Валентин Николаевич Глижинский
«Эпохи создаю портрет….»
Сегодня, 16 ноября исполнилось бы 80 лет Валентину Николаевичу Глижинскому – члену Союза журналистов СССР, фотокорреспонденту Невельской районной газеты, одному из ветеранов журналистики. Его знало не одно поколение невельчан. Не было, пожалуй, ни одного предприятия, колхоза, совхоза, школы или другого хоть небольшого учреждения в районе, в любой его точке, где бы ни бывал этот неутомимый журналист со своим фотоаппаратом и блокнотом за более чем сорок лет творческой деятельности в газете. Он был одним из тех, кто создавал авторитет и популярность «районке», кто высоко ценил и дорожил званием журналиста, кто понимал значение каждого снимка и каждого слова, напечатанного в газете.
Как на него «положили глаз»
Вот только о нем самом газета вспоминала нечасто, лишь в дни юбилеев – не принято было писать о «тружениках пера», считалось нескромным. Например, в специальном выпуске «Невельского вестник», посвященном юбилею выхода первого номера районного газеты, Валентину Николаевичу отвели места не больше, чем другим сотрудникам – поместили дружеский шарж да восемь стихотворных строк:
Щелчок затвора…
И привет – готовенькое фото.
Работы в мире лучше нет –
Прекрасная работа.
Тружусь уже я много лет
Для наших маленьких газет,
Запечатляя лица,
Эпохи создаю портрет.
Авторы стихотворения «схватили», пожалуй, самое главное, самое важное во всей жизни и творческой деятельности Глижинского, до сих пор по достоинству не оцененное, – он оставил после себя не просто фотографии своих современников и их дел, а портрет исторической эпохи середины 20 века – начала века 21-го. Он и сам теперь стал частью этой самой истории.
… Родился Валентин Николаевич Глижинский 16 ноября 1942 года в селе Ново-Марьевке Братского района Николаевской области УССР. Воспитывался в крестьянской семье, с малого возраста ценил труд и знал цену честно заработанного хлеба. Он рос без отца, и на всю жизнь сохранил любовь и уважение к матери, простой украинской женщине, которая поднимала своих детей в трудные военные и послевоенные годы. Валентину было трудно еще и потому, что он был инвалидом с детства: он не всегда мог себе позволить в жизни то, что является привычным для любого человека. Но он был настойчив, любознателен, успешно окончил среднюю школу в родном селе. Уже в то время он занялся фотографией – одним из самых интересных человеческих увлечений. Она воспитывала его, приобщала к добру, а потом и помогала добывать хлеб насущный.
Трудовую деятельность начал в конце января 1962 года в Братском межколхозстрое, куда был принят кладовщиком кирпично-черепичного завода. Впрочем, работал он в этой должности недолго – через несколько месяцев уехал на курсы фотографов, после окончания которых в родные места уже не вернулся. В начале августа того же 1962 года он впервые приехал в Невель, город, который стал его второй родиной.
Он поступил фотографом в комбинат бытового обслуживания населения. Известное всем невельчанам фотоателье размещалась в том же здании на улице Ленина, что и сейчас, на втором этаже. Впрочем, Валентин снимки «делал» в основном не в этих стенах – он был выездным фотографом, а значит, жил по пословице «волка ноги кормят». Выезжал по заявкам в школы, сельсоветы, на предприятия, снимал семейные мероприятия и торжества, предлагал свои услуги тем, кому были нужны фотографии на память – для альбома, для того, чтобы отправить родственникам в другой город. В те годы фотоаппараты еще не были массовыми, как сегодня, а умелых фотографов и вовсе насчитывались единицы.
Фотографии у молодого мастера получались удачными, и однажды он, набравшись смелости, зашел в редакцию районной газеты и предложил несколько снимков для печати. Их приняли, а на Валентина, что называется, «положили глаз»: должность фотокорреспондента в газете была вакантной. И вскоре нештатное сотрудничество переросло в профессиональную деятельность. В начале января 1963 года Валентин Николаевич Глижинский, двадцати двух лет от роду, был принят на должность фотокорреспондента Невельской районной газеты «Красное знамя», которую редактировал в то время опытный и авторитетный журналист Николай Александрович Юдин.
Невельская районная газета отсчитывает свой «возраст» с июня 1918-го, когда вышел первый номер «Молота», и он ныне приближается к 100 годам. Немногие районные газеты страны могут похвастаться таким возрастом. Еще меньше найдется многотиражек, которые могли бы назвать сотрудников, чей непрерывный стаж работы составил бы несколько десятков лет. Имя Валентина Николаевича Глижинского, уверен, стояло бы в этом ряду одним из первых – он отдал работе в невельской районной газете, которая за это время меняла название и учредителей, более 40 лет. Он отличался завидным постоянством – не менял своей должности ни разу, прошел большой творческий путь, достиг высокого профессионального мастерства.
У него был свой стиль и почерк …
«Газета маленькая да прожорливая», – любил повторять Иван Тихонович Тихоненок, один из самых успешных редакторов-старожилов. Он сам был человеком творческим, любил и ценил тех, кто владел словом. Газета постоянно требовала новых идей, творческих подходов, свежих тем. «Жив ты или помер», но материал в номер надо было обязательно подготовить.
Большое значение редактор придавал и снимкам в газете. Надо заметить, что Тихоненок любил сам выполнять секретарские обязанности: на его рабочем столе постоянно лежали не только новые рукописи, фотографии, но и макеты будущих номеров. И на них, на этих макетах, он лично выбирал место для снимка, случалось, браковал план будущей верстки из-за неудачного размещения иллюстраций. Приветствуя интересные предложения Валентина Николаевича, он иногда сам «заказывал» темы снимков в будущий номер. Это были не просто «картинки», а самостоятельный материал, который первый бросается в глаза, делает газету «живой», привлекает внимание читателя. Уже потом он, читатель, знакомится со статьями, корреспонденциями, зарисовками, репортажами или стихами.
У Валентина Николаевича был свой творческий стиль и почерк. Он не любил суеты и спешки, хотя имел репортерскую жилку, был скор на ногу, всегда оказывался в нужное время на нужном месте. Он мог «постоять» за свой снимок, но и товарищескую критику воспринимал правильно. Постоянно работал над собой, читал профессиональные журналы, следил за работами известных фотомастеров. Большим событием было для него, например, общение с Василием Михайловичем Песковым, фотокорреспондентом «Комсомольской правды», автором вышедшей в 1963 году книги «Шаги по росе», удостоенной Ленинской премии. Вместе они провели несколько дней на известном «обезьяньем» острове в Пустошкинском районе. Валентин Николаевич тогда глубоко «проник» в творческую лабораторию большого фотомастера. Остро поставил вопросы о техническом оснащении и добился-таки своего: у него появлялись новые фотоаппараты, новые объективы. И качество снимков постепенно улучшалось, отчего газета только выигрывала.
Мне не раз приходилось ездить с ним в командировки, и я видел, как он работал – увлеченно, творчески, как разговаривал с людьми. Он шел от жизни – к снимку, а не наоборот. Он был нетороплив: сначала стремился увидеть, а затем – понять, как надо «делать» снимок, «схватить» нужный сюжет, характерную позу. И уж потом начинал «щелкать». Он почти никогда не ограничивался одним кадром, делал их несколько, отбирая затем лучшие. И всегда носил с собой несколько фотоаппаратов и пленку «с запасом».
В каждый номер газеты Валентин Николаевич давал от одного до пяти снимков. Недавно я взял наугад одну из годовых подшивок «Красного знамени». Подсчитал: за 1968 год, например, в газете было опубликовано 376 его снимков, это на 156 номеров. Таких подшивок за время работы Глижинского собралось сорок. Получается, что только в районной газете он опубликовал не менее 15 тысяч фотографий!
Его героями были известные и заслуженные люди района – рабочие и колхозники, инженеры и специалисты сельского хозяйства, учителя и врачи, ветераны труда. В то время фотография в печати рассматривалась как поощрение за добросовестный труд, и прежде, чем выбрать «объект» для съемки, Валентин Николаевич интересовался у руководителей или секретарей парторганизаций, кого они предложат «для газеты». Можно точно сказать: случайные люди на страницы не попадали. В «кадре» оказались и самые важные события районного масштаба: юбилеи, слеты, соревнования, конференции, ввод новых объектов…
Он постоянно сотрудничал и с областными газетами – «Псковской правдой», «Молодым ленинцем». Его фотографии печатались на страницах центральных изданий – в газетах «Сельская жизнь», «Советская Россия», в некоторых журналах.
