацию железнодорожный узел.
Норма была дать 63 рубки за смену. Правда, по военному времени ока продолжалась 10-12 часов. Работы проходили с рассвета и до темна. При этом па обед затрачивалось минимум времени.

Железнодорожный узел г. Невель
Ряд воинов-железнодорожников освоил технику рубки рельсов, значительно перевыполнял задания. А красноармеец М. Е. Анников довел выработку до 230 рубок.
Не хватало болтов, накладок, подкладок, костылей. Приходилось для их изготовления использовать имеющийся металлолом. Кузнец ефрейтор В. Ф. Жуков смастерил штамповочный станок. И за смену изготовлял несколько сот крепежных болтов. Кроме того, ефрейтор Жуков ковал топоры, зубила, костыльные молотки, шпалоподбойки, кирки и другой путевой инструмент. Работа в кузнице не прекращалась и при налете вражеской авиации.
Красноармеец комсомолец Спиридонов, занимающийся сверлением дыр в рельсах, при норме 35 отверстий при помощи «трещотки» делал за смену до 170, выполняя почти пять норм. А комсомолец Новиков установил рекорд, просверлив за день 215 отверстий. За трудовой подвиг красноармеец Новиков награжден орденом Красной Звезды.
Высокий трудовой накал царил среди воинов мостового батальона. Каждый боец знал, какое важное значение имеет невельский железнодорожный узел. Через него лежал путь на Полоцк и Витебск, в которых еще хозяйничали гитлеровцы. Задача состояла в том, чтобы в течение месяца привести в действие транспортную магистраль и пустить поезда с грузами в сторону Городка и Дретуни.
Воины успешно выполнили боевой приказ командования. Вскоре развернулись работы вне железнодорожной станции. Велик был трудовой порыв. Уже к концу месяца на станцию Железница стали поступать эшелоны с горючим, снарядами, другими боеприпасами. Выгрузка их была организована в ночное время, так как в нескольких десятках километров проходила линия фронта и возможны были налеты вражеской авиации.
Начальник железнодорожных войск 2-го Прибалтийского фронта в приказе от 19 января 1944 года указывал: «Офицерский, сержантский и рядовой состав 82-го батальона выполнил приказ НКПС и фронта, приложил максимум усилий, показал образцы трудового энтузиазма и дисциплины, с честью справился с поставленной задачей и закончил восстановительные работы на узле Невель на сутки раньше срока».

Герой Социалистического Труда Иван Егорович Бизюков

Герой Социалистического Труда Иван Егорович Бизюков

На следующий день после выхода этого приказа воины узнали, что командир путевого батальона майор Ш. Жижилашвили, командир минноподрывного взвода И. Бизюков, кузнец ефрейтор Жуков, рубщик рельсов красноармеец М. Анников отмечены высокими правительственными наградами.
О воинах-железнодорожниках написано не так уж много. А сколько славных дел на их счету! Сколько восстановлено ими заново и построено мостов, главных и станционных путей, других сооружений. В годы Великой Отечественной войны все возводилось в трудных условиях, нередко под разрывами авиационных бомб или артиллерийских снарядов.
Советские войска, сокрушая оборону врага, шли на запад, форсировали крупные водные преграды. Не взятыми с боем населенными пунктами измеряли воины-железнодорожники свой боевой путь, а восстановленными стальными путями, возведенными мостами. Сколько их было внеклассных, больших, средних, малых, понтонных, деревянных, стальных! Воины приближали долгожданную Победу.
«В каждый объект, — пишет мне боевой друг, — мы вкладывали смелую инженерную мысль, мастерство. И как радостно было, когда по нашим мостам мчались на запад эшелоны Победы».
…Еще в 30-е годы, когда начиналось строительство БАМа, первопроходцами были воины-железнодорожники, их тогда, во время и после войны называли и называют «железными солдатами». Но, пожалуй, это название очень справедливо было в огненные годы Великой Отечественной, в том числе при восстановлении и невельского железнодорожного узла.

И ХАЙС, ветеран железнодорожных войск, подполковник-инженер в отставке.

«Красное знамя» 1985 год

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники