Край родной тебе я подарю…

Альбом о невельском художнике – Казимире Эдуардовиче Бржушкевиче

Есть имена, которые неразрывно связаны с родной землей, их знают и почитают земляки. На Невельщине имя художника Казимира Эдуардовича Бржушкевича известно каждому. За годы жизни он успел сделать немало, прославляя своим мастерством сказочную природу родного края. Не зря его называют поэтом пейзажа.
— С детства меня привлекала первозданная природа, которой не коснулась рука человека. Поэтому в моих работах больше всего преобладает пейзаж, — говорит художник.
Большое значение в творческой личности художника имеет его огромная работоспособность, постоянный труд, который стал делом всей его жизни. Множество картин, эскизов, этюдов, рисунков, разнообразные варианты произведений говорят о емкости этого труда, о высоком чувстве ответственности и постоянном стремлении к совершенству.
К.Э. Бржушкевич Невель
Бржушкевич — разноплановый художник. Его выделяет тонкая манера письма. Причем ом одинаково умело работает маслом, акварелью, гуашью. Успешно использует карандаш, тушь, пастель.
Природный дар Бржушкевича, опирающийся на феноменальную зрительную память, помноженный на секреты собственных примеров, со временем расцвел и получил отточенность. Благодаря острой наблюдательности он умело передает тончайшие цветовые и фактурные оттенки природы, ее состояние.
Н. Г. Чернышевский сказал, что прекрасное есть жизнь. Но, к сожалению, не все в жизни прекрасно. К тому же не всякому дано видеть это, даже если оно и рядом. Поэтому художник, своим творчеством призван украшать жизнь людей, нести им красоту, доходить до глубины их души. Сознательно или подсознательно, но всю свою жизнь Бржушкевич старается следовать этому правилу.
Казимир Эдуардович Бржушкевич — коренной невельчанин. Родился 23 января 1922 года в семье железнодорожника. Отец — поляк. В Невель приехал в 1918 году. Здесь женился на русской вдове с детьми, муж которой погиб на первой империалистической.
В семье было семеро детей. Все воспитывались в любви друг к другу.
Босоногое детство прошло на природе, на берегу Еменки, где ребята пропадали днями, придумывая нехитрые игры. Правда, беззаботная мальчишеская жизнь длилась недолго. В 37-ом году как врага народа арестовали отца. Семью зачислили в разряд «лишенцев». А это означало официальное лишение всех прав и моральное унижение, презрение…
Дружная семья сумела все пережить. Нашлись и добрые, душевные люди, проявившие сочувствие и заботу. Не дали сломаться, пасть духом…В 1938 году Бржушкевич закончил семь классов транспортной школы. Дальше учиться не было возможности. Семья осталась без кормильца, пришлось рано искать работу.
Пристрастие к рисованию Казимир почувствовал в самом раннем детстве, подражав старшему брату Брониславу. В школе его способности были замечены учителем рисования Яковом Ивановичем Жданко. К пятому классу старательный ученик с большим увлечением начал заниматься полюбившимся делом. Его выбрали в школьную редколлегию. Был он и редактором световой газеты.
В окончательном решении стать художником помог случай: брату прислали вызов на курсы рисования и живописи при Всесоюзном Доме народного творчества им. Крупской, но… он не захотел учиться. Казимир отправился поступать вместо брата. Доучиться не удалось. Началась война. Успел закончить только два курса.

К.Э. Бржушкевич Невель
В 1943 году, после освобождения Невеля, призвали в действующую армию.
Демобилизовался в ноябре 1945-го. Война, наполовину лишив зрения, не разбила мечту Казимира стать художником. Ему удается поступить на заочные повышенные курсы при ЗНУИ имени Крупской и успешно их окончить.
В 1949 году пришел учителем рисования я школу № 1. Так началась педагогическая практика будущего художника. После работы старался выкраивать минутку, чтобы посидеть за мольбертом.
Вскоре получил предложение принять участие во Всесоюзной выставке самодеятельных художников. В Москву был отослан пейзаж «Весна». До сих пор в семейном архиве хранится полученный оттуда Диплом.
Молодой художник никогда не расставался с красками…
Очень хотелось продолжить образование, подняться на более высокую ступень мастерства. В 1962 году решает поступить на художественно-графический факультет Московского пединститута имени Ленина. На удивление легко сдал вступительные экзамены. Годы заочной учебы пролетели незаметно. Учился с большим желанием. По специальным предметам получал только отличные оценки, что очень пригодилось и в педагогической, и в творческой работе.
Уже будучи сложившимся художником, Бржушкевич продолжалК.Э. Бржушкевич Невель уделять большое внимание совершенствованию рисовального мастерства. С каждым годом рисунки его становились все свободнее. Художник тренировался, рисуя с репродукций знаменитых мастеров. Нередко он повторял один и тот же сюжет несколько раз. Среди «учителей» Бржушкевича-рисовальщика были такие признанные художники, как Шишкин, Левитан, Васнецов, Паленов, Саврасов и другие передвижники. У одних его больше привлекал гибкий, тонкий штрих, у других — игра света и тени, у третьих— умение точно и правильно обращаться с мазком. В собрании Бржушкевича и сейчас находятся копии «У омута» Левитана, «Цветы и плоды» Хруцкого, «Охотники на привале» Перова.
Художественное наследие самого Бржушкевича довольно обширно. Только дома у него насчитывается более трехсот различных работ, в основном написанных маслом. Большинство из них на всевозможных выставках выносилось на суд зрителей. На протяжении последних восьми лет, например, он постоянный участник районных выставок, открывающихся накануне очередной годовщины освобождения Невельщины от немецко-фашистских захватчиков.
Экспонировались его работы и в Музее истории города. В октябре 1992 года в Борковском литературно-художественном музее Великолукского района была открыта его персональная выставка, приуроченная к 70-летию живописца.
Каждый раз, посещая выставки Бржушкевича, восхищаешься поэтической силой, заключенной в его работах, не очень больших по размеру, но таких эмоциональных и волнующих душу.
В данный альбом вошло лишь несколько работ, но и этого вполне достаточно, чтобы составить представление об искусстве трудолюбивого художника. О том, что его творчество заслуживает внимания, говорит и тот факт, что очень тепло отозвался о произведениях Бржушкевича народный художник СССР академик Сергей Ткачев, встречавшийся с местным живописцем.
Бржушкевич, как и всякий другой человек, видит и воспринимает окружающий мир, но видит он его проникновеннее в силу своего обостренного эмоционального восприятия. Он дает нам возможность разглядеть то прекрасное, что так сильно поражает его самого.

