Зеркало: от народной сказки до современности

Многоликость образа зеркала: от народной сказки до современности

Автор: Чернышёв Александр, 5 класс МОУ Опухликовская СОШ,
Руководитель: Марченкова Е. Д., учитель русского языка и литературы МОУ Опухликовская СОШ 2015 год

Введение
Во время изучения «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина на уроках Пушкиноведения, обсуждая волшебные предметы в сказке, мы затронули вопрос: зеркало доброе или злое? Некоторые ребята посчитали зеркало равнодушным, бесчувственным, потому что оно не сжалилось над царевной, Зеркалоуказало мачехе, где живет царевна. Другие решили, что зеркальце нейтральное, оно просто фиксирует факт, говорит то, что есть на самом деле. Но большинство моих одноклассников назвали зеркальце положительным персонажем, отметив честность и храбрость волшебного стекла, которое не побоялось сказать царице правду, хотя видело, что гнев царицы все усиливается. В доказательство они привели строки из сказки. Сначала царица: «Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет…», Потом: «Бросив зеркальце под лавку…», И наконец: «Об пол зеркальце разбив…». В конце урока мне было дано индивидуальное задание: выяснить, какую роль выполняет зеркало в сказке Пушкина и выступить с сообщением перед учащимися. Работа так увлекла меня, что мне захотелось узнать, а в каких еще сказках встречается образ зеркала и какую роль выполняет оно там. Так началась моя исследовательская работа.

  1. Вступление в тему

Так как работа моя началась со сказки А. С. Пушкина, то прежде всего я и обратился к ней. Я заметил, что зеркальце является не только волшебным предметом, открывающим тайну, носителем правды, но и помогает характеристике персонажа. Царица получила зеркало в приданое, оно было ей дорого не просто как предмет роскоши и волшебства («Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело»), но и как собеседник, наперсница. Только с ним она любила разговаривать, была добродушна, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается царица к нему. Но это продолжалось до тех пор, пока зеркальце подтверждало ее красоту, Зеркалонеповторимость, пока она могла красоваться перед ним, любоваться собой. Ведь она была «горда, ломлива, Своенравна и ревнива». «И царица хохотать, И плечами пожимать, И прищелкивать перстами, И подмигивать глазами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь». Услышав неприятные для себя новости, злая красавица называет зеркальце «мерзким стеклом», настойчиво пытает: «Признавайся: всех я краше», замахивается на него, бросает под лавку, а потом в гневе разбивает. Не умеет она быть справедливой, благодарной, независтливой, не умеет дружить. Подлость царицы видна в тот момент, когда она, уверенная в смерти царевны, хочет удостовериться в этом. В этот раз она, «Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала». Таким образом, в отношениях с зеркальцем отражается коварная, злая душа царицы-мачехи. И еще одну роль зеркальца можно увидеть в сказке: зеркало предвещает судьбу. Народная примета говорит: разбилось зеркало — к несчастью, даже к смерти. Вот и умерла злобная царица.

  1. Роль зеркала в народных сказках

Продолжая работу над темой, я натолкнулся на оригинальную народную сказку «Самоглядное зеркало», записанную в Пушкиногорском районе собирателем фольклора В. И. Чернышевым. Он считал, что данная сказка послужила основой «Сказки о мертвой царевне…» А. С. Пушкина. Мне было интересно сопоставить эти сказки. В сказке «Самоглядное зеркало» мачеха тоже обращалась к зеркалу с вопросом, есть ли кто на свете красивее ее. И зеркальце ей отвечает: «Ты красива, дочь твоя красивее». Из зависти старуха решает погубить падчерицу и, желая отыскать ее, спрашивает самоглядное зеркальце: «Зеркало, как бы мне найти?» А зеркало сказало: «В темном лясу, в тайке, в разбойниках». Три раза обращалась мачеха к зеркальцу, а услышав нежеланный ответ, три раза пытается погубить падчерицу: приносит ей в подарок платье, кольцо, а потом Зеркалояблоко. Здесь опять зеркало выступает как магический предмет, говорящий правду и только правду. Но если в сказке А. С. Пушкина в отношениях с зеркальцем царица проявляет то добродушие, то злобу, то в народной сказке ничего не говорится об отношениях старухи и зеркальца. Оно лишь дает ответ на вопрос и не оттеняет черты характера героини. Как и в сказке А. С. Пушкина, здесь тоже ничего не говорится о том, откуда появился у старухи волшебный предмет. Такими же свойствами обладает и так же используется этот магический предмет в народной сказке «Волшебное зеркальце», где завистливой мачехой является купчиха. «Была эта купчиха красоты неописанной и имела у себя волшебное зеркальце; загляни в зеркальце — тотчас узнаешь, где что делается». Уверенная, что нет ее «в свете прекраснее», она вдруг узнает от зеркальца, что есть у нее падчерица, которая красивее её. Само того не желая, зеркало выступает здесь как орудие зла в руках злодейки-мачехи. Оно указывает, что падчерица живет в лесу у двух богатырей, которые приютили ее как сестру, а после ее смерти «порешили себя», не вынеся разлуки с названою сестрою. Скорее всего, А. С. Пушкин был знаком с одним из вариантов этой сказки, так как у него мы тоже встречаем подосланную к красной девице старуху с дарами, погубившими купеческую дочь, богатырей, которые положили ее в хрустальный гроб, и царевича, который оживил девушку и женился на ней. Ни в одной из вышеперечисленных сказок нет указания на то, откуда появилось волшебное зеркало. А вот в сказке «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» говорится, что принес его отец Елены Прекрасной «издалече, от мастера-волшебника с холодных гор». Принес да и спрятал, наказав зятю беречь его. Но не выполнил тот приказ и позволил жене своей Елене Премудрой взять зеркало. В этом зеркальце отражалось все, что было вокруг, и потому Елена Премудрая все видела. Она не красуется перед зеркалом, не ведет с ним диалог, а просто наводит зеркало на землю, небо, воду, когда ей нужно кого-то увидеть. Однако зеркальце в этой сказке не так могущественно, оно не может показать Ивана в мутной воле, зернышком в воробье и буквой в книге. Печальна участь зеркала и в этой сказке: осерчала царевна, бросила зеркальце об пол, и оно разбилось. Есть еще очень интересная сказка «Королевич и его дядька», где тоже присутствует волшебное зеркало и тоже указано, откуда получен этот магический предмет. И причем получает его не женщина, а мужчина. Королевичу подарила зеркальце дочь Лешего. Но царевна соседнего царства, куда попал королевич во время своих странствий, выкрала зеркало. В этой сказке зеркальце выполняет роль помощника: оно показывает царевне суженого, раскрывает замыслы врагов, помогает спасти королевича, предсказывая беду. Сравнив эти сказки, можно сделать вывод, что в русских народных сказках зеркальце является магическим предметом, говорящим правду о том, где что делается, предсказывающим что-то и предостерегающим от беды. Каков же лик зеркала в народных сказках? Можно сделать вывод, что зеркало в них не бывает добрым или злым, оно, скорее, нейтрально. Но в зависимости от того, в чьих оно руках, оно является орудием либо добра, либо зла.

  1. Образ зеркала в литературных сказках

Литературная сказка всегда опирается на сказку народную, имеет под собой народную почву (как мы это уже видели в сказке А. С. Пушкина). Так уральский сказ П. П. Бажова «Таюткино зеркальце», являющийся переработанной народной сказкой, тоже помогает героям и наказывает заграничную барыню, ее брата и зловредного надзирателя Ераско Поспешай, «лисьей повадки человечишка». Зеркало это вырыли в забое, оно имело необычную форму, показывало человека «несообразно» большим. Все решили, что трогать его нельзя, так как принадлежит оно Медной горы Хозяйке. Барыня приказала вырезать это зеркало целиком и доставить в ее хоромы, заявив, что она хозяйка этой горы. Тут-то зеркало на нее рудой и плюнуло. А самого «зеркала в горе не стало: всё осыпалось». И лишь у Таютки сохранилось маленькое зеркальце, точная копия Зеркалобольшого, которое помогло ей прожить свою жизнь не хуже других. В этой сказке, по сравнению с народными сказками, зеркало уже имеет свой характер, оно выражает свою позицию. Под личиной зла выступает зеркало в сказке Андерсена «Снежная Королева». Сделано оно было злым троллем. Всё доброе и прекрасное в нём «уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось еще хуже». Роль зеркала здесь — влиять на человека, делая его злым и бессердечным. Когда зеркало разлетелось на миллионы осколков, то оно наделало много вреда, так как осколки, попадая в глаза людей, заставляли их видеть только дурное. Осколки же, попадающие в сердце, превращали его в кусок льда. Так произошло с Каем, маленьким героем сказки. Он стал холодным, бесчувственным, забыл даже Герду. И только горячие слезы Герды растопили осколок в его сердце, и он заплакал так сильно, что вместе со слезами вытек и осколок зеркала из его глаза. В сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал» зеркало выступает своеобразной дверью в Зазеркалье, где в кривых зеркалах можно увидеть себя со стороны. Капризная, ленивая третьеклассница Оля столкнулась по ту сторону зеркала со своим собственным отражением, и это помогло ей избавиться от своих недостатков, которых раньше она не замечала. Роль ложных зеркал — показывать мир в искаженном свете. Жители королевства не имеют права смотреться в прямые правдивые зеркала, а потому не могут оценить себя правильно. У кривых зеркал есть, однако, и другая функция: они обличают отрицательных персонажей, выявляя сущность человека. Люди в этих зеркалах становятся Королевство кривых зеркалпохожи на животных, которые «сидят» в глубине их натуры. Например, хозяин зеркальных мастерских Нушрок похож на хищного коршуна. Чем больше читал я литературных сказок, тем всё больше замечал, как изменяется лик зеркала и расширяется его роль. Так, в «Сказке зеркал» Л. С. Петрушевской тусклое маленькое зеркальце на протяжении всей жизни жертвует собой. Спасая других, оно становится всё меньше и меньше, пока не превращается в холмик стеклянной пыли. Оно жертвует собой во имя Рыжей Крошки, которую хотело украсть злое волшебство голодное Одиночество, бродившее по улицам и похищавшее самое лучшее — детей. Здесь зеркало действует не по воле человека, оно само решается на поступок, сделав выбор в пользу добра. Интересно, что на этом жизнь доброго зеркальца не заканчивается. Крошечный кристаллик пыли, оставшийся от него, попал в массу, приготовленную для плавки стекла, и вновь стал зеркалом, темным и глубоким. Его купил детский врач и повесил в поликлинике. Значит, можно надеяться, что зеркалу придется еще не раз выполнить свою добрую миссию. А пока оно терпеливо ждёт ту, ради которой отдал свою жизнь, и тогда оно вновь засияет. Все зеркала в сказке Л. Петрушевской имеют свой характер, автор описывает их внешний вид. Зеркала на витрине магазина беседуют, сплетничают, завидуют, осуждают маленькое зеркальце, не признают его силу.

  1. Сказки наших дней

Еще более многолико зеркало и в сказках, написанных в последние годы, которые я прочитал, разыскивая материал на интернет-сайтах. В сказке Юрьева С. С. «Свет мой, зеркальце, скажи» зеркальце исполняет три заветных желания. Причем предостерегает девочку Машу: «Только никому не показывай, а то половина твоих желаний к тому перейдет, кто меня в твоих руках увидит». Ни в одной из народных сказок я не встретил описания зеркальца, а здесь, как и в сказках Людмилы Петрушевской, указано, как оно выглядит: «оправа серебряная с жемчужинами, и ручка из камней самоцветных». Прекрасное зеркальце не просто исполняет желание, а еще и воспитывает девочку Машу и Лихо одноглазое. Лихо, получив второе Машино желание, становится добрым, а Маша, которая вначале со злостью спрашивала: «Ну, и где же красота моя?!» и даже хотела разбить зеркальце, уже даже не жалеет о потере своего последнего желания. В сказке Ларисы Зубаненко «Волшебное зеркало» сюжет таков. Одна добрая Зеркаложенщина купила обычное зеркало и повесила его в своем доме. Каждый день мать и дочь смотрелись в него, напевая песенку. «Как мне весло, когда я стройна и молода», — пела дочь. «Вот бы в зеркало смотреть, да вовек бы не стареть», — повторяла мать. Через некоторое время они заметили, что не меняются. Скоро они догадались, что причиной их неизменной внешности было зеркало. «Слух о волшебном зеркале быстро разнёсся по городу. Всем захотелось не стареть». Повесили люди зеркало на центральной площади города. Теперь каждый мог выбрать возраст по душе. «Да вот несчастье, само зеркало со временем стало стареть» и «потеряло свои волшебные свойства». Пришлось жителям этого города опять смотреться в обычные зеркала. Хорошо еще, что люди не обижались на зеркальце, а только вздыхали. Наверное, они поняли, что нельзя безмерно пользоваться чьй-то добротой, даже если эта доброта волшебная. А зеркальце все-таки передало частичку своего волшебства обычному зеркалу, повешенному на его месте. Когда люди смотрятся в него, они сохраняют бодрость духа и хорошее настроение. Совсем необычна роль зеркала, как необычен и сюжет, в сказке Петрова Даниил Викторовича «Зеркало». Внешний вид зеркала непривычный: небольшое, овальное, в аккуратной деревянной рамке черного цвета. Место нахождения тоже необычно: девочка Вера обнаружила его на подоконнике больничной палаты. И настроение девочки, посмотревшей в зеркало, тревожное, нерадостное. «Она испугалась своего лица в зеркале». Отражение в этом зеркале не двигало губами в такт словам Веры, оно мерзко хрипло смеялось. Это была болезнь девочки, которая с превосходством заявляла: «Я питаюсь твоей жизнью. Вся твоя жизнь перетекает из тебя ко мне. Я становлюсь сильнее и расту, а ты становишься слабее и умираешь». Прочитав сказку в первый раз, я решил, что зеркало здесь — отрицательный волшебный предмет. Но внимательно перечитав текст, я понял, что роль зеркала — положительная. Оно было помощником девочки — зеркало заставляло болезнь говорить с Верой. Во время разговора жизненные силы утекали от неё обратно к Вере. Зеркало не позволяло болезни говорить неправду. «Как только болезнь пробовала лгать Вере или молчать на ее вопросы, она сама чувствовала страшную боль, чего раньше никогда не испытывало. А от боли жизненная сила еще быстрее уходила от нее к Вере». И когда девочка выздоровела и посмотрела в последний раз на себя в это зеркало, никакой болезни она не увидела. Сказка оставляет зеркальцу роль спасителя и в дальнейшем. Заканчивается она так: поблагодарив зеркало, Вера оставила его на подоконнике. «Зеркало пролежало на подоконнике все Новогодние праздники, пока однажды ночью его не нашел больной мальчик, новый гость больничной палаты». О мудром, самом старом на свете зеркале, (в него «смотрела сама Ева») рассказывает Злата Литвинова в «Сказке о зеркале». Роль зеркала здесь заявлена в самом начале сказки: «показывать сущность человека, а не его внешний вид». За семью замками хранил это сокровище король. «Перед смертью он рассказал о волшебном зеркале молодому наследнику, и строго-настрого повелел никогда не трогать этого зеркала, и не смотреть на отражения других». Как ни хотелось сыну узнать истинное лицо окружающих, он все-таки свято чтил завет отца. Но однажды, мучимый ревностью, поставил свою жену перед зеркалом, решив узнать, куда улетает она, обернувшись гордой птицей. «Весь дворец вздрогнул от крика королевы, глянувшей в глубокую зеркальную гладь… А наутро она села на первый же корабль, отплывающий из королевства в сторону ее родины, и навсегда исчезла из жизни королевича, рожденного от могущественного короля и белой волчицы, королевича-оборотня, живущего в лесной чаще три полнолунных ночи, подальше от людских глаз… Его прекрасная королевна-лебедь не смогла забыть желтых крохотных глаз, чудовищного оскала и слюны, капающей с клыков, увиденных ею в зеркале». Заканчивается сказка моралью: «Никогда не смотри на отражения других, потому что другие смогут увидеть твое отражение… И кто из нас готов открыть на обозрение всем свою собственную суть? А требовать кристальной чистоты своих возлюбленных, периодически пряча даже от самого себя волчью шерсть, это ли не лицемерие?» Люди не только от других прячут свою собственную суть, но и самим себе не признаются, кто они есть в действительности. Об этом рассказывается в «Сказке о волшебных зеркалах» Елены Косиновой. Суть сказки такова. Глубоко под землей, в пещере гномы проводят опыты. Они желают обогатиться. Один старый гном сообщает, что открыл секрет, который поможет им разбогатеть. Он придумал эликсир перевоплощения, которым будет покрывать поверхность зеркал. В таких зеркалах «можно будет видеть желаемое — то, чего нет на самом деле». Другие гномы не верили, что люди будут покупать такие зеркала. Но старик объяснил, что люди «с большим удовольствием принимают желаемое за действительное. Все хотят чего-то достичь, но не многие готовы прикладывать к этому усилия». Даже котенок, которого посадили перед магическим зеркалом, думал, что он лев и вел себя соответственно. Коварный гном заявил, что посредством своих зеркал не только все золото, но и жизни людей будут в его руках. Так и произошло. Никто не мог отказаться от приобретения зеркал, тем более что их раздавали почти даром. Постепенно Зеркалопростых зеркал и вовсе не осталось в той стране. Все жили иллюзиями, «дошло до того, что один человек завидовал другому потому, что у того мечта казалась лучше». Люди даже убивали соперников. «И не было этому ни конца, ни края». И только благодаря маленькому мальчику, нашедшему в песочнице осколок обычного зеркальца, люди вспомнили про обычные зеркала. Однако «и по сей день по всему свету кочуют как простые, так и волшебные. По виду-то их не отличишь — все гладкие да блестящие». «Кто же подскажет, в какое из них смотрюсь я?» — таким вопросом заканчивает автор свою сказку с открытым концом… Не одно, а три волшебных зеркала помогают героине сказки И. В. Вачкова с привычным названием «Сказка о волшебном зеркале». Молодая девушка по имени Кари, дочь рыбака, получила три разноцветных зеркальца в момент своего рождения от нищенки, попросившей приюта в их доме. До поры до времени никто не знал, что зеркала волшебные, и достались они от доброй колдуньи. Когда девушке исполнилось 16 лет, она узнала правду о зеркалах: «в зеленом… видишь себя такой, какой представляешься самой себе, в красном отражается то, как видят тебя другие люди, … а в голубом зеркальце — отражение того, какая ты есть на самом деле». Прекрасный принц, явившийся в королевство за девушкой, чей образ показала ему мать — волшебница в своем магическом зеркале, не узнал в Кари свою суженую. Беспечная красавица имела своенравный характер, позволяла себе необдуманные и грубые слова, и красное зеркальце показало ей, какою увидел её принц: «злобной, себялюбивой гордячкой». Девушка «винила себя за свои глупые и необдуманные слова», но чем больше находила в себе плохого, тем безобразней становилось ее отражение в зеленом зеркальце. Ведь оно показывало тот образ, который складывается у человека о себе самом». Кари старалась изменить себя, стала трудолюбивой, приветливой, доброй, и как-то с удивлением заметила, что ее отражение в зеленом и голубом зеркалах совпадают. А когда она, не страшась погибнуть в пасти Дракона, решила принести себя в жертву ради спасения любимого, ее прекрасный образ отразился и в красном зеркале. Такою ее увидел и узнал принц. Вот тут и сбылось пророчество волшебницы-королевы, пообещавшей когда-то рыбаку: «Твоя дочь будет счастлива в жизни». Во всех зеркалах теперь «отражалось одно и то же лицо — прекрасное, доброе и счастливое». Заключение Прочитав и проанализировав народные и литературные сказки, я пришел к следующему выводу: зеркальце во всех народных сказках выполняет схожую роль. Это магический предмет, раскрывающий правду, нейтральный по отношению к другим героям, являющийся орудием добра или зла. А вот в сказках литературных этому волшебному предмету приписываются более широкие и интересные функции, да и образ зеркальца становится все более живым, разноликим. Сохраняя функции, присущие ему в народных сказках, зеркало не просто является орудием добра и зла, но и влияет на человека, изменяя его характер, заставляя его совершать определенные поступки, помогая взглянуть на себя со стороны. Зеркало может быть помощником и спасителем, оно может думать и действовать по собственному желанию, может сопереживать, учить уму-разуму и даже жертвовать собой. Работа над темой помогла мне понять, что читать сказки интересно и полезно всем. Раньше мне казалось, что я уже перерос сказки. Но, когда я готовился к конференции, то к моей работе присоединились все члены семьи. Мы дружно читали и обсуждали сказки, и каждый находил в них что-то интересное. Я даже сам сочинил сказку «Волшебное зеркало». Список использованных информационных ресурсов

  1. Андерсен Х. –К. Сказки. — Л.: Лениздат, 1990. — 47 с. («Снежная королева» — с. 24—47).
  2. А. Н. Афанасьев. Народные русские сказки/ Сост. А. А. Горелов. — Л.: Лениздат, 1983 («Волшебное зеркальце» с. 216—224 «Королевич и его дядька» с. 96—100).
  3. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка/Сост. и авт. Предисл. Н. И. Савушкина. — М.: Просвещение, 1985 («Таюткино зеркальце» с. 145—156).
  4. Вачков И. В. Сказка о волшебных зеркалах/Вачков И. В.
  5. Губарев В. «Королевство кривых зеркал»/Губарев В.
  6. Злата Литвинова. Сказка о зеркале/Литвинова Злата.
  7. Зубаненко Л. «Волшебное зеркало»/Зубаненко Лариса.
  8. Косинова Елена. Сказка о волшебных зеркалах./Косинова Е.
  9. Кот Баюн: Русские волшебные сказки/Сост., вступит. ст. и примеч. В. П. Аникина. — М.: Дет. лит., 1985 («Иван Бесталанный и Елена Премудрая» с.177—189).
  10. Любимов Пётр. «Ледяная игра разума» или «Как сложить слово «Вечность». Мудрость сказки Андерсена «Снежная королева»/ Петр Любимов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники