Галина Ильинична Маркова
ДОВЕРЕНО РУКОВОДИТЬ
Что определяет лицо города? Своеобразие зданий, чистота улиц, вежливость жителей? Думаю, немалую роль в этом играет культура торговли и люди, которым она доверена.
В 1961 году в невельский магазин № 3 пришел молодой продавец Галя Маркова. И сразу столкнулась с некоторыми трудностями. Пришлось проявить характер.
Каждое умение начинается с познания. Как и в любом деле, в торговле есть свои тонкости, которые познаются со временем: как работать быстро, но точно, и как к вечеру оставаться такой же приветливой, какой была с утра? Многие вопросы помогли Галине, решить подруги по работе. Сказывалось и ее желание учиться у лучших. День ото дня радостнее становилось на душе от сознания, что дело идет, крепло чувство уверенности.
Мастерство молодой работницы было замечено. И вот она уже заведующая отделом. Что изменилось? Тот же магазин, те же лица товарищей по работе. Вот только круг забот неизмеримо расширился.
— Первые дни я даже растерялась, — вспоминает Галина Ильинична. — Ко мне стали обращаться за советами, с просьбами, требованиями. Нужно было работать в контакте с продавцами и администрацией, с различными службами торга. Словом, было нелегко, но интересно.
Работа заведующей отделом стала для Г.И. Марковой хорошей школой. И прошла она ее, можно сказать, отлично. Вначале администрация торга доверила ей вновь открывающийся продовольственный магазин по улице Маншук Маметовой. Это было серьезным испытанием ее знаний и способностей. Сколько задач предстояло решить молодому администратору: и магазин подготовить к открытию, и зачисленных в штат сплотить в единый коллектив, и доверие покупателей предстояло завоевать.
— Только тут я поняла по-настоящему, что такое ответственность, — делится своими мнениями Галина Ильинична. — То, что раньше воспринималось как бы само собой, теперь становилось проблемой, требовало личного участия, а порой и принципиального вмешательства.
В жизни заведующей магазином было немало горьких минут, немало трудностей. Преодолеть все испытания помогла твердая убежденность: в беспокойном торговом деле, интересы покупателей должны быть превыше всего.
Г. И. Марковой было тридцать, когда ее в 1977 году назначили заведующей магазином № 18, поставили во главе самого большого коллектива торга. Магазин этот, расположенный на площади Коммуны у автостанции, — как бы своеобразная визитная карточка города.
Внимание — каждому покупателю, покупатель всегда прав. Таков девиз коллектива этого магазина. Недаром по итогам IV квартала 1985 года работники этого предприятия торговли стали победителями социалистического соревнования «За высокую культуру обслуживания), заняли первое место среди комсомольско-молодежных коллективов торга.
Успех не приходит сам собой. Он рождается из усилий каждого, состоит из многих слагаемых: это и постоянно действующая школа коммунистического труда, где занимается большинство работниц, в том числе и заведующая, и ежемесячные общие собрания, где подводятся итоги, обсуждаются наболевшие вопросы, ведется нелицеприятный разговор с провинившимися.
Говоря о работе магазина, его реконструкции. Он стал более соответствовать современным требованиям и своему назначению, стал намного привлекательнее.
— Мы старались, — говорит Галина Ильинична, — чтобы людям у нас было удобно, чтобы покупатели не теряли время в длинных очередях. К сожалению, не всегда мы можем предложить посетителям нужные товары. Сами понимаете, этот вопрос решается не так просто, и одним работникам торговли он не под силу.
Да, круг забот заведующей давно расширился. Возьмем такой пример. Недавно здесь открылся кафетерий. Хорошо, по-современному оформлено помещение. Но красна изба не углами, а пирогами. И Галина Ильинична это понимает:
— Сделаем все, что он нас зависит. Будет и горячий кофе, и прохладительные напитки. Но где взять пироги? Здесь нужны заинтересованность и активное сотрудничество с работниками общепита.
Свежую, вкусную выпечку ничем не заменишь. А проблема с мороженым? Разве дело возить его из Великих Лук, когда в городе есть свой молочноконсервный комбинат?
Подводя итоги, Г. И. Маркова сказала, что только тогда результат будет налицо, когда дела торговые станут общей заботой города. Коллектив магазина не перекладывает своих забот на плечи других. Каждый старается трудиться на своем месте как можно лучше. К числу энергичных, деловых и знающих работниц относятся Л. И. Финоженкова, Л. С. Сабурова. Молодым есть у кого учиться. Среди передовиков старшего поколения — В. Г. Ланенкова.
— Работа у нас нелегкая, но интересная, — продолжает Г. И. Маркова. — Зачастую требует напряжения всех сил. И все же мы дорожим ею. Она из самых древних на земле, самых экономически важных в современном мире.
В нашем обществе, цель которого — благосостояние народа, торговое дело занимает особое место. Перестройка хозяйственного механизма, что ведется сейчас повсеместно, требует многих изменений и в торговле, требует притока новых сил.
— Хочется, чтобы в наши ряды приходила молодежь инициативная, честная, принципиальная, — говорит коммунист Маркова.
— Где же можно приобрести профессию тем, кто решил связать свою жизнь с торговлей? — с таким вопросом обратилась я к Галине Ильиничне.
— Двадцать лет тому назад я окончила Великолукское торгово-кулинарное училище (сейчас СПТУ). Оно располагает современной учебной базой. Имеются все условия для учебы и отдыха. Прекрасная столовая. В училище принимают на базе 8 н 10 классов. Наряду с профессией можно получить и среднее образование.
За многолетний и добросовестный труд Г. И. Маркова неоднократно поощрялась администрацией универсального торга, награждена Почетным дипломом Министерства торговли РСФСР и ЦК отраслевого профсоюза, значком «Отличник советской торговли».
Как найти себя в любимом деле? Как определить верный путь в жизни? Непростые эго вопросы.
— Что посоветовать молодым? — задумалась Галина Ильинична. — Скажу вот что. Если ты хочешь работать для людей и с ними, если не забываешь, что все, чем владеет один, создано трудом многих, смело иди к нам, в торговлю.
Е. ПАВЛЕНКОВА
«Красное знамя» 1986 год