Бойцами были на войне — учителями были в школе
Невельские учителя — участники Великой Отечественной войны
Автор: Серов Назар, обучающийся 9 класса МОУ СОШ №2 имени Н.И.Ковалева
Руководитель: Богачёва О. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия г. Невеля».
Жизнь была прекрасной и счастливой,
Но внезапно грянула война.
И, сменив костюмы на шинели,
В бой с врагом ушли учителя!
По материалам Интернета
Введение
Проходят годы, все события жизни уходят безвозвратно. Все меньше и меньше остается очевидцев тех военных событий 1941—1945 годов. Считаю несправедливым то, что с уходом ветеранов не сохранилась бы о них информация.
Великая Отечественная война — и важная, и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советского народа, в том числе и для учителей и преподавателей.
Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя — ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях! 17—20 — летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями.
Учителя в боях показывали пример отваги, мужества, воинского мастерства, находчивости и смекалки. Но и в самых сложных боевых обстоятельствах учитель, ставший солдатом, оставался педагогом-воспитателем, словом и делом воодушевлял бойцов на подвиги, учил искусству побеждать врага. Вряд ли найдется такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, среди активных участников которого не было бы учителей. Гордостью дивизий и полков, батальонов и рот были на фронтах многие учителя!
Глубочайшее уважение народа к учителям, совершившим славные подвиги в сражениях Великой Отечественной войны и после ее победоносного завершения вернувшимся к педагогическому труду.
Мы, подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. В своей исследовательской работе хочу рассказать о ветеранах Великой Отечественной войны, педагогах Невельского района, честно сражавшихся на фронтах войны и честно трудившихся на благо нашей Родины, выполняя свою главную работу по воспитанию подрастающего поколения. Поэтому я выбрал тему — «Учителя-фронтовики, участники Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.». В своей работе я докажу, что собранные автобиографические сведения о ветеранах, о личных качествах каждого из них, трудовых делах являются очень хорошим примером в воспитании подрастающего поколения.
Значима эта работа школьного музея боевой славы, в котором продолжается сбор материалов по краеведению, который может быть использован для работы по патриотическому воспитанию. Эта работа может стать отправной точкой для дальнейших исследований.
1. Анализ источников и историографии
Большая часть нашего исследования основывалась на материалах Музея МБОУ ДЮСШ города Невеля. Там есть альбом «Учитель в солдатской шинели», в котором представлены сведения об учителях-невельчанах в годы великой Отечественной войны.
В книге «Солдаты Победы. Псковичи — участники Великой Отечественной войны 1941—1945годов» мы уточняли сведения об учителях.
В музее боевой славы средней общеобразовательной школы №2 имени Н.И.Ковалева есть книга учителя-фронтовика Ковалева В. Г. «…Это нужно живым». Она представляет собой воспоминания ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного учителя школы РСФСР. Еще из материалов школьного музея — книга В. Г. Ковалева «На огненных рубежах» (Рукопись, 1986 год). К данному вопросу обращались и ученики невельских школ. Сивкова Дарья, обучающаяся МОУ СОШ №1 им. К. С. Заслонова, в 2019 году в работе «Они сражались за Родину. Учителя средней школы №1 им. К. С. Заслонова г. Невеля — участники Великой Отечественной войны» рассказала о людях самой мирной профессии, учителях первой школы — участниках Великой Отечественной войны, которые, вернувшись с фронта, продолжили работать в своей школе. Подмазова Дарья, обучающаяся МОУ СОШ №2 имени Н.И.Ковалева, в своей работе « Фронтовик, педагог, поэт-самородок» описала жизненный и творческий путь Ивана Васильевича Павлова. В «Книге Памяти. Невельский район. Усвятский район» мы можем узнать также сведения об участниках Великой Отечественной войны.
О Праведнике народов мира Свикисе Г. Г. мы узнаем из книги Л. М. Максимовской «Земля молчит. Памяти Невельского гетто» и из работы обучающейся МОУ «Гимназия г. Невеля» Колачевой М. Д.
2. Статистический портрет учителя
Нами были изучены биографии 52 учителей Невельского района, которые являлись участниками Великой Отечественной войны. Для создания статистического портрета учителя фронтовика мы проанализировали жизненный путь на предмет гендерной принадлежности, сельский учитель или городской, на причастность к партизанскому движению, вернулись с фронта или погибли, награждены или нет, какой предмет преподавали.
Мы выяснили, что большую часть составляют мужчины-фронтовики. Их мы насчитали 36. Количество женщин — 16. Поэтому можно сделать вывод, что женщин, как и мужчин, не страшили тяготы военной жизни.
Затем мы изучили гендерную принадлежность к преподаваемым предметам. Стоит заметить, что в школе преобладали учителя-мужчины, которые вели уроки по тем предметам, которые мы можем сейчас представить только в женском исполнении. Например, учителями начальных классов, русского языка и литературы часто становились именно мужчины. Руководящие должности также легче давались сильной половине человечества (11), хотя и женщины (2) с легкостью могли справиться с нелегкой работой. Область математики, физики, истории, физической культуры, биологии и обществознания — поле деятельности мужчин. Также встретились указания на принадлежность к учительскому труду без названия преподаваемого предмета (7 мужчин и 2 женщины).
Следующим шагом стало изучение деятельности в военное время. Большая часть учителей помогала партизанам (10), но в основном (42 человека) были в отрядах и на передовой. В довоенное и послевоенное время было очень много сельских школ. Возможно, это является причиной того, что сельских учителей было больше, чем городских. Невозможно недооценить подвиг учителей-фронтовиков. Каждый внес свой вклад в общую победу, поэтому 38 участников были награждены за свою доблесть. К великой скорби, 5 учителей отдали свои жизни за Родину.
3. Учителя-герои
Нам всем известны имена педагога Януша Корчака, вошедшего в газовую камеру вместе с детьми; учительницы Матрены Вольской, сопровождавшей колонну детей из-под Смоленска до Нижнего Новгорода; Николая Кюнга, организовавшего в Бухенвальде подпольную школу. Но мы так мало знаем о подвигах учителей, которые жили и работали на Невельской земле, возможно, учили наших родителей. Поэтому в данной главе я хочу рассказать о подвигах невельчан.
3. 1. Подвиг Учителя. Подвиг Человека.
Родина Мария Петровна, учитель начальных классов, партизанка, прятала у себя в доме летчика, самолет которого был сбит у деревни Зелены.
Пальцев Зиновий Львович, учитель физической культуры, получил в 20 лет контузию в одном из первых боев, но не смирился и в 1944 году снова вернулся на фронт.
Шабанов Николай Алексеевич, учитель Новохованской школы, комиссар, в 1943 году в одном из боев с фашистами был ранен в ногу. Не желал отдаться живым в руки врагов, подорвал себя и подоспевших к нему фашистов гранатой.
Борщевский Иван Дмитриевич, учитель биологии и химии, служил на канонерской лодке «Красная звезда», участвовал в разгроме фашистской Японии.
Кожевников Василий Федорович, учитель начальных классов и математики, был защитником Брестской крепости.
Большаков Иван Арсентьевич, учитель русского языка и литературы, был в плену, бежал, попал в концлагерь, где был подпольщиком.
Сенченков Иван Емельянович, учитель начальных классов, был захвачен в плен и помещен в Бухенвальд.
Бондарева Анастасия после войны работала учителем биологии, а годы войны — подростком вредила фашистам: разбрасывала листовки, передавала адреса партизанам. Потом ушла к партизанам. На одном из заданий была ранена в ноги и контужена.
Мама учителя немецкого языка гимназии г. Невеля Самсоновой Любови Александровны Исакова Зинаида Павловна была агентурной разведчицей, с калининскими партизанами участвовала в боях с фашистами, в «рельсовой войне».
Большакова Елена Григорьевна во время войны ухаживала за ранеными военнопленными в госпитале. Солдат Ландин искал медсестру Лелю спустя 40 лет после окончания войны, чтобы поблагодарить за спасение.
Шалыгина Людмила Афанасьевна до войны работала учителем начальных классов в Топорской школе Невельского района. Во время войны была связной у партизан, за что в 1942 году, в августе, была расстреляна фашистами.
Шатухо Михаил Миронович был директором школы. Вместе с учителями своей школы возглавил работу по организации сопротивления на оккупированной врагом территории района. Был комиссаром партизанского отряда.
Ковалёв Василий Григорьевич в январе 1945 г. был тяжело ранен в голову, ноги. Самый опасный осколок, метивший в сердце, был задержан блокнотом и партийным билетом. Долго лечился в госпиталях, здесь его и застала весть о Победе.
3.2. Непризнанный Праведник народов мира.
Звание Праведника народов мира присваивается людям, спасавшим евреев в годы Великой Отечественной войны. Свикис Герберт Генрихович так это звание и не получил. Мама Оли Левтовой вытолкнула дочь из толпы, идущей на Голубую дачу. Плачущую девочку увидел завуч школы №1 Свикис Герберт Генрихович. У Герберта Генриховича была семья, три дочери, но он с риском для своей семьи повел Олю к себе на чердак. И там она просидела два месяца. Г. Г. Свикис работал в оккупированном Невеле заведующим РОНО, поэтому смог дать направление в школу на работу на имя Левченко Ольги Михайловны (она была Левтова Ольга Моисеевна). Потом она ушла в партизанский отряд. А после войны Герберта Генриховича привлекли к суду как приспешника Германии. Ольга на суде рассказала о том, как он ее спас, как он рисковал, что так мог поступить только человек исключительно смелый. Она это все рассказала на то, что он был завроно при немцах…
Многие учителя помогали немцам… Были учителя разные. Некоторые учительницы с немцами вели большую дружбу. Например, Лопырева… Была директор начальной школы Островская. Тоже работала при немцах. Ну, а он как бы руководитель, на государственной службе. Короче, ему дали 25 лет. Потом, когда он был в заключении, Оленька помогала ему посылками. Его освободили досрочно, и он жил в Риге. Но он приезжал к Оленьке в Великие Луки…»
В честь Свикиса Г. Г. на Голубой даче наши гимназисты высадили Аллею Праведников — невельчан и поставили именные таблички. Подвиг их увековечен.
3. 3. Партизанское движение.
Партизанское движение под Невелем носило массовый характер, поэтому многие учителя уходили в партизаны. Это Воднева Ф. С., Дворников Б. А., Исакова З. П., Мариненко З. Д., Петрова (Юдина) З. Т., Родина М. П., Смирнова Е. С., Тромбицкая В. Т., Шалыгина Л. А., Шатухо М. М., Богеева Т. В. Ярким примером стойкости является подвиг Рындовой М. С.
Рындова Мария Степановна. Подвиг мужества
Летом 1941 года Мария ушла рыть окопы, а позднее — в партизанский отряд имени Ленина. В отряде выполняла много ответственных поручений, бывала в деревнях Белоруссии, рассказывала о положении на фронтах, призывала молодёжь идти в партизаны. Тёмными ночами пробиралась девушка от деревни к деревне, несла правду о положении на фронтах, собирала сведения о расположении фашистских гарнизонов.
По доносу предателей немцы узнали о славной партизанской разведчице, стали охотиться за ней. Но она по-прежнему, не колеблясь, шла в разведку. Середина августа. Нещадно палило солнце. Мария со своей напарницей Катей возвращались с очередного задания. Побывали в Невеле узнали о расположении войск в Карулине, о движении поездов из Невеля в Новосокольники и теперь направлялись в Усть-Долыссы. Оттуда путь домой. У деревни Слуки их схватили.
Под конвоем девушек доставили в Усть-Долыссы. Их били палками. Из прически у Марии выпал жгутик бумаги. В этих жгутиках были ценные сведения о немецких войсках. Мария проявила несгибаемое мужество, подбадривала свою подругу. Когда ей, измученной побоями, один из фашистов поднёс кружку с водой, она выплеснула воду ему в лицо.
Так, ничего не добившись, немцы перевезли Марию Рындову в Невель. Здесь снова допросы и пытки. Ей вырезали груди, жгли раскаленным железом. Когда едва живую, до неузнаваемости истерзанную на рассвете повели на расстрел, разведчица запела: «Вставай, проклятьем заклейменный…».
3.4. После ранений — в школу
Многие учителя, получив тяжелые ранения, возвращались в школу и продолжали учить детей (Белый Б. Г., Большаков И. А., Бондарева А. И., Дюбенко И. В., Иванов И. М., Иванов А. Д., Иванов Ф. З., Ковалев В. Г., Коновалов Н. В., Мурзич Л. П., Метельченко Н. М., Никитин Ф. Д., Павлов И. В., Пальцев З. Л., Станский А. В., Савченко А. Ф., Титенко Н. П., Шаркевич М. М.).
Станский Александр Васильевич — уроженец Невельского района 1921 года. В июне 1941 года закончил Невельское педучилище и через несколько дней был мобилизован. Воевал под Смоленском, Вязьмой, Тулой, Москвой. В боях под Ржевом был тяжело ранен, после ампутации ноги долго пролежал в госпиталях.
С марта 1947 года началась его педагогическая деятельность. Работал в Воробьевской школе и заочно закончил с отличием учительский институт, а затем пединститут им. Герцена.
30 лет отработал Станский А. В. на посту директора в школах Невельского района.
3.5. Дети и война
Дети и подростки тоже помогали взрослым защищать свою родину от врага. А потом становились учителями. Такими примерами являются Бондарева Е. А., Дворников Б. А. и Бондарева А. И.
Бондарева Анастасия Ивановна родилась в 1927 году. Училась Анастасия в школе №2 г. Невеля и когда окончила 6 классов, началась война. Мириться с новым порядком не хотели не только взрослые, но и подростки. Они объединялись в группы и всячески вредили фашистам. Однажды, раскручивая части автомашин, Анастасия вместе с другими подростками была схвачена немцами и посажена в тюрьму.
Сестра Анастасии Ивановны, Александра Ивановна, была старше на 4 года и по заданию райкома выполняла различные задания в тылу у немцев. Анастасия помогала сестре переписывать листовки и подбрасывать населению, узнали адрес всех полицаев и передали данные подпольной организации. За эту работу была арестована подруга сестры, Бабахо Надя, аресты грозили и другими. Поэтому всем было передано, чтобы уходили к партизанам. Так 2 августа 1943 года Анастасия Ивановна вместе с сестрой, матерью и подругой пошли в направлении деревни Язно искать партизан. Вместе с ними шли двое военнопленных, шли целую неделю, прячась от власовцев. Когда подошли к Уще реке, то увидели издали, что мост охраняется. Ночью переправились вплавь через реку, потом до ночи сидели в стогу, вечером пошли дальше. Нарвались на засаду, Анастасия была ранена в ногу. Добрались до деревни на берегу Язненского озера, пришли к старику, который был связан с партизанами, он переправил их в лес к партизанам. Так Анастасия Ивановна в 16 лет оказалась в партизанском отряде 6-й Калининской бригады. Командир отряда — Козлов Константин Фадеевич, комбриг — Янковский Евгений Францович. Попала Анастасия вместе с сестрой и подругой в разведку. Ходили на задания в Невель, держали связь на станции Невеля-1 с «дядей Гришей», который знал расписание движения поездов на Полоцк. Сопровождающие «юного разведчика» закладывали взрывчатку на железнодорожных путях и взрывали их. 2 сентября 1943 года налетели немецкие самолеты и стали бомбить партизанский лагерь. Осколком бомбы Анастасия была ранена в ноги, а также сильно контужена. Тяжелораненую переправили в Торопец, сделали операцию, оттуда в Свердловск, где пролежала в госпитале целый год и в октябре 1944 года вернулась домой, в Невель, и пошла в 7-й класс. После школы закончила областные дошкольные курсы, затем заочно Витебский учительский институт, биологический факультет, работала учителем биологии в школе №2,№4,№1, Трехалевской. В 1986 году ушла на заслуженный отдых. Имеет награды: орден Великой Отечественной войны 1 степени и юбилейные медали.
Заключение
Цели работы достигнуты. Задачи выполнены. Я изучил 52 биографии невельских учителей-фронтовиков. Сопоставил с имеющимися документами, автобиографиями. В объединенной БД ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа» я изучил наградные листы и боевые пути большинства учителей, дополнил имеющуюся информацию. Составил статистический портрет учителя — фронтовика и проанализировал биографии на предмет подвига во время войны. Составил перечень фронтов, войск и подразделений, в которых воевали невельские учителя. Вычислил тех, кто сражался в партизанских отрядах. Выяснил, что даже, не находясь на фронте, учителя совершали свой ежедневный подвиг, продолжая обучать детей в оккупированном Невеле. Свикис Г. Г., заведующий РОНО, спас девочку Олю Левтову, рискуя собственной жизнью и жизнью семьи. После ранений учителя возвращались в школу и продолжали учительскую деятельность. Некоторые, будучи еще детьми, помогали партизанам, а после войны заканчивали педагогические вузы и шли работать в школу.
Я провел экскурсию «Учитель в солдатской шинели» в музее «Хранители истории» МБУ ДО ДЮСШ г. Невеля. Передал списки учителей-фронтовиков в школы Невельского района, чтобы обучающиеся продолжили исследования о своих учителях. В Год педагога и наставника необходимо проводить мероприятия, рассказывающие о подвиге Учителя. Да и не только в этот год. Я считаю, материал моей работы будет полезен для изучения на классных часах, на уроке «Разговоры о важном», для мероприятий, посвященных Дню учителя, и для школьных музеев.
Литература
1. Максимовская Л.М. «Земля молчит… Памяти Невельского гетто». [Электронный ресурс].-URL: https://clck.ru/39YPJW (Дата обращения: 09.07.2022).
2. ОБД «Мемориал». — URL: https://clck.ru/39YPLj — Электронный ресурс. — Дата обращения 01.02. 2023.
3. Книга Памяти. Псковская область. Невельский район. Усвятский район. Историко-документальная хроника к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. — Издательство организационно-методического центра. — Псков, 1994.
4. Учитель в солдатской шинели. // Рукопись, 1980.
5. Ковалев В. Г. На огненных рубежах//Рукопись, 1986.