Свою фотолабораторию он оборудовал сам. Там он, вернувшись из командировки, проявлял пленку, печатал снимки и оттуда, из полумрака, выносил их на свет божий, отдавая на суд своих коллег. Получив одобрение редактора, он шел в типографию, включал электронно-гравировальный станок и переносил изображение с фотобумаги на цинковую пластину. При такой «технологии», конечно, трудно было добиться высокого качества печати, но Валентин Николаевич старался «вытягивать». Так продолжалось много лет – до перехода типографии с «глубокого» на современный «офсетный» способ печати, более качественный и менее трудоемкий.
Любил он работать с разными фотоаппаратами, фотообъективами. Поломки и неисправности устранял сам. Вел фотокружок в районном доме пионеров. Многие мальчишки приобщились к миру фотографии с легкой руки Валентина Николаевича.
Любимый жанр – новелла
Каждый снимок в газете требовал небольшого пояснения-подписи. Валентин Николаевич всегда старался сделать ее не шаблонной, в несколько коротких строк уместить самое важное, самое главное. С расширенных подписей под собственными черно-белыми фотографиями началась проба пера молодого автора. Она тоже оказалась удачной. Первый очерк Глижинского под названием «Когда журчат, смеются речки», иллюстрированный фотографиями, появился в 1963 году в журнале «Охотник и рыболов». Валентин был заядлым рыболовом-любителем, он умел понимать и чувствовать природу и старался передать красоту ее с помощью фотографии. Это ему во многом удавалось.
Лирическая душа его находила выход в таком прозаическом жанре как новелла, для которого характерна краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, неожиданная развязка. Глижинский начал «осваивать» новеллу в 60-70 годы. Первые его литературные произведения появились в районной газете, печатались они и в других изданиях. Был скрупулезен, самокритичен, требователен к слову. Подолгу работал с рукописями, прежде чем вынести свои произведения на суд читателя. Три его новеллы «У чужого обелиска», «Ожидание», «Лесное озеро» были напечатаны на страницах популярного альманаха «… И Невель в сердце у меня» лишь в 1998 году. А многое еще осталось в рукописях – книгу так и не успел выпустить.
Лучшие свои работы Валентин Николаевич отобрал для фотовыставки, которая открылась в Невеле в ноябре 2002 года – в канун 60-летия со дня его рождения. Тогда впервые он подводил некоторые итоги своей творческой деятельности, выставка имела положительные отзывы. А вот на работе в редакции дела не ладились: новый редактор начала «организационно-штатные мероприятия», должность корреспондента оказалась «лишней». Начались придирки, он был уволен в январе 2003 года – именно в том месяце исполнилось сорок лет со дня его работы в районной газете. Правда, после обращения в суд Валентина Николаевича восстановили в прежней должности. Но он уже не смог больше работать в такой обстановке и в середине февраля уволился из редакции по собственному желанию.
Дальнейшие годы его жизни легкими не назовешь, но он не сдавался, мужественно преодолевая все невзгоды и трудности. И не расставался с фотоаппаратом до самых последних дней…
… «Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль,
И долговечней – царственное слово»,
– такие вещие строки оставила Анна Ахматова. Может, возвращаясь к истории, к нашим истокам, мы, невельчане, всматриваясь в фотографии, снятые Валентином Николаевичем Глижинским, своей культурой, добрым словом постигнем истинные ценности – веру, надежду и любовь? Ведь документальную фотографию, думается, тоже можно поставить в один ряд с «царственным словом», она навечно оставляет в истории портреты современников — не лакируя, не искажая их. Без сомнения, работы Валентина Николаевича – фотографии и проза – остались в исторической галерее «нашей эпохи», которую увидят потомки.
Николай Никитенко
Группа Вконтакте более 35000 фотографий
Творчество Валентина Николаевича Глижинского