К.Э. Бржушкевич Невель
Всем известный поэт А. Т. Твардовский писал: «Одна из удивительных особенностей искусства состоит в том, что если художник сам не взволнован, не потрясен по-настоящему теми идеями, образами, картинами жизни, которыми он наполняет свое творение, то никакого чуда не происходит: читатель, зритель и слушатель, воспринимая это творение, также остается холодным, оно не затрагивает его души». (Твардовский А. «Запас огня, залог тепла…» М. Молодая гвардия, 1983, с. 240). Произведения Бржушкевича, с полной уверенностью можно сказать, не оставляют равнодушными никого, кто бы ни соприкоснулся с его творчеством.
Все работы живописца отличаются композиционной построенностью и продуманностью. Ничего лишнего и надуманного. На большинстве его полотен перед глазами встает нерукотворная картина, созданная самой природой.
Ближе знакомясь с произведениями художника, еще раз убеждаешься, что его искусство по-настоящему выразительно, правдиво и, что особенно примечательно, всегда молодо, жизненно, не стареет с годами. Любовное отношение к реальному миру пронизывает каждое его произведение.
В настоящее время, да и раньше, в живописи было немало различных течений, направлений, школ, которые постоянно боролись между собой, заявляя о своем превосходстве над другими. Абстракционизм, кубизм, сюрреализм, модернизм, авангардизм… Уже и не вспомнишь, какие еще «измы».
Я сторонник реализма, — считает Бржушкевич. — Мне думается, искусство должно быть понятно и доступно всем. Оно должно радовать, учить любить прекрасное, звать на хорошие дела. Каждый должен понимать то, что видел и хотел изобразить художник, что он ощущал в то время, когда работал над своей картиной.
Все это находишь в полотнах Бржушкевича. Он ощущает как нечто живое, трепетное, очень ему близкое и дорогое заиндевелые стволы и ели, укрытые искрящимся снегом, легкую дымку утреннего тумана, поднимающегося над жемчужной водой. Он говорит на языке любви и почитания с золотой осенью, с розовыми облаками, спешащими куда-то по небу, стараясь понять, какое состояние вызывает в его душе хрупкие и тонкие обнаженные березки или дорога, петляющая среди полей.
Бржушкевич, не побоюсь этого сказать, открывает зрителямК.Э. Бржушкевич Невель мелодичную сказку русской природы с ее золотой осенью, тихими лесными озерами, нарядным светом коротко – го зимнего вечера, багровым закатом и восходом рождающегося дня.
В пейзаже художник очень следит за состоянием природы. Выразить время года и дня, погоду, настроение для него, кажется, одна из основных задач. Он всегда стремится быть правдивым, любовно переносит на холст все, что видит, что предстает перед глазами. С фотографической точностью передает увиденное. Иногда даже кажется, что вот сейчас качнется ветка, упадет осенний лист или закружатся над твоей головой легкие снежинки.
Например, когда смотришь на картину «Иней», так и хочется дотронуться рукой до заиндевелых ветвей, чтобы полетели, искрясь, блестящие тонкие иголочки-льдинки. Или ощутить жарким летним днем лесную прохладу деревьев, изображенных на картине «Опушка». Спрятаться от надвигающейся грозы, что на полотне «Бурный вечер», полюбоваться «Октябрьским мотивом» и ранним «Утром», пробежаться по «Лесным дорожкам», окунуться в «Туман», который действительно, как живой, встает над лугом.
В каждую картину художник вкладывает кусочек своей души. Глядя на них, трудно определить, какое же все-таки время суток и года ему больше нравится. Он всегда работает с одинаковой любовью над каждым своим: произведением. Здесь и зима: «Зимнее солнце», «Метет», Зимний вечер», «Оттепель». «Ручей», «Морозный вечер»; и лето: «Полевые дорожки», «Обрыв», «Сосны», «Утро»; н осень: «Золотая осень», «Бабье лето», «Лесная дорожка», «Первый снег»; и весна: «Половодье», «Апрель», «Разлив».
Глядишь на все это, и перед глазами возникают картины некогда былого, самим пережитого. Ведь подобное не раз встречалось каждому в жизни и тоже трогало душу своей красотой и неповторимостью. Остается только вспомнить, помечтать… соприкоснуться с природой. Именно соприкоснуться. Вот, например, смотришь на его «Октябрьский вечер» и чувствуешь, как надвигается холод. А «Багровый закат» предвещает ночные заморозки. Или же подходишь к «Лесному озеру» и ощущаешь его прохладу и тишину, несмотря на то, что стоит теплый, летний, солнечный день. Глядя на «Мартовский снег», видишь, какой он воздушный и рыхлый. Во всем чувствуется весна. Кажется, даже слышишь звон капели и запах талого снега.


По картинам Казимира Эдуардовича можно проследить не только, как меняется природа в зависимости от времени года, но к что происходит с ней в течение суток. «Февральское утро» наполнено чистым прозрачным морозным воздухом. А вот к «Вечеру» погода испортилась, свинцовые облака плывут над самой землей. Того и гляди, пойдет снег. «Пасмурный день» тоже не предвещает ничего хорошего. Зато «Последний луч» уходящего на покой солнца, который коснулся хлебного поля на опушке леса, говорит о том, что завтра опять будет солнечный денек.
На большинстве полотен Бржушкевича нашли отражение наиболее живописные уголки родного края. Это картины «Сосна» (Гагрино), «Черствица», «В Ивановском парке», д. Воронино», «озеро Мелкое», «В Сенютинском парке», «В низовьях Еменки», «Банька», «Липа вековая», «Плисское озеро», «Речка Еменка зимой», «озеро Бурновка», «Первая зелень» (Иваново) и другие. На них места, знакомые каждому невельчанину, причем, выполнены до мельчайших подробностей. Остается только сравнить свое личное восприятие с тем, что увидел и изобразил художник. Многие картины ценны еще и тем, что на них нашли отражение места, которые сегодня успели претерпеть определенные изменения, а некоторые вообще ушли в историю и теперь уже остались только в памяти старожилов.
Работая над пейзажем, художник надеется убедить людей, и в первую очередь молодежь, которой он адресует свои произведения, что необходимо любить, ценить и охранять природные богатства. Ведь то, что утрачено, восстановить практически невозможно. Особенно характерны в этом плане рисунки: «Старая липа», «Вершина сосны», «После грозы».

К.Э. Бржушкевич Невель

Привлекает внимание и заставляет задуматься его картина «Покинутое гнездо», где нашло отражение явление, присущее каждой нашей современной псковской деревне – старый, заброшенный, никому не нужный отчий дом. Только птица, верная своему гнезду, ежегодно возвращается под сень родного дерева. Чувствуется, именно в эту пичугу вложил художник определенный жизненный смысл.
Среди пейзажей в работах Бржушкевича встречаются и натюрморты: «Сирень», «Альпийские фиалки», «Пионы» и другие. Глубокий смысл, например, кроется в одном из них: «Не хлебом единым…». Эта работа как бы заставляет оглянуться, обратиться к прошлому и задуматься о духовности, ее истоках и корнях, о наследии прошлых поколений, о том, как, чем, а главное – зачем мы живем сегодня.
Немалый интерес представляет и графика: Одинокая сосна», «Сестрички», «Липовая аллея», «Гагрино», выполненные тушью.
Поэт пейзажа редко, но все-таки обращается и к портрету. Наиболее примечательным здесь, пожалуй, является: «Портрет жены». Думается, признанный пейзажист с ним справился удачно. По скрытой улыбке женщины можно сделать вывод, что это добрый человек, способный понять и расположить к себе.

К.Э. Бржушкевич Невель
Если собрать все работы Бржушкевича, то в них, пожалуй, можно будет обнаружить повторы и в композиции, и в рисунке. Что же касается цвета, то он всегда неизменно нов, разнообразен, особенно в акварелях. Это еще раз говорит о свежести восприятия художником окружающего мира. Цвет играет в его творчестве большую роль. Причем, по мере того как улучшается погода, его роль становится все более активной.
Для художника передача состояния атмосферы воздуха, солнечного света, ветра является существенным. Эта чувствительность к состоянию погоды, изменчивости освещения лишний раз подтверждает близость Бржушкевича к природе.
Заметное место в творчестве К. Бржушкевича занимает военная тематика. Воспоминания о лично пережитом, тех суровых испытаниях, что выпали на долю нашего народа, не могли исчезнуть бесследно. Они и сейчас, хотя уже прошло немало времени, живы в душе художника. Правда, ему все- таки ближе пейзаж. Поэтому многие давно вынашиваемые сюжеты военных событий так и остались в набросках, рисунках, этюдах. Но есть немало и законченных работ.
Запоминается наиболее значительное среди других по размерам картина «Первый танк». Над ней мастер кисти работал не один год, используя зарисовки прошлых лет, воспоминания. Здесь запечатлен всего один штрих дня освобождения Невеля от гитлеровских захватчиков. Его первый победный час. Чувствуется, что автор был очевидцем того момента. Цепкая память художника запечатлела давно ушедшее, придавая особую конкретность, яркость, образность воспоминаниям.

К.Э. Бржушкевич Невель
В картине «13 дней в осажденном танке» нашел отражение боевой подвиг отважных танкистов: стрелка В. С. Чернышенко и механика-водителя А. И. Соколова, сражавшихся возле д. Демешково Ловецкого сельсовета, которые за свой героизм были удостоены звания Героя Советского Союза. Работая над этим полотном, художник не раз бывал на месте событий, лично встречался с Чернышенко. Немецкое же оружие и наш Т-34 писал не по фотографиям и иллюстрациям, а в центральном музее Советской Армии. Это еще раз подтверждает, что для Бржушкевича в его деятельности большое значение имеет достоверность.
Потушить пожар, вспыхнувший на корабле, до отказа загруженном боеприпасами, не так-то просто… Подобный эпизод изображен на картине «Подвиг рулевого». Центральной фигурой здесь является Борис Иванович Аказенок, рулевой торгового судна «Старый большевик», перевозившего военные грузы из союзных стран во время Великой Отечественной войны. Он вместе с другими моряками с риском для жизни переносит ящики со снарядами с уже начавшей дымиться кормовой части теплохода. Сосредоточенность к бесстрашие запечатлены на лицах моряков. На картине достоверный факт, происшедший со «Старым большевиком», когда тот в составе каравана в мае 1942 года по пути из Нью-Йорка в Мурманск с боеприпасами и авиационным бензином на борту при входе в Баренцево море попал под атаку вражеских самолетов. Начался пожар… Почти восемь часов продолжалась упорная борьба экипажа с огнем. Пожар был ликвидирован. Б. И. Аказенку в числе других за смелость и самоотверженность было присвоено звание Героя Советского Союза.
Серию своих работ художник посвятил и Герою Советского Союза К. С. Заслонову, его боевому пути. Бывал в Орше, встречался с соратниками по подполью и братом Героя. А вообще-то запечатлеть на холсте подвиг всех 16 Героев-земляков было давней мечтой Бржушкевича. «Вот только сделать удалось немного. Теперь уже вряд ли смогу осуществить задуманное. Времени остается немного», — с сожалением говорит художник.

К.Э. Бржушкевич Невель
К 50-летию Победы подготовлена серия рисунков, в которых отражены моменты боевых действий различных родов войск.
Природа и история… Кажется, что общего? Однако эти понятия неразрывны. Две части единого целого — мира. Не здесь ли в глубине русских лесов ковался дух народа, брала истоки его сила?
Давно уже художник задумал обратиться к прошлому нашей Родины. Перед ним встала новая тема, новый жанр, сложности его постижения. Однако весь творческий процесс уже внутренне подготовил художника. Работа нал пейзажем, познание единичного вели его к проникновению в суть общего, в глубину истории Так, из-под его кисти вышло не одно полотно, обращенное к прошлому родного края.
Немалый интерес представляет в этом плане и полотно «Петр Великий». На нем художник изобразил (как он сам себе представляет) исторически достоверный факт пребывания Петра I под Невелем по пути в Полоцк в 1705 году, когда тот вынашивал план соединения реки Ловати с Западной Двиной через Еменку. Фантазия художника отсылает нас в далекое прошлое и предлагает взглянуть, какими могли быть в то время окрестности близ города со стороны Плисс.
Для создания образа Петра мало было одной фантазии. Чтобы все выглядело достоверно, пришлось изучать исторические материалы, по найденным репродукциям знакомиться с образцами одежды царя и его окружения.
Дарование каждого художника развивается с годами. Иногда этот процесс бывает открытым, ясно ощутимым, иногда он сложен, скрыт и протекает в плане раздумий и поисков, которые часто не видны со стороны. Бржушкевич не знает отдыха. Он работает неустанно, изо дня в день. Старается использовать для этого каждую свободную минуту. В такой неустанности творческого труда видит единственный смысл жизни.
С выходом на пенсию времени для творческой работы стало больше. Но и раньше, когда и куда бы ни отправлялся художник: в командировку ли, на отдых, он всегда брал с собою этюдник — маленький походный, припасенный для этого случая. Появляясь на новом месте, в первую очередь старался обойти все окрестности, зорко выхватывая из окружающего живописные места, чтобы потом вернуться туда с красками. Так от этюда к этюду рождались зримо ощутимые образы.
Бесконечное разнообразие мыслей и чувств отражено в этих этюдах, светлых и чистых. Они как прелюдия к произведениям, созданным на едином творческом порыве. В каждом из пейзажей передано определенное настроение, образ. Это и весенний майский ветерок, шуршащий молодой листвою, и освежающий ливень первой грозы, и ширь земли, озаренная яркими лучами летнего солнца. Такие пейзажи оптимистичны, дарят человеку радость.
Эти небольшие этюды, приблизительно одного и того же размера, являются своеобразным путевым дневником. В них художник постоянно фиксирует свои мысли, наблюдения, ищет мотивы, которые могли бы с большой остротой выразить его душевное настроение. И как правило, позднее этюды перерастают в художественно законченные пейзажи, где художник все уточняет и обобщает, переводя обыденное в мир поэзии на холсте.
Для Бржушкевича характерно варьирование одних и тех же полюбившихся ему мотивов. Но, сохраняя один и тот же мотив, пейзаж получает разное эмоциональное звучание. То мажорное, радостное, сильное, то настроение печали или покоя. Его пейзажи открывают людям красоту, будят самые сокровенные чувства. Лирик по складу характера, живописец выбирает определенные, только ему заметные детали и состояние природы.
Любуясь красотой русского приволья, он восхищается и южной природой, с тем же мастерством изображая ее особенности, умеет передать национальное своеобразие разных городов, их древнюю величественную красоту. Поездки по стране дают многое. География работ художника довольно обширна. Кроме природы родного края, здесь кавказские пейзажи, крымские этюды, гатчинские парки. Ряд работ посвящен пригородам Ленинграда, древнему Пскову, Новгороду.

К.Э. Бржушкевич Невель
Наступает момент, когда художник превращается в мастера, когда он обретает ту свободу выражения, которая называется высоким профессионализмом. Ясно, что происходит это в результате огромного труда, в итоге многолетнего опыта. Думается, Бржушкевич давно уже уверенно идет по этому пути.
Творческая жизнь художника неразрывно связана с его педагогической деятельностью. Вот уже более сорока лет он неустанно занимается с детьми. Всю свою трудовую жизнь, работал учителем рисования и черчения в средней школе. Многих научил хорошо рисовать чертить. И пусть среди его учеников нет особенно знаменитых художников. Но имена некоторых из них, кто по-настоящему увлечен живописью, известны невельчанам. Это Владимир Фуксов, Игорь Роденко, Константин Гржибовский. которые не раз выставляли свои творческие работы.
Не оставил любимого дела Бржушкевич и выйдя на пенсию. Затворничество в домашней мастерской, хоть и плодотворное, оказалось не для него. Опять решил вернуться к детям. Сейчас в школе № 1 возглавляет изостудию, где собрал под свое крыло более тридцати способных ребят и охотно передает им все, чему научился, что умеет сам. Занимается он и с детьми подготовительной группы детского сада «Солнышко».
Вклад Бржушкевича — художника в культурную жизнь района довольно весомый. Кроме творческой работы над любимыми картинами, он немало занимался оформительской деятельностью, причем зачастую безвозмездно, не считаясь с личным временем. Подарил художник своим современникам и старый город. Любоваться им теперь могут как невельчане, так и гости. И не на выставке, а в самом людном месте Невеля. На центральной площади был открыт автопавильон для пассажиров. С архитектурной точки зрения сооружение оказалось не очень удачным. Чтобы его как-то облагородить, администрация обратилась за помощью К.Э. Бржушкевичу. Используя старые фотографии, воспоминания старожилов, свои личные, художник искусно расписал фронтоны павильона, возродив в сюжетах старинный Невель во всей его былой красоте и величии.

К.Э. Бржушкевич Невель
И это не единственная работа такого рода в городе. С тонким художественным вкусом расписал Бржушкевич по своему тематическому назначению и классы своей родной школы № 1, залы музыкальной школы, а также много сделал при оформлении музеев имени К. С. Заслонова и В. П. Ставского в школе № 1 и детском доме, Ловецкой школе.
Есть его полотна в районной библиотеке, в отделе культуры. Украшают они и столовую завода АТС. Хотя, пожалуй, вернее будет сказать, что нет в районе школы, предприятия, учреждения культуры или организации, где бы не оставил свой след художник.
Сегодня, при рыночной экономике и предпринимательстве, деловой человек уж непременно давно извлек бы из своего творчества выгоду, превратив его в бизнес. Но Бржушкевич в душе художник. Он свои произведения предпочитает не продавать. Считает, что копия или то, что сделано для продажи, не может быть высокого качества.
Свои маленькие шедевры он просто дарит друзьям, родным, знакомым, близким. Его картины можно встретить в Санкт-Петербурге, Беларуси, Усвятах, Мурманске и даже в Америке. Хотя, надо сказать, художник не миллионер, и уже не один год основным его доходом является пенсия.

К.Э. Бржушкевич Невель
Мы не должны забывать слова великого гуманиста Ф. М. Достоевского о том, что «мир спасет красота», и не отдалять ее, а с каждым годом приближать к народу. Именно этим всю свою жизнь и занимается К. Э. Бржушкевич. Правда, излишняя требовательность к себе, большая скромность не очень-то способствовали его широкой известности, но на Невельщине старейшего живописца знает, как говорится, и стар, и мал. Причем как принципиального человека, заслуженного педагога (его работа отмечена орденом Трудового Красного Знамени), художника, верного родным местам и выбранной теме.
Нынче, когда нашим взаимодействиям с природой придается особое значение, творчество Бржушкевича приобретает для современного человека особый смысл. Он влюбляет вас в природу, заставляет оглянуться вокруг и проникнуться красотой, которую раньше, может быть, не замечали. А увидев и полюбив, он уверен: вы будете бережно хранить ее живую ранимую душу.

Р.И. ШИЛОВА
1995 год

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники