Он возвращает историю…

ОН ВОЗВРАЩАЕТ ИСТОРИЮ…
(история Невеля в одной картине К. Э. Бржушкевича)

Автор: Редковский Дмитрий, МОУ «Гимназия г. Невеля», 10 «А» класс
Руководитель: Екимова Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия г. Невеля»
2018 год

«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»
Как часто тянет «паузу» нажать,
чтоб можно было дольше обожать,
всё то, что мы по жизни любим страстно.
Но пауз нет, и жизнь идёт незримо…
Михаил Бучек.

Каждый город, помимо своей исторической составляющей, ассоциируется у большинства людей с теми достопримечательностями, какими он обладает. Это может быть маленькая, сохранившаяся с давних времен часовня, или возвышающаяся над землей церковь, с большими, красивыми куполами, которые видно с любого уголка города, или памятники поэтам и художникам, огромные силуэты и маленькие, скромные бюсты, а также сохранившиеся старинные усадьбы — все это наполняет мир и остается важной составляющей нашей жизни, жизни родного города.
Памятники истории и культуры — это та часть исторической памяти, которая создает Дом-утюг Невельнеповторимый облик города.
Мой город Невель… С какими памятными местами ассоциируется он… Для меня — это памятник Маншук Маметовой, дочери казахского народа, погибшей за наш город. Для моей мамы и отца — это аллея-невельчан — Героев Советского Союза, расположенная в городском парке. А прабабушка вспоминала центральную площадь города, которую когда — то украшал Спасо-Преображенский мужской монастырь, костел Святого Георгия и Успенский собор.
Совсем недавно на городском портале — Невель я обратил внимание на картину К. Э. Бржушкевича «Пять углов», рядом с ней была фотография, повторяющая картину, только вот картина и фотография, изображающие одно и то же место были совершенно различны. Да, и дом-утюг, и развилки дорог, и всем известная бывшая столовая присутствовали и на картине, и на фотографии, но… взгляд мой был просто прикован к яркой, радостной картине, на которой был изображён мой любимый город, каким его видел автор К. Э. Бржушкевич, каким его видели мои предки (причём недавние), и, сказать по правде, хотел бы видеть я. История города просто ожила на картине. Нет, не только научные деятели, писатели хранят и воссоздают историю, ещё её возвращают и художники, такие как Казимир Эдуардович Бржушкевич.

  1. Некоторые факты биографии Бржушкевича К. Э.

Казимир Эдуардович — коренной невельчанин. Родился 23 января 1922 года в семье железнодорожника. В 1938 году закончил семь классов транспортной школы. Дальше учиться не было возможности. Семья осталась без кормильца, пришлось рано искать работу. В 1943 году, после освобождения Невеля, Казимира Эдуардовича призвали в действующую армию. Демобилизовался в ноябре 1945 года. Война, наполовину лишив зрения, не разбила мечту стать художником. Ему удается поступить на заочные повышенные курсы при ЗНУИ им. Крупской и успешно их окончить. В 1949 году пришел учителем рисования в среднюю школу №1. Так началась педагогическая практика будущего художника. Вскоре получил предложение принять участие во Всесоюзной К. Э. Бржушкевич Невельвыставке самодеятельных художников, и в Москву был отослан пейзаж «Весна». Очень хотелось продолжить образование, поднятья на более высокую ступень мастерства. В 1962 году он решает поступить на художественно — графический факультет Московского педагогического института им. В. И. Ленина. Художественное наследие самого Бржушкевича довольно обширно. На протяжении последних лет, он — постоянный участник районных выставок, посвященных очередным годовщинам освобождения Невельщины от немецко–фашистских захватчиков. Экспонировались его работы и в Музее истории города Невеля, и в районной библиотеке, и в литературно-художественном музее д. Борки Великолукского района, и в краеведческом музее г. Великие Луки.
Пейзаж — основной жанр его творчества. Большое значение в творческой личности художника имеет его огромная работоспособность, постоянный труд, который стал делом всей его жизни. К. Э. Бржушкевич — разноплановый художник. Его выделяет тонкая манера письма. Причем, он одинаково умело работает маслом, акварелью, гуашью. Успешно использует карандаш, тушь, пастель. Благодаря острой наблюдательности художник умело передает тончайшие цветовые и фактурные оттенки природы, её состояние.
Творческая жизнь художника неразрывно связана с его педагогической деятельностью. Более полувека он неустанно занимался с детьми. Вклад художника в культурную жизнь района довольно весомый. Кроме творческой работы над любимыми картинами он немало занимался оформительской деятельностью. С тонким художественным вкусом расписал Бржушкевич и классы школы №1 г. Невеля, залы школы искусств, а так же много сделал для оформления музеев им. К. С. Заслонова в школе №1, Ловецкой средней школе Невельского района.
Свои произведения Бржушкевич предпочитает не продавать. Эти шедевры он просто дарит друзьям, родным, знакомым. Его картины можно встретить в Санкт — Петербурге, Беларуси, Усвятах, Мурманске и даже в Америке.
Мы не должны забывать слова великого гуманиста Ф. М. Достоевского о том, что «Красота спасет мир». Именно этим всю свою жизнь и занимается К. Э. Бржушкевич. Спасает мир. Спасает нас.

  1. Картина К. Э. Бржушкевича «Пять углов»

Часто ли мы задумываемся о смысле названия тех улиц, на которых живём и по которым спешим в школу, на работу? Интересуемся ли, почему они так названы? Улица Ломоносова… Когда-то она называлась Спасской. К празднованию 1-ой годовщины Октября Невельский исполком постановил произвести следующие мероприятия: переименовать улицы — назвать именами героев революции и гражданской войны. Спасская улица получила новое имя — Бебеля. В 1953 году — Сталина. В 1961 году, учитывая пожелания граждан города, переименована в улицу Ломоносова. Улица Ломоносова начинается от городской библиотеки и идёт до железнодорожной станции Невель — II. Начало улицы — архитектурные «жемчужины» старого города: особнячки начала 20 века. Вот эти архитектурные «жемчужины» старого города я и увидел на картине К. Э. Бржушкевича «Пять углов». В личной беседе Казимир Эдуардович рассказал, что картина была написана им за два месяца в 2012 году. Тема истории очень близка автору, картин на исторические темы написано им немало. Казимир Эдуардович помнит старый Невель и изображает его с трогательной и бережной любовью. Вся живопись требует труда, изучения, все моменты, по мнению художника, должны пройти через сердце, но Казимир Эдуардович считает, что картины на исторические темы писать сложнее, так как нет той натуры, которую хотелось бы изобразить. На центральной площади построен автопавильон для пассажиров, ожидающих автобус. Используя старые фотографии, воспоминания старожилов Невеля, свои личные впечатления, художник искусно расписал фронтоны павильона, возродив в сюжетах старый Невель во всей его красоте и величии. Почему эта улица выбрана для картины, Казимир Эдуардович объяснил тем, что она всегда была самой оживлённой в городе, а ещё на него повлияло то, что во многих больших городах есть «пять углов», и в нашем городе они тоже есть. На картине художник изобразил позднее лето дореволюционного периода (1910-е годы). Автор выбрал это время года, чтобы во всей красоте показать людей Невеля, отразить невельский быт того времени. Что помогло автору воссоздать кусочек истории дореволюционного Невеля? Конечно, краеведческая литература, фотографии города, воспоминания людей, которые помнят старый Невель, собственная память, ну и, конечно, воображение талантливого художника.

Картина Бржушкевич Невель
Что же мы видим на картине? Солнечный летний день, многочисленные горожане заняты своими делами: молодая женщина с собачкой и девочкой неспешно прогуливаются, а некоторые жители спешат по делам, городовой стоит возле закусочной, старичок присел у дома, греется на солнышке и болтает с соседкой, запасливый хозяин везёт целый воз сена, вдалеке люди, спешащие на службу в собор… Всё дышит спокойствием и уютом маленького провинциального городка.

  1. Историческая правда в картине К. Э. Бржушкевича «Пять углов».

Улицы Невеля в основном были песчаные, а улица Спасская (Ломоносова) славилась булыжной мостовой. «В 62-ом в Невеле заасфальтировали булыжные улицы, и вместо дребезжания тележных колес слышалось уже вкрадчивое шуршание шин». Остатки булыжной мостовой еще можно наблюдать на участке по ул. Ломоносова. Это прошлое проглядывает сквозь новый асфальт. Во всех домах, изображённых на картине, мы видим печные трубы. «В доме, где топятся печи, особенные ощущения тепла и уюта, — пишет Л. М. Максимовская, — что за город без печей!». Историческую достоверность, точность картине придают изображённые на ней здания. Какие постройки нам показывает на картине «Пять углов» К. Э. Бржушкевич? Центральное место картины занимает известное и в 2018 году здание по улице Ломоносова №4 — это одно из старейших сохранившихся домов Невеля — «Дом-Утюг» или «Дом пяти углов».
Дом был построен в 1917 году. Здание обладает уникальными архитектурными особенностями. «Дом №4 по ул. Ломоносова является образцом провинциального стиля, характерного для губернской и уездной архитектуры Западной России. Такие здания с кирпичным ажуром по фасаду строились и в Витебске, и в других городах Витебской губернии (напомним, на момент постройки дома Невель являлся уездным городом этой губернии). В Псковской области такие дома почти нигде не встречаются: есть пара зданий в Опочке, Острове и в самом Пскове» — в 2016 году рассказывала «Невельскому вестнику» Директор Музея истории Невеля Л. М. Максимовская. На картине Бржушкевича «Дом-Утюг» мы видим во всей красоте недавно построенного здания. Блестят на солнце многочисленные окна, ярко желтеют недавно выкрашенные стены жилого дома, и входная дверь приветливо открыта навстречу гостям. А сегодня… Полуразрушенный дом, выбитые окна, наглухо заколоченные двери… Сохраним ли мы наш «Дом-Утюг»…Вопрос сложный.
Справа в углу на картине Бржушкевича мы видим ещё одно историческое здание. Этот старый дом по адресу Ломоносова №9 сохранился до нашего времени. Нижняя часть здания кирпичная, верх — деревянный. Коренные невельчане называют это здание «3-я столовая». Это двухэтажный дом. Первый этаж — цокольный, выполнен из красного кирпича. Оконные проёмы первого этажа имеют вверху лучковую арку. Сейчас фасад первого этажа оштукатурен и окрашен. Второй этаж построен из деревянного сруба, обшитого доской. Окна прямоугольные. Таких зданий в Невеле осталось всего семь. Они Соседний дом Невельнаходятся в разных частях города. Когда-то на первом этаже этого здания была столовая, а на втором жило несколько семей. Михаил Зайдман вспоминает: «Помню висящий на столбе у 3-ей столовой репродуктор, возле которого собралась толпа: передавали сообщение о смерти Сталина, многие плакали…». Есть воспоминания о старом двухэтажном здании и у Владимира Тарасенко: «Наша улица называлась Бебеля, потом — Сталина, а позже — Ломоносова. Дом наш располагался у самой речки, на этом месте сейчас здание Сбербанка… В близлежащую третью столовую часто заезжали торговцы дровами. Пока они обедали, поручали нам, пацанам, напоить лошадей, что мы с удовольствием делали. В благодарность получали по рублю или немного сена — и то хорошо, в хозяйстве пригодится, многие держали поросят…».
Георгий Мерекин в своих воспоминаниях рассказывает о том, как он с соседом Женей Кривоносовым собирались на новогодний бал-маскарад: « Новый год. Большое красочное объявление сообщало, что 31 декабря 1948 г. организуется в школе большой Новогодний бал — маскарад. Вечером нарядились, по пути зашли в столовую возле старого моста. Народ оживился, стали угощать. Бурку щупали, мерили и даже торговались. Посетители столовой меня определили Печориным, а Женю — Сусаниным. Из столовой мы ушли под бурные аплодисменты. Мужики даже вышли нас проводить. Шел снег, впереди виднелась школа, где уже начался бал маскарад…».
Яков Моисеевич Моносов жил в Невеле, в его записках о Невеле той поры мы тоже нашли упоминание о «3-й столовой»: «Действовали столовые в райисполкоме, по улице Энгельса, «пятиугловка» на Жореса…». В работе Храброго Максима «О чем рассказал старый дом… (Исследование жизни и быта невельчан начала XX века на примере частной жизни семьи Скачевских)» мы нашли упоминание о том, что знаменитый невельский врач Валентин Павлович Скачевский, возможно, обедал именно в этой столовой. Валентин Павлович Скачевский был в браке два раза. Его первая жена Вера Алексеевна после развода уедет в Ленинград, а знаменитый доктор женится еще раз. (Во втором браке родится дочь Владислава). Возможно, не раз еще Валентин Павлович пожалеет о своем решении, ведь Вера Алексеевна была отличной хозяйкой и женой. Когда Скачевский бывал по служебным делам в Ленинграде, то останавливался у бывшей жены. Ему, несомненно, нравилось, как она подавала к столу: накрахмаленные салфетки, еда на подогретых тарелках. В то время как новая жена отправляла его питаться в столовую и ресторацию. А по замечанию белорусского этнографа А. М. Сементовского: «Есть также в городе кондитерская, но порядочной ресторации доселе не учреждено, хотя необходимость ее очевидна». Возможно, «порядочные» ресторации появились в Невеле позже. «Ресторан в 70-80-х годах прошлого века в городе был, но именования «порядочного» явно не заслуживал. Неизбежная солянка и гуляш с макаронами и мучной подливой…, а запах перегара и стиранных хозяйственным мылом скатертей не выводился». Дом, в котором некогда находилась столовая, сохранился, именно он изображён на картине К.Э Бржушкевича «Пять углов». Может быть, Валентин Павлович некогда обедал там?
Что ещё сохранилось до нашего времени из изображённого на картине «Пять углов»? Сохранилось здание бывшей женской гимназии. На картине мы его видим вдалеке. Видно, что оно двухэтажное кирпичное, с высокой покатой крышей. Из работы Нечаевой Ксении «От женского училища к Единой трудовой школе (к вопросу основания старейшего учебного заведения в г. Невеле)» мы узнали, что частные гимназии и прогимназии начали в России открываться с 1856 года. Невельское частное одноклассное женское училище на основании высочайшего повеления Александра II было открыто в 1868 году. В 1906 году женский пансион преобразован в прогимназию. В 1907 году прогимназия преобразована в женскую гимназию. В 1918 году она стала Единой трудовой школой Невеля. Примерно это время и отображено на картине К.Э.Бржушкевича. В 1927 г. гимназия приобрела педагогический уклон. В 1918—1920 годы преподавателем Невельской единой трудовой школы работал будущий великий русский мыслитель Бахтин. М. М. Первый выпуск Невельской десятилетки состоялся в 1936 году. В 1959 году школе было присвоено имя бывшего выпускника, Героя Советского Союза К. С. Заслонова. 1967 год — школу переводят в современное здание на улице Ленина. 1 сентября 1968 года в здании бывшей женской гимназии открылось профессиональное техническое училище, которое в основном готовило кадры строительных специальностей. С 1968 по 2012 год училище выпустило более 8 тысяч специалистов по различным специальностям. С 20 марта 2014 года профессиональное училище получило статус ГБПОУ ПО «Невельский многопрофильный техникум».
Яков Фрейдин вспоминает о своих школьных годах: «Считаю, надо преподавать и учить Дом-утюг Невельдетей так, как это делали в наше время в простой, провинциальной Невельской школе №1. Здание школы прекрасно сохранилось после войны. Здесь был великолепный актовый зал с портретами великих писателей и сценой. Красивые классы с высокими потолками, большими светлыми окнами, просторный спортзал и площадка перед школой. Не знаю, может быть, года несколько усилили моё воображение, но в памяти моей это так. В школу №1 попасть было не так просто…».
Мария Ханина вспоминает: «Наша первая школа располагалась в здании бывшей женской гимназии, часть классов начальной школы — в одноэтажном флигеле во дворе. Там же была и столовая, в которой продавались вкуснейшие жареные пирожки с повидлом и плитки прессованного сухого молока. В деревянном домике была канцелярия. Вход в школу был со стороны двора. Помню бачок с водой для питья и кружку, прикрепленную цепью. Классы были в основном проходными: для того, чтобы попасть в свой класс, нужно было пройти еще несколько. Так что если опоздаешь на урок, то учитель в смежном классе мог не разрешить пройти. Отопление было печное. Печи были облицованы белой керамической плиткой, а в закутке, где сидели технички, печь была покрыта красивейшими резными изразцами.» Конечно, красивейших резных изразцов сейчас нет, но само здание бывшей женской гимназии на сегодняшний день выглядит неплохо. Безусловно, нужен капитальный ремонт зданию, но то, что в здании расположен техникум, говорит само за себя.
Что осталось ещё у нас от того старого Невеля, города, который остался в воспоминаниях… Остались лишь жилые дома на улице Ломоносова и на улице Рошаля. На картине Бржушкевича мы можем разглядеть эти дома лишь вдалеке, но они сохранились до сегодняшнего времени. И в начале 20 века, и в начале 21 века — это жилые дома. Сколько же семей приютили под свой кров за это время они! В дни революции с трибуны, установленной в центре площади, выступал Семен Григорьевич Рошаль, посланец В. И. Ленина для оказания помощи в установлении Советской власти в городе и уезде. Позже, в память об этом событии улица города Успенская была названа именем Рошаля. Валентина Глушинская (Долгова) вспоминает: «В дом на Рошаля мы переехали в 1953 году. В то время, пожалуй, он был самый многонаселенный. Часть дома, которая пониже, была разрушена, и его достраивали вновь. На второй этаж вели три лестницы, расположенные во дворе. Соседи жили дружно. Многие держали поросят, а кто-то — по-моему, Азерниковы, — корову…».
Марианна Францевна Никоненко в своих воспоминаниях рассказала о своих детских годах, о Невеле тех лет: «Где-то в году 45-м нашей семье дали квартиру в старом доме по Рошаля,8. Часть дома была разрушена. Соседями нашими были большие семьи Смирновых, Шутовых, а также Пейсаховские, Гусиновы, Акимовы. Многие держали домашнюю скотину, в основном свиней…».
Валентин Павлович Скачевский в 1915 году начал строительство своего собственного дома Ломоносова Спасская Невельпо улице Ломоносова д. 21, до этого времени семья снимала этаж дома по ул. Рошаля.
Сохранились воспоминания и о старых жилых домах по улице Ломоносова, на картине мы видим их вдалеке, справа от дома-утюга. Михаил Зайдман вспоминает: «Мы жили в доме по Ломоносова, 1 — очень старый дом. На втором его этаже располагалась прокуратура, и когда ее перебазировали на Энгельса, то квартиры получили работники правоохранительных органов. Помню, Морозовы регулярно выставляли в коридор бочку с брусникой в воде, и все соседи лакомились… Рядом с нашим стоял частный дом Бейнаровича Рейнгольда Наполеоновича, директора обувной фабрики.»
Вот и всё, что мы видим на картине «Пять углов» К. Э. Бржушкевича и что сохранилось в Невеле на сегодняшний день. А всё остальное? Художественный вымысел? Нет, всё, что мы видим на картине — реальность. Всё это было, и всё это мы потеряли. А ведь первое, на что мы обращаем внимание, когда смотрим на картину — это белоснежные очертания церквей. Да, всё это великолепие украшало наш Невель. В XIX в. Невель считался одним из красивейших городов Витебской губернии. На Красной площади располагались мужской монастырь, костел и собор. Это мы и видим на картине Бржушкевича.
Исторически сложившийся центр города — это большая Красная площадь, через которую проходит бывшее Николаевское, а теперь Ленинградское или Петербургское шоссе. Примечательно, что в 1705 году проезжая из Петербурга в Полоцк, на Красной площади останавливался Петр I.
Имя Карла Маркса площадь получила после революции. Площадь была центральной, самой красивой и старейшей частью города. Она обрамлялась добротными зданиями. Некоторые из них были известными памятниками архитектуры. Это римско-католический костел, который возводился целых сто лет (1685—1785г.г.), Спасо-Преображенский мужской монастырь (1725г.), Успенский собор (1809г.).
Спасо-Преображенский мужской монастырь был расположен недалеко от берега реки Еменка и занимал видное место на Торговой площади г. Невеля. На территории монастыря стоял каменный двухэтажный корпус. На втором этаже были покои настоятеля, на первом — братские кельи. В 1909 году к нему пристроено каменное одноэтажное помещение для кухни и трапезной. Были также каменные надворные постройки под одной крышей: хлев, конюшня, сарай для сена, экипажный сарай и кладовые для провизии. После 1917 года монастырь был закрыт. Монастырь мы видим на картине Бржушкевича справа. В центре картины изображён костел Святого Георгия. Костел Святого Георгия (Юрия) города Невеля строился с 1685 по 1785 гг. Он был одним из самых значительных архитектурных объектов на Красной площади. Б. Б. Звягин, невельчанин, ученый — минералог с мировым именем вспоминал о Невеле 30-х годов: «Конечно, время все меняет. Красную площадь в Невеле (ныне площадь имени К. Маркса) украшала триада — собор, монастырь, костел (помню раскрытые ворота, свет свечей, звуки органа, льющиеся мимо статуй крылатых ангелов).» Поэт Б. М. Зубакин (жил в Невеле с 1916 по 1920 гг.) писал А.М.Горькому в 1927 г.: «Однажды я стоял рано утром у старого Невельского костела. Стена белела от солнца и тень от Креста — у входа — как крыло. Стоял и думал: какая гармония тишины и правды. Как жаль, что не слышно органа — и службы нет. И вдруг — взыграл орган. Я был ошеломлен. Между ветвями, вскинутыми в синие бездонности, Ломоносова Спасская Невельмежду двумя колокольными башенками, между тенью-крылом и мной, позади меня, шевеля мои волосы и меховой воротник бекеши, рокотала, росла — и сама на себя умилялась — высокая, гортанная музыка труб и голосов. Я совершенно растерялся, ничего не понимая, и только оглянувшись, понял: был базарный день. Я задумался так крепко, что не заметил, как на пустую до того площадь, примыкающую к решетке костела, понаехали возы, и сгрудилась толпа. И вдруг, когда я захотел музыки, сразу в мои уши дошла и грянула многоголосица и единство их говора и движений. Так вот он орган! И понял я тогда, что никогда не устану славить Человека и радоваться ему — вовек.» К сожалению, костел Святого Георгия не сохранился. Был уничтожен в советское время, полностью разрушен в 1964 г.
Слева на картине возвышается Успенский собор. В честь собора была названа Успенская улица Невеля. В 1896 году при соборе открылась церковно-приходская школа (мужская и женская). В соборе на 1902 год служили настоятель, священник, дьякон, два псаломщика и просфорня. В мае 1865 года во время пожара в Невеле собор сгорел. В 1865 году был восстановлен. В мае 1895 года в Невеле произошёл сильный пожар, во время которого были разрушены крыша собора, окна, двери, потолки, иконостас, с колокольни упали колокола — остались одни стены. В августе 1896 года восстановленный собор был торжественно освящён. Успенский собор закрыт не позже 1930-х годов. В войну уцелел, но не позже 1950-х годов был сломан. Михаил Зайдман вспоминает: «Я помню, как рушили остатки церкви. Под стены подсовывали колодки, а потом зажгли их… Церковь напротив первой школы была почти полностью уничтожена». В 19 веке собор восстанавливали два раза, а в 20 веке он оказался не нужен.
И сегодня площадь сохраняет свое значение административного центра города, но здания, украшавшие, разрушены. Лицо города неузнаваемо изменилось, исчезло очарование старых церквей и колоколен, описанных путешественниками и запечатленных фотографами. Практически все памятники архитектуры XVIII — XIX веков были уничтожены в течение последних семидесяти лет.
Что ещё есть на картине Бржушкевича, чего нет на современной улице Ломоносова? Казимир Эдуардович на переднем плане изображает одноэтажные домики, по всей видимости, исторической ценности они не имеют, но очень хорошо вписываются в провинциальный колорит Невеля…
Михаил Зайдман пишет в своих воспоминаниях: «Вблизи нашего дома находилось несколько предприятий пищевой промышленности — колбасный цех по Рошаля — почти напротив нашего дома; лимонадный цех по Жореса, где принимали яблоки, клюкву и другие дары природы — на этом месте сейчас стоит 90-квартирный дом. Напротив его находилась инкубаторная станция, а на углу Жореса и Ломоносова — рыбцех. Рядом с нами располагался пищекомбинат, где выпекали вкусные вафли, печенье, делали конфеты. Частенько ребятишкам перепадали гостинцы от добрых кондитеров».
У Владимира Тарасенко воспоминания следующие: «Дом наш располагался у самой речки, на этом месте сейчас здание Сбербанка. Напротив нас на горе, по улице Жореса, располагались инкубаторная станция, лимонадный цех, в котором изготавливали не только напитки, но и овощные консервы. Через дорогу от нынешнего Сбербанка находился колбасный цех.».

Заключение.

Картина К. Э. Бржушкевича «Пять углов», по словам самого автора, написана за два месяца и отображает улицу Спасскую (Ломоносова) самого начала 20 века. Что помогло автору воссоздать кусочек истории дореволюционного Невеля? Конечно, краеведческая литература, фотографии города, воспоминания людей, которые помнят старый Невель, собственная память, ну и, конечно, воображение талантливого художника. Каким –то непостижимым образом на плоском холсте возникает объем, живой и прекрасный мир, созданный художником. Мы можем войти в картину, увидеть старый город и услышать, как поют птицы, обонять запах сухого сена, близко расположенной речки Еменки, увидеть движение людей, повозок — ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании и перед нами, и что это все передал нам автор.
В своей картине он создал законченный, цельный образ нашего города в дореволюционный период, создал в цвете, свете и жизненной динамике… все искрится в лучах солнца, даже там, где тень, сверкают отсветы, что особенно поражает и радует.
Насколько же исторически правдива картина? Изучив источники по истории Невеля, связанные с картиной К. Э. Бржушкевича «Пять углов», сравнив прошлое города, изображённое на картине К. Э. Бржушкевича «Пять углов» с настоящим, определив достоверность изображённого на картине «Пять углов» на основе краеведческой литературы и воспоминаний невельчан, мы можем ответить на этот вопрос. Любая картина — это произведение искусства и в ней присутствует художественный вымысел автора. Художественный вымысел, фантазия автора. Безусловно, присутствуют и в «Пяти углах», но исторически значимые объекты по месту расположения художник постарался изобразить с максимальной достоверностью.
В заключение я бы хотел привести слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Мы никак не можем осознать простой вещи, что сохранение и использования культурного наследия — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природной среды. Памятники нужны человеку для определения своего места в мире, для его нравственной самодисциплины и устойчивости…».
Ведь, любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры; это, прежде всего, гордость историей своего города.
Не растерять, не растранжирить, но приумножить это богатство — долг современных и будущих поколений.
Посмотрите на картину К. Э. Бржушкевича «Пять углов», а потом на фотографию современного города, современной улицы Ломоносова. В каком городе вам хотелось бы жить? Так давайте попробуем сохранить то немногое, что осталось нам в наследство…

Литература

  • Летописи. Бржушкевич Казимир Эдуардович. Электронный ресурс.
  • Библиотеки Невельского края. Биография Бржушкевича Казимира Эдуардовича. Электронный ресурс.
  • «Невель моего детства». Электронный ресурс.
  • Исследовательская работа Храброго М. «О чем рассказал старый дом… (Исследование жизни и быта невельчан начала XX века на примере частной жизни семьи Скачевских.)» Электронный ресурс.
  • Исследовательская работа Нечаевой К. «От женского училища к Единой трудовой школе (к вопросу основания старейшего учебного заведения в г. Невеле)» Электронный ресурс.
  • Улицы Невеля. Исследовательская работа Казакова М. школа №2 имени Н. И. Ковалева города Невеля. Электронный ресурс.
  • Л. М. Максимовская. Ключи от старого дома. — С-Пб., Лема, 2012.
  • Невельская старина: Сборник материалов и документов по истории Невеля. //Автор — составитель Максимовская Л. М. — СПб «Акрополь», 1992.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники