«СУДЬБА, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ…»

Жизнь Марии Васильевны Скрипкиной, бывшей малолетней узницы

Авторы: Жуков Денис, Александрова Екатерина, 7 класс МОУ СОШ №1 имени К. С. Заслонова
Руководитель: Зуева Т. А., учитель начальных классов

Введение
Война… С каждым годом все дальше и дальше она от нас.
Давно уже стали историей события 1941—1945 годов. Но все еще звучат страшные рассказы о них, все еще идут по телевизору фильмы о войне. Немало сказано о тех, кто в грозные годы с оружием в руках выходил на врага или ночи напролет стоял у станка, помогая приблизить победу.
Но были и другие. Это дети — узники фашистских концлагерей, дети, угнанные с родных мест в оккупированные территории. «Это не смерть на войне с оружием в руках, смерть людей, которые оставили где-то дом, семью, пашню, песни, книги, традицию и историю. Это — пересечение древа жизни. Это гибель корней, а не только веток и листьев. Это убийство души и тела народа…» — так написал в своей книге «Украина без евреев» Василий Гроссман. Холокост, Саласпилс, Бухенвальд… Сколько же их было на нашей земле?!
О концлагерях мы много читали в книгах. Читали мы и о детях, которым приходилось выживать в суровых условиях, работая день и ночь у хозяев в оккупированной Литве, Латвии, Польше и т. д. Читали такое, от чего сдавливало горло и не хотелось в это верить. Но прежде мы никогда не задумывалась о том, что люди, пережившие весь этот ужас, могут находиться рядом с нами, жить по соседству.
В прошлом году мы рассказывали о трагедии малолетних узников. Нас до глубины души затронула их история. После посещения перед великим днем Победы этих замечательных, улыбчивых, добродушных людей, которые когда-то в детстве, опаленном войной, оказались на чужой земле, мы твердо решили, об этих людях должны знать все жители нашего города и района. Так появилась идея написания целой серии исследовательских работ о военном детстве, юности и трудовой жизни бывших малолетних узников. Нам надо очень поспешить, так как пожилые люди в любой момент, к сожалению, могут уйти.
Сегодня мы представляем вашему вниманию работу о жизни жительницы нашего города, бывшей в фашистском изгнании в 5 лет, о Скрипкиной Марии Васильевне.

Скрипкина М.В.

1. Детство, отравленное войной
С начала оккупации Себежский, Идрицкий и смежные с ними районы были забиты немецкими войсками, направлявшимися через их территорию к Москве и Ленинграду.
К концу 1943 года ситуация на Псковщине усугубилась. Оккупанты могли приказать жителям целой деревни в течение 10 минут подготовиться к отъезду из населенного пункта. С собой можно было взять лишь то, что успеешь. Всё остальное фашисты присваивали себе или сжигали. Чтобы не попасть в рабство, псковичи скрывались в лесах, прятались в ямах и подвалах, забирались даже в склепы кладбищ. На мирных жителей была открыта охота — фашисты искали их при помощи натренированных собак. Тех, кого удалось обнаружить, жестоко избивали или убивали на месте, рассчитывая таким способом «преподать урок» всем остальным.
Как показывают архивные материалы, с жителями оккупированных территорий обращались жестоко. Например, детей войска нацистской Германии использовали как живые щиты во время операций, ими торговали, их использовали как биологический материал… Без колебаний их разлучали с семьями и угоняли в рабство вместе с чужими женщинами и стариками.
Это же мы прослеживаем и в интервью с Марией Васильевной Скрипкиной.
Родилась Мария Васильевна 17 января 1938 года в деревне Байкино Идрицкого (ныне Себежского) района в семье крестьян.
Когда пришли в деревню немцы, все жители прятались в лесу и там ночевали, в том числе и ее семья. Мария Васильевна рассказывала: «Это было в 1943 году. Мне надоело каждую ночь прятаться по кустам, я расплакалась и осталась дома с братом, ему было 10 лет, дедушкой и бабушкой. Бабушка была совсем слепая, делать ничего не могла, только сидела. А на утро немцы приказали всем выходить из дома. Старший брат выпрыгнул в окно и убежал в лес к матери. А меня с дедушкой и односельчанами погнали пешком в Идрицу».
Мы исследовали путь от деревни Байкино до Идрицы — это 34 километра! На момент угона жителей деревни Байкино фашистскими оккупантами, Марии Васильевне было всего 4 года, по её словам. Это какую же надо иметь силу духа, выдержку, чтобы преодолеть такое расстояние! Хотя Мария Васильевна и говорила, что, скорее всего, дедушка её нёс на руках часть дороги. Но всё равно пришлось преодолеть очень большое расстояние с одной только остановкой в д. Сутоки.
А дальше наша героиня рассказывала об условиях перевозки детей и стариков фашистами: «В Идрице жили в конюшне несколько дней, стояли в очередях за похлёбкой. А потом нас погрузили в товарные вагоны и повезли в неизвестность».
Детей и стариков продавали в рабство на хутора в Латвии и Литве. Хорошо, если ребенок попадал вместе с родными. Маленькой Маше повезло, она оказалась вместе с дедушкой в литовской семье на хуторе. Но, к сожалению, дедушка очень скоро умер. Маленькая девочка решила, что дедушка не встаёт, потому что он долго ничего не ел. И она пыталась его накормить, уже мертвого.
Условия жизни на хуторе у хозяев были ужасные. Никто из семьи не считал малышку человеком: «Ела вместе с кошкой, миска стояла у порога. Спала на кроснах, подкладывала 2 доски и сверху укрывалась шубой, которая кишела вшами. Моя ежедневная постоянная работа с утра до ночи — „скубсти“ перья».
В таких чудовищных условиях Маша прожила больше года.
Земляки Маши, жившие в Литве в это время, пожаловались в местную управу и в один прекрасный день малышку отдали в другую семью.
«Там ко мне относились по-человечески. Была кое-какая одежонка, кормили за столом, помогала по хозяйству новой хозяйке и даже стала называть её «мамой». Так в рабстве Маша прожила целых 3 года! В августе 1945 года настоящая мама наконец-то нашла свою девочку. Стали возвращаться односельчане и передали маме, что Маша жива.
«Мама приехала на этот хутор и спрашивала, где её дочь? А ей отвечали, что знают, знают такую девочку, но она уже на родине. И мама решила пойти к хозяйке мол расскажет что-нибудь. А то, что девочку вернули в соседних хуторах еще не знали. Мама пришла, и я тут. Вот такая встреча. Я её узнала и крикнула: „МАМА!“. И больше трех дней не подходила, отвыкла. Мы на хуторе жили 2—3 недельки, а потом хозяйка нам поросёночка дала. А, как ехать с коробкой в поезде? Ехали как-то. Вот так я вернулась домой. С Невеля шли пешком с поросёночком (была прямая дорога до моей деревни). Это было в 45 году».

