Скрещение судеб
Судьба актрисы Е. Я. Эфрон в истории страны и Невельского уезда
Автор: Усик Антон, 11 класс МОУ СОШ №1 им. К. С. Заслонова
Курочкина Анна, 10 класс МОУ СОШ №1 им. К. С. Заслонова
Руководители: Курочкина Л. В., учитель иностранных языков МОУ СОШ №1,руководитель клуба «Исток»
Полякова В. А., учитель географии МОУ СОШ №1, руководитель клуба «Исток»
Введение
Тема нашей исследовательской работы «Скрещение судеб. Судьба актрисы Елизаветы Яковлевны Эфрон в истории страны и Невельского уезда». Мы назвали работу «Скрещение судеб», так как нам показалось важным и интересным проследить взаимосвязь судеб актрисы и известного театрального педагога, её учеников, членов семьи Марины Цветаевой, наших земляков на фоне истории страны и нашего края. Данное исследование представляется нам актуальным, так как проливает свет не только на ход культурного развития нашего края в 20-е годы 20-го века, но и рассматривает взаимосвязь судеб выдающихся личностей в непростой драматичный период нашей истории. В конечном счёте, взаимосвязь людей и событий это и есть история. В нашей работе мы хотим доказать, что наш край всегда находился на «скрещении» важных путей хода истории, духовного становления и культурного развития, взаимодействия личностей.
В нашей работе мы использовали следующие источники: воспоминания Р. Вальбе, письма Елизаветы Яковлевны Эфрон, Сергея Эфрона, Анастасии Ивановны Цветаевой, книгу Л.М.Максимовской «Усть-Долысские истории», сведения белорусского архива о Невельском уезде и другую литературу, а также воспоминания свидетелей театральной деятельности на нашей малой родине.
Объектом исследования является развитие культуры и искусства в 20-е годы 20-го века в России и Невельском уезде. Предметом исследования является деятельность и вклад в развитие культуры театрального педагога и актрисы Е. Я. Эфрон, взаимосвязь с крупными деятелями культуры нашей страны и нашими земляками.
- Скрещение судеб
На перекрёстках жизненных дорог
Так неизбежно и скрещенье судеб
И жарких слов, и зарожденье строк…
Бессмертие их время не остудит.
… Те перекрёстки судьбоносных чувств —
Они и есть основа мирозданья.
Кто сохранил любовь, сквозь слёзы, пусть,
Тогда тот с честью вынес испытанье.
Л. Курочкина
1.1. Биографические сведения. Семья.
Полёт её собачьих глаз
Огромных, грустных и прекрасных,
И сила токов несогласных….
…..
Неволит всех, спешащих мимо,
Шаги замедлить перед ней.
Величие… и доброта…
И несказанна красота….
М. Волошин
Елизавета Яковлевна Эфрон (1885 — 1976 г.г.) родилась в Москве. В семье было 9 детей, все были очень красивы и художественно одарены. Мать семейства Елизавета Петровна Дурново — Эфрон, красавица, прекрасно рисовала. Е.П.Дурново была дочерью Московского губернатора Дурново, племянницей министра внутренних дел России. Отец семейства — Яков Константинович (Калманович) Эфрон был из семьи потомственных раввинов. После смерти родителей в 1910 году всю заботу о 17-ти летнем брате Сергее взяла на себя Елизавета Яковлевна. (Лиля). Сергей Эфрон женился на Марине Цветаевой, ещё будучи студентом. Лиля стала особым человеком для их семьи. «Милая Лилька! Не проходит вечера, утра и дня, чтобы мы с Мариной не вспоминали тебя». (Из письма С. Эфрона от 31 июля 1911г.) Удивительно, что Елизавета Яковлевна сохранила все письма, как будто знала, что они будут бесценны.
Свою жизнь Елизавета Яковлевна Эфрон посвятила своим близким, служению искусству. Ученица Вахтангова, она училась в 3-ей студии МХАТа, Елизавета Эфрон вела занятия в Доме ученых на Кропоткинской (ныне Пречистенка), долгие годы преподавала художественное слово в студии Ю.Завадского при Театре Моссовета, работала режиссером. Елизавета Эфрон была режиссером всех поэтических программ чтеца лауреата Ленинской премии Д. Журавлева. Её ученики унаследовали её интонации, манеру построения фразы, умение высветить суть, мысль.
«Чтение Елизаветы Эфрон было лучшим из всех слышанных мною в искусстве чтецов» — говорила Руфь Вальбе, наречённая дочь Елизаветы Яковлевны, сотавитель книг — воспоминаний Ариадны Эфрон, дочери М.Цветаевой. В разные годы среди учеников Е. Эфрон были Анатолий Адоскин, Юрий Мышкин, Ирина Чижова и многие другие. Ариадна Эфрон писала, что Елизавета Яковлевна — одна из лучших преподавательниц читки.
Сестра Елизаветы Эфрон Вера Яковлевна проучилась год на юридическом факультете московского университета. В университетский учебный 1906—1907 год она преподавала в воскресной школе в Сокольниках. 1907—1910 годы училась на литературном факультете Женевского университета. В петербургский и московский периоды ее жизни завязаны теснейшие узы с художественной интеллигенцией столичных городов и Коктебеля. По рекомендации М.А.Волошина она занималась в студии пластического танца Э. И. Рабенека, на драматических курсах артистки художественного театра Халютиной, два театральных сезона прошли в Камерном театре Москвы. Случайные заработки от кино, спектаклей и концертов в эти годы стали источниками ее материального обеспечения. Летние месяцы проводила в Крыму, в гостеприимном доме М. А. Волошина.
В годы первой мировой войны, окончив курсы сестер милосердия при Бахрушинской больнице, Вера Яковлевна в течение года курсировала в поезде Земского союза. Всероссийский Земский союз, созданный 41 земской губернией, был образован в самом начале 1914 года, официальной целью которого стало оказание помощи раненым, беженцам, армии. Брат Сергей, муж М. Цветаевой также служил на санитарном поезде. В годы первой мировой войны Вера Эфрон познакомилась с дочерью А. Е. Жуковского, владельца имения Канашово Невельского уезда, Василисой, которая, также увлечённая патриотическим порывом, окончила курсы сестёр милосердия и отправилась с санитарным поездом на фронт. Они подружились. Вера, а также и Елизавета Эфрон гостили в имении Канашёво. Позже, они вернулись в Невельский уезд для организации театра.
До поступления на службу во Всесоюзную Публичную библиотеку имени В.И.Ленина (ныне РГБ) она работала инструктором драматического искусства при культурно-просветительной коллегии Виндаво-Рыбинской железной дороги, режиссером массовых представлений, заведовала народной музыкальной школой в Замоскворечьи и народным домом. Массовое открытие народных домов как полифункциональных учреждений культуры в целях разумного проведения досуга было инициировано общественными органами местного самоуправления.
С 17 декабря 1930 года по 11 февраля 1942 года Вера Яковлевна работала в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина.
В годы войны эвакуирована в Уржумский район Кировской области, где руководила художественной самодеятельностью.
Сестра Анна Яковлевна Эфрон (Трупчинская) всю жизнь работала учителем истории в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована. Анна Яковлевна Трупчинская (Нютя) находилась в это время в селе Мари- Биляморь Уржумского района Кировской области. Для нашей работы сведения о старшей сестре Нюте важны ещё и потому, что она родством связана с владельцами Долысского имения Невельского уезда Трупчинскими. Она была женой Александра Владимировича Трупчинского, племянника Карпа Трупчинского, владельца имения Долыссы. Она в своё время рассказала Елизавете Яковлевне об Усть-Долыссах, где в 1919 г. Е. Я. Эфрон помогала в организации народного театра.
1.2. Ученики театрального педагога Е.Я.Эфрон
Е. Я. Эфрон была незаурядной личностью: «Она была человеком магнетическим. Ни один человек, встретившийся с нею, не мог после знакомства с ней уйти таким же, каким был раньше» (Т. Жуковская). Она посвятила всю жизнь театру. Её знали как талантливую актрису, чтеца. Читала она поразительно: она настолько владела сутью произведения, что перед слушателем раскрывался смысл, некая тайна, прежде недоступная.
Её успех на театральном поприще — это её ученики. Назовём лишь некоторые имена, которые хорошо известны любителям театра не только в нашей стране.
Елизавета Эфрон была режиссером всех поэтических программ чтеца лауреата Ленинской премии Дмитрия Журавлева. автор пушкинских программ на телевидении, которыми восхищались Ф. Раневская и Г. Уланова. Елизавета Яковлевна не просто помогала делать эти программы — она стояла у их истоков.
Учеником Елизаветы Яковлевны был также Анатолий Эфрос. Он учился на том же курсе, что и Анатолий Адоскин. Они были друзьями. Необходимо также упомянуть Ю. Мышкина, И. Чижову. Елизавета Яковлевна была также педагогом актрисы Натальи Григорьевны Ефрон, своей троюродной кузины, сыгравшей роль Фанни Каплан в фильме «Ленин в 1918 г». Она работала с Натальей, когда та, уйдя из театра, готовила свои чтецкие программы. Наталья Ефрон погубила свою кино карьеру, согласившись играть Фани Каплан в фильме о Ленине: ни один режиссёр больше не мог предложить ей роль.
Елизавета Яковлевна заменила брату Сергею не только мать, она заменила его и Марининым детям бабушку. В голодные годы революции, гражданской войны Елизавета Яковлевна забирала к себе детей Марины и Сергея — Алю и Ирину и месяцами заботилась о них. Она хотела удочерить Ирину, оставить ее у себя. Елизавета Яковлевна, единственная из семьи Эфронов, не боялась писать письма Сергею за границу, высылала ему во Францию советские газеты, книги. Елизавета Яковлевна приняла у себя и прописала Ариадну Эфрон, приехавшую из Франции. Она приютила в своей крохотной комнатке бежавших из Болшева Марину и Георгия, после ареста Ариадны и Сергея. Она приютила у себя и прописала Георгия, вернувшегося из Ташкента уже после смерти матери, Марины Цветаевой. Георгий передал архив матери в самое надежное место — Елизавете Яковлевне Эфрон. Знал, что сохранит. В годы репрессий это был настоящий подвиг. Елизавета Яковлевна из своей мизерной пенсии посылала деньги Ариадне, Анастасии Ивановне Цветаевой в Сибирь, Георгию в Ташкент. Она делилась с ними последним, и это в течение 15 лет. Как она боролась, что-бы спасти семью Цветаевой — Эфронов! Но время было сильней. Оно унесло всех, не оставив никому из них даже потомства. Не было семьи и детей и у самой Елизаветы Яковлевны.
Посвятив жизнь своим родным, она не только помогала им в трагическое трудное время, но и совершила настоящий подвиг огромного масштаба — она сохранила архив Марины Цветаевой. Именно ей мы обязаны сохранением действительно народного достояния.
1.3. Организация театра в Невельском уезде
«Эта моя эпопея невероятна»
Е.Я.Эфрон
Елизавета Яковлевна была человеком не только талантливым, но и очень активным. Наверное, поэтому она оказалась в 1919 году вдали от Москвы в Невельском уезде в селе Долыссы, где участвовала в организации самодеятельного театра. Это явилось значительным событием в культурной жизни Невельского уезда. Газета «Молот» писала: «Усть-Долысским Центральным Кооперативом заканчиваются работы по оборудованию Народного театра, имеющего целью обслуживать район прилегающих четырёх волостей. Стараниями гр. Котова было исходатайствовано помещение, принадлежавшее Шоссейному Ведомству, для театра, народной библиотеки, динамо-машины… Кроме спектаклей предполагается открытие народной аудитории, в которой будет прочитан ряд лекций по сельскому хозяйству, лесным вопросам, по огородничеству и т. п.».
Сестра Елизаветы Яковлевны Анна Яковлевна Трупчинская, жена Александра Владимировича Трупчинского, племянника владельца Долысского имения Карпа Трупчинского рассказывала сёстрам об Усть-Долыссах. Кроме того, Вера Яковлевна дружила с дочерью владельца соседнего имения Канашово Василисой Александровной Жуковской, бывала в гостях в гостеприимном Канашове. Поэтому семье Эфронов, а также и М. Цветаевой было известно о нашем крае.
Творческий порыв охватил местных жителей. Народные дома открывались во многих местах. Местная газета писала: «Нельзя не отметить самодеятельность на местах. Во многих волостях уезда любительскими драматическими кружками ставились спектакли для окрестных крестьян. В этом отношении весьма интенсивная работа протекает в волостях Чернецовской, Долысской, Чупровской…» Усть-Долысский кооператор, начальник почтовой станции Долыссы Александр Васильевич Котов выделил средства на организацию самодеятельного театра в Долысском Народном доме. Были приглашены московские артисты, в том числе и Е. Я. Эфрон: «Для постановки спектаклей на зимний сезон приглашены артисты Московских Государственных театров и другие профессиональные силы под режиссёрством известной артистки г. Эфрон». Голодный 1919 год заставил творческую интеллигенцию отправиться из столицы в провинцию. Елизавета Яковлевна писала брату: «Актрисой я сделалась от голода. Я никогда бы на сцену не пошла, но было так: или умирай, или играй….Я была режиссёром, героиней, комической старухой. Магда — декоратором.» Известная художница Магда Нахман не только помогала изготавливать декорации, она активно занималась творчеством: рисовала пейзажи и портреты. К сожалению, её работы данного периода не сохранились. По свидетельству Слободчиковой А. С. рисунки работы М. Нахман с портретами детей семьи Кухаренко (дети регента церковного хора села Кубок) хранились у них дома, но во время Великой Отечественной войны были утрачены. Хорошо известен портрет М. Цветаевой работы М. Нахман, который мы часто можем видеть на обложках сборников стихотворений поэтессы. По воспоминаниям сына Веры Яковлевны Эфрон Константина Михайловича, его мать в 20-е годы руководила самодеятельностью от Москвы до Себежа и помогала в работе сестре. Из книги Л. М. Максимовской «Усть-Долысские истории» мы узнали, что играли пьесы Чехова, Островского. Классика пользовалась успехом у местного населения. Театр работал с 1919 по 1926 год и оставил яркий след в сердцах и памяти наших земляков.
В 1932 году работа театра ненадолго возобновилась в селе Кубок. Е. Я. Эфрон вместе с Менасом Геворкяном поставили «Степь», «Тоску», «Красавиц» Чехова, «Певцов» Тургенева. Местные жители помогали шить костюмы, оформлять декорации. Живое участие в этой работе принимала дочь священника кубецкой церкви Зинаида Митрофановна Ширкевич, с которой очень подружилась Е. Я. Эфрон.
Местные жительницы Валентина Семёновна Шабанова и Нина Дмитриевна Галактионова, воспоминания которых записала Л. М. Максимовская, директор Музея истории г. Невеля, видели спектакли в народном доме, будучи детьми. Нам удалось отыскать и других свидетелей расцвета сельской культурной жизни. Слободчикова Антонина Степановна (1917 г.р.) помнила приезд московской интеллигенции в Кубок. Кроме того, родители Антонины Степановны общались с семьёй священника М. И. Ширкевича, так как глава семьи Степан Кириллович Кухаренко несколько лет был старостой общины Кубецкой церкви и регентом церковного хора. Антонина Степановна больше знала о театре от своей матери Кухаренко Агафьи Борисовны, являвшейся прихожанкой церкви в селе Кубок. Похоронена она недалеко от церкви. Агафья Борисовна принимала участие в подготовке костюмов и декораций для спектаклей в Кубке.
Дом, где последние годы жила Антонина Степановна, находится у фундамента бывшей кубецкой церкви. Местонахождение церкви и дома священника указали нам Матюшев Пётр Ильич и Матюшева Лилия Александровна, помнившие события, связанные с разорением церкви, которое началось до Великой Отечественной войны и окончательно завершилось уже в начале 50-х годов.
Полагаем, что подъём культурной жизни на селе, высокий уровень, достигнутый невероятными усилиями как профессионалов, так и местного населения, сам по себе удивителен и, конечно же, оставил неизгладимый след в сердцах многих причастных к этому людей. Для кого-то это был культурный рост, для других новые встречи с людьми, творчество. Но всех объединяло одно — людей сближали совместное творчество, работа, общение. Сама Елизавета Яковлевна отмечала, что «эта… эпопея была невероятна».
1.4. Встречи на Невельской земле
На невельской земле наверняка было много интересных встреч с людьми у Елизаветы Яковлевны. Но нам хотелось бы особо отметить её знакомство с дочерью священника села Кубок Зинаидой Митрофановной Ширкевич. Женщины подружились. Е. Я. Эфрон гостила у Ширкевичей в Невельском уезде, как мы видим из письма брата, написанного в 1927 году в Невельский уезд, где отдыхала Елизавета Яковлевна. Зинаида Митрофановна была больна костным туберкулёзом, и Елизавета Яковлевна приютила её у себя в Москве во время лечения. С тех пор они не расставались до конца жизни. Из писем Сергея Эфрона, Анастасии Цветаевой, Георгия Эфрона и других близких Елизавете Яковлевне людей мы видим, что Зинаида и Елизавета постоянно вместе. Таким образом, Е. Я. Эфрон приобрела друга на всю жизнь на нашей невельской земле. Знаковым нам кажется тот факт, что в крошечной квартире Елизаветы Яковлевны Зинаида спала некоторое время на сундуке, в котором хранились рукописи Марины Цветаевой.
- Вклад Е. Я. Эфрон в развитие культуры и сохранения духовного наследия
Елизавета Яковлевна Эфрон была «ангелом — хранителем» не только для семьи М. Цветаевой, так как заботилась о брате, затем о его семье. Она в непростое время гонений, репрессий сохранила для всех нас, для страны архив М. Цветаевой, что является, возможно, её главным вкладом в историю и культуру страны.
Как театральный педагог и режиссёр Елизавета Яковлевна оставила яркий след в искусстве, оставив после себя ряд программ, которые вызывали восторг специалистов, и свою неповторимою манеру сценического чтения, которая через её великих учеников продолжает жить, которая продолжает лучшие традиции русского театра.
Для Невельского уезда период 20-х годов 20-го века был временем культурного «ренессанса». Одним из важнейших событий того времени была организация народного театра. Это была не просто художественная самодеятельность, ведь к организации спектаклей были привлечены специалисты. Событие это было необыкновенным, так как на селе, в провинции театральная деятельность была поставлена столь серьёзно и успешно. Данная деятельность носила не только просветительский характер, но и сближала людей разных сословий, разного уровня образования и культуры, а также, безусловно, дала много всем участникам и зрителям в плане духовного роста.
Заключение
В нашей работе мы постарались проследить взаимосвязь судеб Елизаветы Яковлевны Эфрон, театрального педагога и режиссёра, Марины Ивановны Цветаевой и её семьи, наших земляков, прежде всего друга Елизаветы Яковлевны Зинаиды Ширкевич, и других в непростой драматичный период нашей истории (начало 20-го века), который характеризовался не только гонениями, но и подъёмом культуры масс. В конечном счёте, взаимосвязь людей и событий это и есть история. Развитие культуры и ход истории зависят от многих факторов в их взаимосвязи.
В нашей работе мы также постарались доказать, что наш край всегда находился на «скрещении» важных путей хода истории, духовного становления и культурного развития, взаимодействия личностей.
Мы узнали о вкладе в культуру страны Елизаветы Яковлевны Эфрон как театрального деятеля. Её ученики — заслуженные артисты, люди с мировым именем. Изучив краеведческую литературу и побеседовав с местными жителями, мы узнали об организации народного театра в Усть-Долыссах, о людях, связанных с этим событием, о том, какой след оставил этот островок культуры в нашем крае. Мы полагаем, что для Е.Я.Эфрон театральная деятельность на невельской земле не прошла даром в плане творческом и общечеловеческом. Происходило взаимообогащение всех, связанных с этим событием. Мы посетили Усть-Долыссы и Кубок, ознакомились с местами описываемых нами событий.
Нам удалось узнать о наших земляках, связанных с описываемыми событиями, что является нашим собственным небольшим вкладом в рассмотрение данной темы.
Через Елизавету Яковлевну Эфрон, Веру Яковлевну Эфрон, Василису Александровну Жуковскую наш край связан с именем великой поэтессы Марины Цветаевой, которая, по неподтверждённым данным, бывала на нашей невельской земле. В своих письмах она упоминает имение Канашово как хорошо известное ей. Но есть подтверждённые свидетельства того, что золовка М. Цветаевой Е. Я. Эфрон сохранила её архив, совершенно бесценную вещь, во времена репрессий и гонений.
Таким образом, мы полагаем, что Елизавета Яковлевна Эфрон внесла весомый вклад в развитие культуры нашей страны и нашего края. Полагаем, что важно и неслучайно то, что её судьба, судьбы наших земляков и нашего края пересеклись.
Предлагаем проект памятной доски в память о необыкновенных событиях в культурной жизни Невельского уезда. Полагаем, что мы можем гордиться этим, и хотим, чтобы как наши земляки, так и гости нашего города знали о театральной жизни нашего края и помнили имена причастных к этому людей. Мы уже обратились в областной филиал ФГУП «Почта России» с письмом, в котором рассказали о нашем проекте и получили одобрение директора областного филиала.
Список литературы
- Вальбе Р. Б. Ариадна Эфрон. Душа не тонет… Письма 1942 — 1975. Воспоминания. сост. Вальбе Р. Б.
- А. Эфрон. История жизни, история души. В трех томах. М., Возвращение, 2008,.
- Сестры Герцык. Письма. Сост. Т. Н. Жуковская. СПб., «ИНАПРЕСС»; М., Дом-музей Марины Цветаевой, 2002,
- Жуковская Т., Каппо Е.«Серебряный век» в Крыму, дом-музей М. Цветаевой — 2005 г.
5.Калло Е. Четыре имени в русской поэзии. Женская лирика Серебряного века. М., 1999.
- Карпов В. Б. Эвакуированная // Киров. искра. — Уржум, 1997. 19 авг. (№96). С. 3.
- Максимовская Л. М. Усть-Долысские истории. В. Луки, 2006
- Максимовская Л. М. сост. Невельский сборник №4,5. Воспоминания К. М. Эфрона об организации театра в Усть-Долыссах., «Акрополь», Санкт-Петербург, 1997,1998
- Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. — М., 1999.
- Чайковская И. Вглядеться в поступь рока. Интервью с Р. Вальбе. chayka.org> node/2438
- Письма и дневники С. Эфрона, Е. Эфрон. Фонд: 962 Ед. хранения: 442
- Радиожурнал. Воспоминания об А. Эфрон. — Р. Вальбе. 23.07.2009. Радиопередача с Дм. Волчеком.