История Невеля в лицах
Высоцкий Николай Павлович родился в Невеле в 1831 г., воспитывался в Воронежской гимназии. Оттуда по окончании курса в декабре 1845 г. поступил в строительное училище. При выпуске в июне 1852 году удостоен права на чин XII класса и тогда же определён на службу в Витебскую губернскую строительную и дорожную комиссию архитектурным помощником для производства работ, а в ноябре 1855 г. назначен архитектором той же комиссии. Спустя семь лет в 1862 г. Николай Павлович зачислен по Главному Управлению путей сообщения и Публичных зданий и уволен для занятий в Главном Обществе Российских дорог. В марте 1865 г. Советом общества командирован в Пруссию, Бельгию, Францию и Австрию для изучения устройства мастерских, систем отопления, товарных и пассажирских зданий и прочих сооружений, относящихся к железнодорожному делу. По возвращении из-за границы Николай Петрович исполнил по своим проектам постройку пограничной станции Вержболово (официальное название города Вирбалис в Литве до 1917 г.). Об этой станции, огромной, представительной по тем временам, писали в своих стихах В.Иванов, В.Маяковский, И.Эренбург. Эта станция царской России убранством уступала лишь столичному вокзалу в Петербурге. Она стояла на рубеже двух империй – Российской и Германской. Станция, где прощались с Россией и заново встречались с ней цари, поэты, вольнодумцы и просто рядовые граждане исполинской империи. Станция высшей категории с огромными залами, гостиницами, ресторанами трёх классов, царскими и свитскими апартаментами, гаражом для персонального царского поезда, таможнями, паровозным и вагонным депо и прочими строениями, характерными для крупных приграничных станций. Ещё до того, как тут появились первые паровозы, сюда прибыл железнодорожник И.Левитан, у которого в августе 1860 г. в Кибартае (5 км от Вержболово) родился сын Исаак, будущий классик русской живописи, гений пейзажа. До 1868 г. Высоцкий состоял архитектором и начальником 13-й дистанции С-Петербургско-Варшавской железной дороги. Затем переведён в Петербург на должность начальника 1-го отделения той же дороги. Одновременно, как член Императорского русского технического общества, он заведовал Петербургской элементарной школой и преподавал в ней рисование и черчение (1869 – 1879). При преобразовании школы в железнодорожное училище состоял представителем Главного общества Российских железных дорог в совете училища (1879 – 1885). В благодарность за его 14-летнюю безвозмездную деятельность на этой должности совет управления поместил портрет Николая Павловича в училищном зале. В 1876 г. -77 гг. он составил инструкции для дорожных мастеров и старших рабочих, правила о сигналах и на пользование дрезинами. Как специалист железнодорожной архитектуры участвовал в конкурсах по составлению проектов пассажирских зданий для гг.Динабурга и Одессы, и в обоих случаях (1869 – 1879 г.) удостоен за представленные проекты второй премии. По его проекту в разное время были построены здания окружных судов в Могилёве, Гродно, Вильно и Ковно. Принимал участие в сооружении комплекса Варшавского вокзала в С-Петербурге (пакгаузы, вагонные сараи, мастерские). С 1852 по 1862 гг по его проектам построены здания тюрем в Невеле, Лепеле, Динабурге (Даугавпилс), обывательские дома в Витебске и Динабурге, Царском селе, доходный дом Корвин-Круковских в С-Пб, лесопильный завод на реке Луга, пассажирское здание на ст. Лисино. Автор нескольких часовен и надгробий на кладбищах Александро-Невской лавры. Некоторые здания дожили до нашего времени. (здание окружного суда в Могилёве, дом Корвин-Круковских в С-Пб).
Г.Л. Стойкова