2. Трудовой фронт
После освобождения от немецко-фашистских захватчиков на территории Идрицкого и Себежского районов жизнь была очень тяжелой. Как и вообще на территории всей нашей страны.
Из анализа разных источников мы нашли такую информацию.
С лица земли исчезли и никогда не возродились 430 деревень. Район на долгие годы обезлюдел и ни в лучшие советские времена, ни в наши дни не достиг той численности населения, которую имел до войны. Общая численность населения Идрицкого и Себежского районов перед войной составляла около 92 тысяч человек. Когда немцы были изгнаны, здесь оставалось менее 10 тысяч человек.
О таком же трудном положении рассказывает и Мария Васильевна: «Что скажу про школьные времена: была очень сильная бедность, нечего было ни обуть, ни одеть, все так жили, все. Не только мы».
После возвращения домой маленькую Машу в школу взяли не сразу: «В школу меня еще не брали, но из Ленинграда приехала семья двоюродной сестры, а назад уехать не могли. И сестра ходила в школу, она меня на 2 года старше. А я с ней хожу. Куда мне деваться? И позже меня сразу перевели во 2 класс. А после окончания 7 классов я поступила в Педучилище, отучилась там и поехала работать».
Трудовая жизнь Марии Васильевны началась на родине, в Идрицком районе. Она работала учителем в школе и заочно училась в Псковском педагогическом институте. Но судьба распорядилась так, что, выйдя замуж, ей пришлось переехать в Смоленск. Муж учился в Медицинском институте, и Мария Васильевна перевелась в Смоленский педагогический институт.
Потом после окончания института, их по распределению отправили на работу в Невель. С 1954 года Невель для молодой семьи Скрипкиных стал родным. Муж работал главврачом Невельской больницы, а Мария Васильевна — сначала в школе, а с 1968 года преподавала в Невельском медицинском училище.
Мария Васильевна проработала 28 лет в Невельском медицинском училище с 1968 до 1994 года, а после выхода на пенсию начала работать на общественных началах в Администрации по малолетним Узникам, до 2018 года. Мария Васильевна показала нам свои фотографии, где она на рабочем месте со своими коллегами. Мы узнали, что половина всех её фотографий отправлена в Псковский музей. Их было очень много, и у каждой фотографии своя история. Например, как Мария Васильевна ездила вместе с узниками и блокадниками на Курган Дружбы, празднование 9 Мая и многое другое. Также вместе с фотографиями Мария Васильевна хранит и вырезки из газет, где написано о ней и про многих других узниках и ветеранах.
Мы узнали, что её фотография даже висела на районной Доске Почёта.
У нас был очень философский вопрос: «Что вы больше всего цените в жизни?» На который Мария Васильевна дала нам замечательный ответ что, в первую очередь — это семья, работа, на которую хочется возвращаться, ведь это очень важно.
Мария Васильевна всегда жила работой и детьми, ведь осталась одна без мужа в 23 года. У каждого своё, кто чем живёт. Мария Васильевна очень любит читать, особенно газеты. Под конец ответа она сказала, что нужно иметь хороших и надёжных друзей.
У нас тогда остался последний вопрос для Марии Васильевны, что она хочет пожелать молодому поколению? На что она ответила: «Конечно же это быть честными со всеми: с другом, с подругой, никогда никого не обманывать, не ловчить, прямо по жизни идти, тогда тебя заметят и в жизни всё будет хорошо».

Заключение
В своей работе мы рассказали о жизни малолетней узницы, угнанной фашистскими оккупантами, о замечательном человеке Марии Васильевне Скрипкиной — жительницы города Невеля.
Самое удивительное в этой женщине то, что, несмотря на все пережитое, глаза ее светятся добротой, излучают тепло. Не убила война в ней душевной щедрости и красоты. Наверное, в этом и кроется одна из причин победы — в умении оставаться человеком при любых обстоятельствах.
Все, что сейчас говорят о войне, мы, дети, не всегда слушаем внимательно. Многие могут нас обвинить в глупости, бездушии.
Но легко ли нам, никогда не слышавшим воя снарядов, представить себе, что это возможно? Требовать от нас, выросших в тепле и сытости, такого понимания, трудно. Нужно терпеливо и постоянно рассказывать об этом, чтобы мы знали историю своей родины не только по книгам. Скрипкина Мария Васильевна — живой свидетель того, как советский народ боролся за свободу, за право быть человеком.
Мы уверены, что наши сверстники, познакомившись с материалами работы, заинтересуются этой темой и продолжат собирать материал о земляках, чья жизнь пришлась на тяжелые военные годы.

Библиография
Интернет-источники:
1. https://clck.ru/3GH9Gi дата обращения 19.03.2024 г.
2. https://clck.ru/3GH9Lg дата обращения 19 марта 2024г.
3. https://clck.ru/3GH9RE дата обращения 20.11.2024г.
4. https://clck.ru/3GH9U9 дата обращения 20.11.2024г.
5. Архив Невельского краеведческого музея.
6. Басовская В. Д. «Трагедия и подвиг» М «Русский язык» 1985 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники