История народного образования в Невеле и Невельском уезде
НЕВЕЛЬ И НЕВЕЛЬСКИЙ УЕЗД: ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ 19- НАЧАЛЕ 20 ВЕКА
Автор: Нечаева Ксения, ученица 8А класса МОУ СОШ №1 им. К. С. Заслонова
Руководители: Витоль Н. Ф., Нечаева Т. А., заместитель директора по ВР МОУ СОШ №1 им. К. С. Заслонова
2019 год
1. Образование в России в конце 19 века — начале 20 века
Основным типом школ в России к началу 20 века являлась начальная школа. Школы отличались по ведомственной принадлежности, по срокам и содержанию обучения. Достаточно широкое распространение получают сельские и городские 1-классные и 2-классные народные училища, подведомственные Министерству народного просвещения, и 1-классные и 2-классные церковно-приходские школы Священного Синода. Кроме того, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, конфессиональные школы (католические, еврейские).
Деятельность сельских училищ определялась Инструкцией Министерства просвещения. Срок обучения, как правило, составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, славянская грамота, русский язык с чистописанием и арифметика. В училище с пятилетним сроком обучения дополнительно преподавались элементы истории, географии, естествознания, церковное пение, черчение. Важнейшим условием открытия этих училищ было обязательство местных земств, сельских общин обеспечить их участком земли, помещением, выделить средства на содержание учителей, на приобретение учебных пособий для учащихся.
Церковно-приходские школы (одноклассные и двухклассные) открывались по инициативе приходских священников и утверждались главой епархии. В этих школах обучали Закону Божьему, церковному пению, чтению церковных книг, письму и арифметике. На предметы, связанные с религией, отводилось свыше 40% всего учебного времени. Основным типом начальных учебных заведений в городах были городские училища. Они находились в ведение попечителей учебных округов и осуществляли свою деятельность под руководством инспекторов народных училищ. Среднее образование было представлено гимназиями и реальными училищами. В учебном плане этих заведений все предметы делились на обязательные — Закон Божий, русский язык, арифметика, чистописание, элементы географии, рукоделие, гимнастика и необязательные — языки, рисование, пение, танцы.
Курс гимназий был рассчитан на 8 лет, реальных училищ на 6 лет. При учебных заведениях были учреждены попечительства во главе с местными помещиками, а во главе школьного дела поставлены уездные предводители дворянства.
2. Из истории народного образования в Витебской губернии
В изучаемый период Невельский уезд — административно-территориальная единица Витебской губернии, поэтому представим некоторые данные по образованию в этой губернии. В городах наиболее распространёнными школами были министерские (ведомства Министерства просвещения — 49%), затем школы частные (27%) и, наконец, церковно-приходские (23%). По уездам же преобладали земские школы (51%), затем шли министерские (25%) и церковно-приходские (23%). Из всего количества учащихся в школах 68,9% — мальчики. Из Памятной книжки за 1912 год узнаем, что в 1910 году в губернии 1710 учебных заведений, из них в уездных городах — 214, в уездах — 1416, в Витебске — 80. Общее число учащихся — 91669 чел. Отмечается, что в 1910 году общее число учащихся увеличилось на 16%, наблюдается рост выделенных средств на развитие учебных заведений. Там же отмечалось (упоминается и Невельское городское училище), что при некоторых учебных заведениях имеются ремесленные классы для обучения кузнечно-столярному, столярно-токарному и переплётному мастерству, открываются классы рукоделия, при некоторых сельских училищах ведутся теоретические и практические занятия по садоводству, огородничеству. При одном из училищ Витебска открыт вечерний класс.
3. Невель и Невельский уезд в конце 19-го начале 20 века
Подробное описание города и уезда можно найти в Памятных книжках Витебской губернии. Так, в издании за 1888 год в разделе «Краткие статистические сведения по городу Невелю и его уезду» находим, что число жителей в этом году в городе — 7310 чел., фабрик и заводов (кожевенные, кирпичные, гончарные, пивоваренный, мукомольный) — 28, но количество работников от 2 до 10. В уезде же проживает 84549 человек (в другом месте 79523 чел.), фабрик и заводов — 7, рабочих — 32.
О Невеле конца 19-го начала 20 века много свидетельств в сборнике «Невельская старина». Приведу несколько описаний города из различных источников. Случевский К. К., русский поэт, чиновник министерства государственного имущества, посетивший Невель в 1887 году, увидел город таким: «Вид на Невель… недурен, влево высится собор, рядом с ним костел, направо маковки православного монастыря (от автора описание Красной площади, сейчас площадь К. Маркса) население около 7500 человек, из них 3896 человек евреев… 1400 домов…»
А «Список населенных мест Витебской губернии в 1906 году» свидетельствует: «…низших учебных заведений 9, из них мужских 6, учащих 14, учащихся 596; женских 3, учащих 6, учащихся 289. Библиотек 2, абонентов 40, больниц 1 на 24 кровати, аптека 1, аптекарских магазинов 8, врачей в городе 3, фабрик и заводов 10, рабочих в них 130 человек, ремесленников 486 человек, типографий 2, рабочих в них 5, фотография, литография.» А в 1910 году мы видим: «население: мужчин — 7667, женщин — 9336 всего 17003… 1 больница на 56 мест, врачей — 2, фельдшеров — 4, акушерок — 15… 3 библиотеки, 1 клубная сцена, гимназия — 1 (16 учителей, 304 учащихся), учебных заведений — 6 (учителей 31, учеников 2834.)»
До 1924 года Невель являлся уездным городом Витебской губернии. Административно-территориальное деление уезда в Российской империи предусматривало волость, как низшую административно-территориальную единицу, часть уезда.
Число волостей постоянно меняется. Так, в 1888 году мы насчитали 17 волостей, а в 1910 году — 20 волостей. Нужно отметить, что территория Невельского уезда включала часть нынешнего Пустошкинского, Великолукского, Новосокольнического районов.
Сопоставляя сведения по годам, можно сделать вывод, что медленно, но стабильно социальная жизнь в городе (в большей степени) и уезде развивается: открывается больше учреждений культуры, учебных заведений, увеличивается количество учащихся.
4. Сеть образовательных учреждений в городе и уезде
Для изучения этого вопроса мы взяли и сравнили данные по образованию из Памятных книжек Витебской губернии на 1888 год и на 1912 год.
В 1888 году в статистическом сборнике есть материал о 2-классном городском мужском училище, которое «…было основано в 1799 году…» и сведения о еврейском одноклассном с приготовительным классом училище, которое «…преобразовано в 1881 году из казённого еврейского училища, помещается в наемном доме с платою по 300 рублей в год. На содержание отпускается 1815 рублей из коробочного сбора. Учащихся 42 мальчика». Уездное образование представлено 17 училищами и 19 школами, где обучают 19 учителей (в основном учительницы), учеников — 1031, в том числе 30 девочек.
Наиболее подробно сеть образования города и уезда представлена в Памятной книжке Витебской губернии на 1912 год.
В городе функционируют:
— частная женская гимназия Н. Мулярчик;
— городское 4-хклассное училище;
— приходские училища: мужские -2, женское-1;
— церковно-приходская школы (мужская и женская);
— начальное еврейское с женской сменой училище;
— талмуд — тора.
В 20 волостях уезда — 37 училищ и 35 церковно приходских школ. Так, в 1908 году в Долысской волости работают Долысское, Голубовское училище, в Еменецкой волости — Шульгинская мужская и Шульгинская женская церковно-приходские школы, Плисская мужская и Плисская женская церковно-приходские школы, Еменецкое сельское училище.
Таким образом, мы видим, что к середине 10-х годов 20 в. значительно увеличилось количество образовательных учреждений в городе и уезде: за 2 десятилетия количество учебных заведений увеличилось на треть, количество учеников, по данным Н. И. Зорина, в 1915 году составляло 4654 человек.
При этом развитие учебных заведений сталкивалось с большими трудностями. «Весьма неблагоприятным фактором для правильного функционирования начальных школ являлось повсеместное выбытие учащихся до конца учебного года. Причинами выбытия являются начало полевых работ и отдача детей в заработки».
О проблемах народных училищ в несколько позднее время (1916 год) можем узнать из доклада Н. И. Зорина (ранее был преподавателем Полоцкой учительской семинарии, в 1916 году назначен попечителем Виленского учебного округа, а затем инспектором народных училищ Невельского уезда) на заседании Невельского земского собрания. «С тяжёлым чувством считаю долгом поведать почтенному земскому собранию о тех скорбях, какие в настоящее время испытывают начальные школы, а равно и население нашего уезда в деле образования».
Николай Иванович, выступая с докладом, обращает внимание на:
1. Недостаток мест в школах, следовательно, есть необходимость открывать новые школы и новые классы.
2. Слабое (крайне плохое) снабжение училищ учебными и письменными принадлежностями.
3. В училищах холодно. По этой причине школы закрываются.
4. Большинство учителей не имеет надлежащей подготовки.
5. Отсутствие внешкольного образования и культурной жизни на селе.
Однако земское собрание и в этот раз отклонило все предложения инспектора, ссылаясь на отсутствие денежных средств.
5. Из истории отдельных учреждений
Истории Невельской гимназии посвящена моя работа за 2017 г. «От женского училища к Единой трудовой школе (к вопросу основания старейшего учебного заведения в Невеле)».
В данной работе я остановлюсь на истории городского (уездного) училища, о котором я уже упоминала, ссылаясь на сведения из статистических сборников.
В 1786 году Правительством Российской империи был издан Устав народных училищ, согласно которому уездным городам было предложено открыть малые 2-классные училища.
В 1788 году в Невеле была сделана попытка открыть такое училище. В ученики записалось 11 человек. Среди горожан собрали 47 рублей 50 копеек. Но подготовленных учителей не было, а случайные «любители просвещения» работали спустя рукава. В итоге учащиеся стали разбегаться, и в 1791 году двухклассное училище в Невеле закрылось. В 1803 г. в городе открылось дворянское училище, в 1809 г. оно было преобразовано в уездное, обучалось до 30 детей горожан.
В памятной книжке Витебской губернии на 1888 год находим следующее: «Двухклассное городское мужское училище помещается в наемном доме с платою по 300 рублей в год. На содержание училища отпускается 2271 руб. 60 коп. из Государственного Казначейства. Учащиеся — 67 мальчиков. Там же сведения и по еврейскому одноклассному училищу, где обучалось 42 мальчика». В Памятной книжке Виленского учебного округа за 1907—1908 учебный год находим значительно больше информации.
Уездное училище (городское 4-хклассное училище с ремесленными классами). В 1900 г. преобразовано из 2-хклассного уездного училища. На содержание учителей отпускается из государственной казны 4135 рублей и из суммы городской общественности 2140. Обучение платное. Плата за обучение — 5 рублей;
— учащихся 182 человека;
— преподаватели и обслуживающий состав: Мулярчик Григорий Никифорович, преподаватель арифметики и геометрии. Штатный врач — коллежский советник Вениамин Гаврилович Юдин. Исходя из штатного списка учителей, можем видеть предметы, изучаемые в училище: арифметика и геометрия, закон Божий, история, черчение, русский язык, чистописание, рисование, естествознание, география, пение, кузнечно-слесарное дело, столярно-токарное дело. В приложении приведён полный список преподавателей. В штате 10 человек. Все преподаватели в училище — мужчины. Из 10 штатных преподавателей 4 окончили Виленский учительский институт и 1 (доктор В. Юдин, отец великой пианистки Марии Вениаминовны Юдиной) медицинский факультет Московского университета, 2 — духовную семинарию, 1 — Брянское низшее училище, 2 — домашнее образование.
Заключение
Проведённое исследование позволило мне изучить краеведческую литературу по данному вопросу, поработать с официальными документами конца 19-начала 20 в., лучше узнать историю города и района. В ходе исследования проанализированы Памятные книжки Витебской губернии на 1888 г. и на 1912 г., а также Памятная книжка Виленского учебного округа за 1906/1907 учебный год.
Можно сделать выводы:
1. В конце 19-начале 20 века наблюдается развитие народного образование в Российской империи, в Витебской губернии, в Невельском уезде: рост учебных заведений различного ведомственного подчинения, рост учащихся, увеличение расходов на содержание учебных заведений из разных источников, внедрение в образование новых предметов и новых форм обучения.
2. Интересен преподавательский состав учебных заведений. В городских учебных заведениях это в основном высокообразованные люди, окончившие либо учительские институты, или имеющие университетское образование. В сельских училищах и церковно-приходских школах преподают в большинстве случаев учительницы с гимназическим образованием (имеют право на преподавание), или окончившие учительские курсы.
3. Несмотря на значительные успехи в развитии образования, на пути много трудностей и проблем, связанных с учебно- материальной базой школ, с повышением квалификации учителей, в целом, с недостатком учебных заведений и низким уровнем грамотности населения.
Источники
1. Невельская старина, СПб «Акрополь». 1993 (автор-составитель Л. М. Максимовская).
2. Памятная книжка Виленского учебного округа за 1906/1907 учебный год.
3. Памятная книжка Витебской губернии на 1888 г.,на 1908 г., на 1912 г.
4. Яковлева Т. И. Из истории начального народного образования 14-нач. 20 в. (бывшие волости Себежского и Невельского уездов) // «Псков» №40, 2014.