Поэт Александр Ефимович Решетов
«Русские, с раздуминкой»
Деревня Осетки, что раскинулась километрах в двадцати от Невеля, с виду неприметная — таких немало в российском Нечерноземье. С незапамятных времен жили здесь крестьяне — пахали землю, сеяли хлеб н лен, разводили скот. Хранят ее историю могучие деревья, что поднялись выше крыши, — немые свидетели человеческих судеб, бед и радостей
Здесь «в низкой приземистой хате», в которой «лучина, горькая
немного, мудрость деда, за окном мороз», родился в 1909 году видный советский поэт Александр Ефимович Решетов. Отсюда, с пыльных деревенских проселков, от «знакомых дубов столетних» начиналась его дорога в мир социальных преобразований, трудовой героики и творческих свершений.
Приметы родной деревни, озерного края, который он очень любил, постоянно встречаются в его стихах разных лет. Деревенское детство оставило в его памяти впечатления, которых хватило на многие годы жизни. «Тепло невыдуманных слов» подарит он родной земле, своей деревне, Родине:
«Здесь, крыши прислонив к деревьям,
Встречает новый день моя —
Простая русская деревня
У безымянного ручья:
Ей много лет,
И много было
В полях — труда,
В веках невзгод…
У хлебных скирд, у льнищ дорога
Меня к великой, к ней ведет».
Простая и великая — слова, звучащие так просто, естественно, от души…
Отец поэта Ефим Парфенович крестьянствовал. Приобретая в рассрочку кусок земли-неудобицы, oн в течение нескольких лет силами своей семьи приводил ее в порядок. Доставалось не только взрослым, но и детям. Человеком он был грамотным, в избе Решетовых хранились в старых сытинских изданиях книги Некрасова, Кольцова, Никитина. Долгими зимними вечерами отец читал их вслух. Он очень хотел, чтобы дети выбились из нужды и учились.
«В пережитом было всякое, — вспоминал А. Решетов. И одинокое детство, от ночи до ночи запертое в избе; и вой снарядов над старым невельским большаком; и сельская советская школа, в которую мы ходили, боясь, как волков, бандитов…». После сельской он учился в Невельской школе. В 1925 году, по совету земляка, ленинградского рабочего, проводившего отпуск на родине, уехал в город на Неве.
Творческая биография А. Решетова восходит ко времени первых пятилеток и тесно связана с Ленинградом. Он принадлежит к плеяде поэтов, пришедших в литературу от сохи, от станка. Окончив школу ФЗУ, стал работать на табачной фабрике имени Клары Цеткин, в 1930 году вступил в большевистскую партию. Одновременно учился в вечерней школе и ходил на занятия в литературную группу при журнале «Резец», редакция которого главной заботой считала воспитание трудовой молодежи, тянувшейся к литературе. Здесь бывали известные литераторы К. Федин, Ю. Либединский, Н. Тихонов, Вс. Рождественский. Памятной была встреча с В. Маяковским. А. Решетов сблизился с литературной молодежью, внес на суд товарищей свои стихи, писать которые начал еще в детстве, во втором классе сельской школы. В июльском номере журнала «Резец» за 1927 год появилось его первое опубликованное стихотворение «Эй, паровоз, накручивай».
В становлении поэтического дарования А. Решетова участвовало как бы само время. Он и его сверстники были полны энтузиазма, жажды творчества. О. Берггольц вспоминала, что поэтическая молодежь с пристальным вниманием следила за творческим ростом своих товарищей, что радостным событием для них были «стихи начинающих тогда свой путь Ярослава Смелякова, Павла Васильева, Александра Решетова, Бориса Лихарева…»
В начале тридцатых годов его стихи печатаются в журналах «Юный пролетарий», «Резец», «Смена», в газете «Комсомольская правда». В 1931 году вышла первая книга «Так мы живем», посвященная комсомольцам фабрики имени Клары Цеткин.
Поэт находился там, где ключом била жизнь, где формировался новый человек социалистической эпохи. Большой творческий заряд давали поездки по стране — с шефскими бригадами он выезжал в деревни, побывал на строительстве Сталинградского тракторного завода, весной 1931 года по путевке Ленинградского обкома партии уехал на Хибины, вместе со Львом Ошаниным работал в газете «Хибиногорский рабочий». А. Решетова называют первым певцом Хибин.
Он постепенно обретал свою творческую индивидуальность, стиль поэтического изображения, точность и четкость языка. Выходят отдельные сборники стихов. В начале 1934 года А. Решетов был принят в члены только что созданного Союза писателей, активно участвовал в подготовке к первому съезду.
«Со своею страною, — с ее правотой и бедою, где была, ты, душа, разделима?» — спрашивал поэт, утверждая неразрывность своей судьбы с жизнью народа, Родины. Его поэтическая биография вобрала в себя боль и гнев военного лихолетья. В 1939 году, во время войны с белофинами, Решетов участвовал в походе на Печенегу (Петсамо). С первых дней Великой Отечественной войны — в рядах Советской Армии. Воевал на Севере, на Мурманском направлении, а затем — на Ленинградском фронте. Осажденный Ленинград слышал его исполненные высокого человеческого духа и мужества строки. Стихи А. Решетова в это время печатались в армейских газетах и газетах города-фронта. На пожухлой блокадной бумаге вышли в 1942 и 1943 годах его книги «Ленинградская доблесть» и «В строю». Путь солдата он прошел до последнего боя минувшей войны, до последнего выстрела.
«Стихи мои автобиографичны. Писались они по душевной потребности о том, чем жил», — рассказывает сам поэт в автобиографии. Поэтическое слово А. Решетова, вызвано к жизни неиссякаемой жаждой служения Родине, высоким народным идеалам.
Слова его точны и выверены, когда он говорит о своей кровной причастности к тем, «кто из племени большевиков», о том, как крепла в нем вера в большую правду века в дни мирного штурма богатств Заполярья и в суровую пору «блокадных пропаленных зим». О высокой поэтической зрелости свидетельствуют строки: «Люди ценят честные, без лести, словно хлеб без примесей, слова».
В творчестве А. Решетова слились рабочая и деревенская темы. Он воспевал радость свободного труда, начало «страды другой» — колхозной. Для творческой индивидуальности поэта, по мнению критиков, характерна завидная, сродни народной простота слога, распахнутость сердца, рождающая встречный отклик, по-настоящему трогательная влюбленность в родную природу, в ее живительную, неразгаданную красоту. Его поэзия как бы высветлена изнутри, наполнена полемическим накалом и видением красоты нового социалистического мира. Таковы его послевоенные поэтические сборники «Сторона родная», «Моя деревня», итоговая книга избранной лирики «Из моих десятилетий», вышедшая к 60-летию со дня рождения.
Поэт вел активную борьбу за утверждение высоких поэтических идеалов. «Решетов никогда не замыкался в сфере цеховых интересов, — отмечает литературовед
А. Хватов, — и в годы своей поэтической юности, и в зрелую пору он активно вмешивался в литературный процесс, активно откликался на многие явления в литературной жизни. Критическая статья и выступление на писательском собрании, рецензентский отзыв на новый стихотворный цикл и полемическое размышление, касающееся подчас сугубо профессиональных проблем, — все это органично входило в творческий арсенал поэта, обладавшего темпераментом бойца, страстностью публициста, которому были дороги интересы родной литературы».
Круг друзей А. Решетова был довольно широк. Со времен поэтической юности его тесно связывала дружба с Ярославом Смеляковым, Павлом Васильевым, Виссарионом Саяновым, Ольгой Берггольц, Борисом Корниловым…
«…Прямым и искренним поэтом и человеком с открытой душой, со своим ясным мировоззрением и характером, главное в котором — никогда не угасавшее чувство ответственности за свое дело, — целую треть века знаю я Александра Решетова». Такие добрые слова сказал о нем Борис Ручьев, с которым они впервые встретились весной 1932 года на московском поэтическом совещании и подружились, обнаружив «братское сходство начал своей жизни».
Для оценки творчества нашего земляка особую важность представляет воспоминание писателя Сергея Воронина о том, как, будучи в гостях у М. А. Шолохова, Решетов читал автору «Тихого Дона» свои стихи: «Шолохов по-своему любит стихи, и далеко не все, что у нас издается и даже расхваливается, способно вызвать одобрение великого писателя. Решетовские стихи пришлись ему по душе. «Мне в грустный час подумалось…», «Роща», «Я о счастье думаю много», «Хлеб», «Я не люблю бумажные цветы», «Лесной ручей», «Походная быль», «На зимнем озере»…
М. Шолохов высоко ценил решетовские стихи: «Русские, с раздуминкой», — сказал он и просил поэта повторить прочитанное, почитать еще». И это — «русские, с раздуминкой» — как нельзя лучше передает душу поэзии А. Решетова.
«И в Сахаре мертвые не ропщут.
Но и там я верил бы, живой,
Что тебе, березовая роща,
Ликовать и плакать надо мной».
Земля и мир, родная деревня и милый сердцу пейзаж Псковщины—это для поэта образы неизгладимые, к ним возвращалась его душа и перо. Он любил бывать в отчем крае, наблюдая журавлиные караваны под ширью полей и озер, замирая от того, как «минуют рощи, падают закаты и умирают на руках ветвей», приветствуя весну, которая летит в «мартовской упряжке снегирей». Всякий раз он навещал родную деревню Осетки.
Почти полтора десятилетия назад Решетова не стало. Он похоронен в Ленинграде, на Богословском кладбище. Но голос поэта жив, искренне и проникновенно звучат решетовские строки «Письма в Невель».
«Где б ни был я,
В былые времена
Я слышал зов безгласной легкой тени:
Манила золотая тишина
Родных полей,
Звал шум лесов осенних».
Н. НИКИТЕНКО, член Союза журналистов СССР, г. Псков.
«Красное знамя» 1987 год