Капитан Ю. И. Жиленков
Командир авиаэскадрильи
После окончания 1-й Чкаловской военной школы мне предстояло изучение новой материальной части — самолета ИЛ-2. Тогда я и познакомился с летчиком Юрием Жиленковым. Он был старше меня, выше ростом, внимательным собеседником, добрым помощником в усвоении материальной части, умело и доходчиво рассказывающим непонятые мною технические премудрости ИЛ-2.
Вскоре меня перевели из 1-й отдельной специализированной учебно-тренировочной авиаэскадрильи в 723 авиаполк. В эту часть прибыли также Михаил Буркин, Павел Ловцов, Михаил Назайкинский. Всех нас зачислили в 3-ю авиаэскадрилью, которую потом в полку стали называть эскадрильей патриотов. Это потому, что у нас была стенгазета «Патриот». Через какое-то время нам перед строем командир эскадрильи капитан А. И. Иванилов представил командира звена. В нем я узнал своего друга по Шелкову лейтенанта Жиленкова Юрия Илларионовича.
Юрий родился в 1916 году в Днепродзержинске в семье кузнеца. Мать
Юрия — домохозяйка. Дети обычно кончали школу ФЗО и шли на завод работать. Так поступил и Юрий. В 1933 году он стал рабочим завода. Юношу влекло небо. Поступил в местный аэроклуб. А в 1935 году был направлен в авиашколу. Незаметно прошло два года. И вот Юрий Жиленков — инструктор аэроклуба в Днепропетровской области. Участвовал в войне с Финляндией. Опять работа инструктором в авиашколе. Здесь его и застала Великая Отечественная война.
Только в 1943 году Ю. Жиленков был призван в действующую армию, в наш 723-й штурмовой авиаполк. Здесь ему снова пришлось обучать летный состав эскадрильи, особенно летчиков своего звена полетам на ИЛ- 2. В полку Юрия сразу полюбили за общительность, веселую шутку. По утрам он занимался физзарядкой. И все видели его крепкую, физически развитую фигуру. Поэтому многие в полку изменили свое отношение к физзарядке. А по вечерам Ю. Жиленков вместе со всеми любил петь своим бархатным певучим голосом украинские и русские песни, которые заводили наши штатные запевалы В. Бондаренко и Н. Ларев.
В августе 1943 года полк был перебазирован на, первый фронтовой полевой аэродром Старая Торопа. Мы, молодежь, в боях за смоленскую землю прошли боевое крещение. Жиленков, получивший крещение в войне с финами водил нас на врага. В сражениях за Духовщину, Демидов, Велиж, Ярцево, Рудню и другие пункты Смоленщины Юрий Жиленков проявил высокие командирские способности и был награжден орденом Красного Знамени. Под Невелем звено Жиленкова потеряло экипаж в составе Ловцова, Буркина, Назайкинского. За бои по уничтожению живой силы и техники врага под Невелем, в Городокской операции Жиленков получил орден Отечественной войны I степени.
В докладе политотдела 211-й штурмовой авиадивизии для фронтового совещания командования политуправлений и политотделов 11 мая 1944 года говорится: «Парторганизацией 723 шап воспитаны и были приняты в ряды ВКП(б) такие отличные мастера штурмовых ударов, как лейтенант Синицкий, отдавший свою жизнь за наш народ и партию Ленина, такие замечательные офицеры, как дважды орденоносец Жиленков». Жиленков был уже командиром 3-й эскадрильи.
В ноябре 1943 года погода стояла странная: то светило яркое солнце, а потом как будто происходил сильнейший снежный залп и все терялось в снежной круговерти. Метеорологи не обещали улучшения погоды. Всем надоело ждать. Поэтому заместитель начальника штаба полка по разведке А. Богдасаров отдал приказ парой самолетов произвести разведку погоды. На выполнение приказа отправился я и Жиленков.
Наши самолеты были загружены бомбами, а это опасно в такую погоду. Договорились лететь в направлении Витебска. При пересечении линии фронта сбросить бомбы. Если видимость будет плохой, повернуть на Полоцк, а если и там будет так же, то отправиться на Невель. Так и получилось. Пересекли линию фронта. Тут начался новый заряд пурги, сбрасывать надо бомбы, но бесцельно не хотелось. По предложению Жиленкова в редких просветах облаков искали наземные цели на вражеской территории. Связь держали только по рации. И вот слышу голос Жиленкова: «Идут груженые машины к линии фронта. Бросаю бомбы».
Наконец и я увидел скопление танков и другой техники врага. В течение 15-20 секунд сбросил весь бомбовый запас. Но из-за снежного разряда результатов не увидел. По команде Жиленкова повернул на Полоцк. Там погода была еще хуже. И Жиленков по рации скомандовал: «Курс — на Невель». Вскоре вернулись на свой аэродром. Полет был «слепым», как говорят в авиации. Но задание выполнили.
В одном из полетов северо-западнее Витебска огнем зениток самолет Жиленкова был подбит, а он сам и его стрелок ранен. Вначале его машина «клюнула», т. е. пошли вниз. Но потом летчик очнулся и вывел ИЛ-2 из беспорядочного падения, догнал свою группу и привел ее на свой аэродром. На КП доложил командиру полка о выполнении задания, снял шлем. И только тогда командир полка и летчики увидели, что Жиленков ранен в голову. От госпитализации наш командир отказался.
К этому времени им было сделано более 50 боевых вылетов. Активно участвовал Жиленков в боях под Витебском, Полоцком, помогая партизанам. За это награжден вторым орденом Красного Знамени.
При подписке на третий военный Государственный заем коммунист Юрий Жиленков подписался на 3 тысячи рублей, сняв деньги с полевой сберкнижки. Это послужило примером для летно-технического состава полка, подхвативших его призыв: «Бить врага не только оружием, но и рублем!».
За бои по освобождению Паневежиса. Шяуляя, Елгавы, Риги, Ауце, других населенных пунктов Прибалтики в сентябре-октябре 1944 года капитан Ю. И. Жиленков награжден третьим орденом Красного Знамени.
Но война вырвала из наших рядов прекрасного человека, коммуниста, патриота, командира авиаэскадрильи.
«28 октября 1944 года в боевом полете северо-западнее Межейкяя двумя четверками самолетов ИЛ-2, ведомых Жиленковым, — рассказывает Герой Советского Союза, полковник в отставке П. С. Шаров, — штурмовики в сложных метеоусловиях атаковали артиллерийские позиции врага и нанесли сильный удар. Но и самолет Жиленкова был подбит зенитным огнем. Машина резко пошла вниз. Но затем полет выровнялся. Летчики прикрыли своего командира. Вскоре самолет потерял высоту, ломая верхушки деревьев, скрылся в лесной гущи».
Это была большая утрата для полка, всего летно-технического состава. Особенно тяжело переживали гибель офицера Жиленкова 3-я авиаэскадрилья — авиаэскадрилья патриотов.
После войны прах капитана Жиленкова Юрия Илларионовича перенесен на военное кладбище города Ужвантис Кельмского района Литовской ССР. Одна из улиц Калининграда носит имя Жиленкова.
М. ХРИСАНФОВ, ветеран 723 ШАП.
«Красное знамя» 1987 год