Воссоединение с униатами

Торжественное воссоединение униатов с Православной Церковью произошло 25 марта 1839 года в г. Полоцке. Если где-то эта дата рассматривается как отправная точка к слиянию конфессий (направлений) в рамках одной религии, то в Невельском уезде это событие стало финишной чертой, более чем векового противостояния.
По сведению почётного члена Витебского губернского статистического Комитета, члена святейшего правительствующего Синода высокопреосвященного Василия, последним оплотом униатства в нашей местности, до указанного мною выше момента, оставались две греко-униатских церкви:
1) Кубецкая «Рождества Пресвятой Богородицы», с её пресвитером Андреем Ширкевичем;
2) Туричинская «Сошествия святого Духа», с пресвитером Михаилом Мозалевским.


Все остальные церкви греко-униатского толка Невельской округи задолго до официального рескрипта уже вернулись в лоно своей прародительницы. Причём это происходило настолько масштабно, что даже Владыка Полоцкой Епархии Смарагд был вынужден 22 февраля 1834 г. письменно обратиться к своему духовенству не присоединять без его благословения униатов в большом количестве.
В православие переходили целыми сёлами. К примеру, в 1833 году 1120 униатов имения Лёхово и 1086 из селения Дубокрай обратились под купол Московского Патриархата.
Справедливости ради стоит отметить, что здесь огромную роль играли владельцы земель, помещики, которые вели за собой крепостной народ как в ту, так и в иную сторону христианской Веры.
В сентябре 1833 г. крестьяне помещиц Любови Жуковской, Елисаветы Дюран де Фрезаль и Марфы Назимовой (319 человек), принадлежавшие к Язненскому приходу, присоединились к православию. В унии осталось незначительное число прихожан, для присоединения которых были посланы эконом Невельского Преображенского монастыря иеромонах Мефодий и чиновник по особым поручениям Витебского губернского правления Яганов. В результате 23 января 1834 г. присоединилось еще 213 крестьян, с которых была получена расписка в «непоколебимом содержании ими православия». Всего к этому времени присоединилось 532 человека, т. е. весь приход.
11 мая 1834 г. был зарегистрирован переход 3710 крестьян-униатов Невельского уезда (Псовской, Рыкшинской, Песчанской и Долысской церквей) в православное исповедание. То же самое происходило в Еменце и Завережье.
Подчеркну, что данная ситуация складывалась мирно лишь к моменту воссоединения, что нельзя сказать о времени первых разделов Польши. К примеру, в деревне Кубок в 1795 г.
прихожанам удалось силой отбить церковь и помешать ее закрытию (чиновники уже отобрали было храм у униатов только по одному донесению о желании последних принять православие).
В деревне Рыкшино в том же 1795 году прихожане, под предводительством титулярного советника Дементия Гласко (в некоторых источниках, греко-католического священника Околовича и «какого-то поповича Тамголу») отбили уже опечатанную чиновниками церковь и не дали православному духовенству её освятить.
P.S.: В Невельской округе, по сравнению с соседними Велижем и Себежем, изначально было более серьезное сопротивление насаждению унии. В источниках, как с одной, так и с другой стороны, встречаются документы свидетельствующие о жестком противостоянии между православными и греко-католиками. При этом, до середины XVIII века в самом Невеле не было греко-католической церкви и остались нетронуты
каменная православная и монастырь, а также, было немало деревянных православных храмов в окрестностях города. Скорее всего, этим и объясняется то, что и к 1792 г. в уезде количество православных приходов преобладало над униатскими (18 против 12).

“Страницы истории Невеля” Г.Н. Синицкий, 2023 год.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники