Проект «Как путешествовали в прошлом веке»

Автор: Антонов Денис, МОУ СОШ №2 имени Н.И.Ковалева, 9 класс
Научный руководитель: Храбрая С. И., учитель истории и обществознания

Введение
Нас окружает большое количество культурно-исторических объектов. Многие из них уходят корнями в далекое прошлое и имеют вековую историю своего существования. В нашем городе из всех исторических объектов я выделил два таких объекта, связанных одной историей. Это здание почтовой станции XIX века, в котором с 1993 года располагается историко-краеведческий музей города и почтовый тракт, вошедший в историю, как Киевский. Эти объекты хранят историю не только о перевозке писем и посылок, но и историю путешествия пассажиров XIX века, отражают образ их жизни. Поскольку информации о данных объектах в музее немного, я решил создать собирательный образ об особенностях использования данных исторических объектов и путешествиях XIX века и сделать доступным данный материал для всеобщего пользования. Так зародилась идея проекта о создании информационного раздела «Как путешествовали в XIX веке» с целью привлечения населения к изучению исторических событий, затрагивающих и наш родной край.
Для разработки своего проекта я использовал Полное собрание законов Российской империи, очерк-путеводитель Грановской Нины Ивановны «Если ехать нам случиться», очерк Николая Борисова «Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья», работы Жданковой Н. Г. «К истории строительства здания почтовой станции в городе Невель», Максимовской Л. М. «Усть-Долысские истории», исторический очерк Синицкого Г. Н. «Великий князь и Невель», книги Ожегова Сергея Сергеевича «Типовое и повторное строительство в России в XVIII — XIX вв.», Павлова А. «Из Петербурга в Псков в эпоху до железных дорог. К истории путей сообщения России XVIII — XIX столетий», Дорожники 1842, 1852 и 1871гг., литературные произведения и др. Кроме документов и печатных изданий, пользовался сайтами «Дороги Российской империи», материалами виртуального музея Ф. М. Решетникова (Екатеринбург), виртуального музейно-выставочного комплекса Свердловской области, словарями и энциклопедиями.

1. Теоретическая часть
Для создания информационного отдела о путешествиях я не случайно выбрал XIX век. Именно в это время через город Невель был проложен почтовый тракт (устаревший термин для обозначения транспортной дороги, улучшенной грунтовой дороги, а также вообще большой наезженной дороги (большака), соединяющей важные населённые пункты (в отличие от просёлочной, соединяющей сёла и деревни). Это была одна из крупнейших по тем временам дорог по направлению Санкт-Петербург — Киев (всего 7 941/2 версты = 8471,67км). В работе Жданковой говорится, что при подходе шоссе к речке Еменке было сделано изменение проекта, поскольку оно проходило вне городских кварталов и по болотистому разливу реки. 28 октября 1849 года приказ за подписью главноуправляющего генерал-адъютанта Клейнмихеля гласит: «Все устроенное шоссе от Острова через Опочку, Невель, Витебск и Оршу до Могилева через Чернигов до Киева именовать Киевским шоссе». По шоссе шли регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты.
На всем пути Киевского шоссе для принятия корреспонденции, для смены лошадей, для отдыха путешественников были построены почтовые станции, в том числе и почтовая станция нашего города.
Таким образом, в XIX веке в нашем городе появились два исторических объекта, которые хранят память о событиях уже более ста пятидесяти лет. Вот о том, как «ехалось» по русским дорогам в XIX веке, что сопровождало путешественника, без чего он не может обойтись, я и решил собрать информацию.

2. Практическая часть
Для размещения данного информационного раздела было решено использовать новое приобретение музея — интерактивный стол. Поскольку музей расположен в историческом здании почтовой станции, такой интерактивный раздел музея будет вполне уместен. Любой человек, зайдя в музей истории города Невеля, сможет изучить информацию и документы о том, как строился Киевский тракт и почтовые станции вдоль данного тракта, на чем и как путешествовали путники в XIX веке. В век современных технологий навигационный сервис, связанный с привлечением населения к изучению своего прошлого, просто необходим.
Далее, изучив литературу, документы, я определился с подразделами информационного раздела. Так как местами остановки были почтовые станции, я создал подраздел «История почтовых станций», куда включил информацию о первых почтовых ямах и строительстве почтовых станций в XIX веке, об утвержденных планах почтовых станций, об их количестве.
Поскольку через наш город проходит Киевское шоссе, создал подраздел «Киевский тракт», куда включил информацию о строительстве Киевского шоссе, об особенностях строительства участка этого шоссе через город Невель. В 1840-1850-х годах между Островом и Витебском был построен ряд одинаковых зданий по несколько видоизмененным типовым проектам 1843 года. Поэтому включил в информационный раздел материал работы своего одноклассника «Почтовые станции Киевского тракта» с интерактивным навигатором по каждой станции Киевского тракта с расстояниями между ними.
В этот период расстояние на дорогах отмеряли верстовые столбы — дорожные знаки, показывающие расстояние до почтовых населённых пунктов в единицах измерения расстояния. Поэтому следующий раздел так и называется «Верстовые столбы», который рассказывает нам об истории их появления и исчезновения.
В XIX веке существовало несколько вариантов путешествий: «на вольных», «на почтовых», «на своих». А значит, мы можем обратиться к подразделу «Варианты путешествий», где познакомимся с особенностями каждого варианта путешествия.
Путешествуя, путник должен был иметь с собой документ — «подорожную», которую нужно было предъявлять на каждом перевалочном пункте. Без нее о стоимости проезда всякий раз приходилось договариваться лично с ямщиком, и те часто не стеснялись брать втридорога, а, значит, один из разделов называется «Подорожная», где можно узнать, что это за документ, познакомиться с указами, утверждающими форму и необходимые требования к данному документу.
Помогали путешествовать путнику по почтовым трактам XIX века «Почтовые дорожники Российской империи», в которых можно увидеть и название нашего населенного пункта с расстояниями до других почтовых станций, а также можно проследить, в какие города можно было попасть через наш город Невель. Поэтому есть и подраздел «Дорожники» со страницами «Почтового дорожника Российской империи 1852 года», где фигурирует наш город Невель.
Главными фигурами всех путешествий были ямщики и станционные смотрители. Об этих фигурах мы можем узнать в подразделах «Ямщики» и «Станционный смотритель».
Еще один вопрос, который мог задать путешественник: «На чем путешествовать?». Значит, необходим подраздел «Экипажи», который тоже входит в информационный раздел.
Даже в XIX веке существовали различные правила: правила для проезжающих на почтовых лошадях, правила об эстафетах, об экстра-почтовой и курьерской езде и др. Эту информацию можно посмотреть в подразделе «Правила».
Существовало и «Расписание, устанавливающее количество лошадей для проезжающих и скорость проезда».
Таким образом, в результате изучения литературы и документов, были определены основные подразделы информационного раздела «Как путешествовали в XIX веке». При необходимости подразделы можно дополнить.
После сбора информации по каждому подразделу была создана презентация, содержащая историческую информацию, документы, изображения и фотографии для визуального восприятия.
После оформления материала в форме презентаций я приступил к созданию макета информационного раздела «Как путешествовали в XIX веке», который оформил как навигатор по собранной информации.

Заключение
В результате проделанной работы я:
• собрал и систематизировал материал по выбранной теме,
• создал презентации по каждой из тем, связанной с путешествиями,
• создал для музея истории города Невеля макет информационного раздела «Как путешествовали в XIX веке» с интерактивным навигатором с целью привлечения населения к изучению информации об исторических событиях, затрагивающих и наш родной край.
В наш век информационных технологий, которые пронизывают практически все сферы нашей жизни, стоит использовать возможности, которые они нам предлагают, для достижения поставленных задач.
Результаты данного проекта: информационный раздел «Как путешествовали в XIX веке» размещен на интерактивном столе музея истории города Невеля и используется муниципальным бюджетным учреждением Невельского района «Музей истории Невеля» при проведении мероприятий по истории города Невеля и Невельского района.

Литература
1) Жданкова Н. Г. К истории строительства здания почтовой станции в городе Невель. Невельский сборник: Вып.19/ отв. ред. Л.М.Максимовская, СПб, Лема
2) Боровляны, почтовая станция — https://clck.ru/39YQHb
3) Военно-стратегическое обозрение Российской империи. Витебская губерния. Том VIII, часть 1, стр. 61
4) Грановская Н. И. Если ехать нам случиться: Очерк-путеводитель — Л: Лениздат, 1989
5) История. РФ –https://clck.ru/39YQJo
6) Интересные факты о верстовых столбах — https://clck.ru/39YQLy
7) Каким был туризм XIX века — https://clck.ru/39YQNZ
8) Комплекс почтовой станции д. Боровляны — https://clck.ru/39YQPw
9) Максимовская Л. М. Усть-Долысские истории, ООО «Великолукская городская типография», Великие Луки, 2006
10) Маякова О. Как были устроены поездки «на перекладных»? –https://clck.ru/39YQXV
11) Невель. Справочник. Все о Невеле — https://clck.ru/39YQYc
12) Ожегов С. С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII — XIX вв. — Москва: Стройиздат, 1984, стр.133—136 — https://clck.ru/39YQbT
13) Полное собрание законов Российской империи. ПСЗРИ, собрание 2, т.18, №16673 с чертежами и рисунками — https://clck.ru/39YQeK
14) Синицкий Г. Великий князь и Невель: Исторический очерк: Издательские решения, 2022
15) Фотографии из личного архива автора
________________________________________
Приложение
Об устройстве шоссе по Невелю
В деле об устройстве шоссе по городу Невелю в 1848-1851гг. говорится, что было сделано изменение проекта при подходе шоссе к речке Еменке, поскольку оно проходило вне городских кварталов и по болотистому разливу реки. На проектном плане показаны были баня на самой линии и «две еврейские избушки, которые вошли в оценочную опись имуществ, отошедших под шоссе.
В проекте сделаны изменения в том месте, где поворот образует острый угол, а при устройстве шоссе устраняется крутизна и сокращается само протяжение пути, для чего и предлагается снести эти два дома.
Для стока дождевых вод запланировано устройство лотков и деревянных труб, деревянных перил по насыпи. Щебеночный слой планировалось устроить 2,5 сажень (5,335м) толщиной 8 дюймов (20,32 см) с вымосткой обочин, откосов насыпей и лотков камнем.
«Шоссе в городе Невеле прорезывает две площади, на которых производится два раза в год во время ярмарок значительный торг, поэтому, „дабы переход людей и переезд экипажей с немощеных и грязных площадей на каменную насыпь не портил шоссе, и чтобы придать им по возможности благообразный вид, предположено по частью уже вымощенной в городе вымостке вымостить камнем и остальную часть, служащую съездом с шоссе на площади“. Предполагалось сделать дополнительный слой песка на каменную насыпь. Стоимость 1 версты 83 сажен составляла 17 рублей 62 копейки серебром».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники