«Не говори с тоской — их нет, но с благодарностию — были…»

Вклад представителей невельского рода Жданко в историю и культуру нашего края и страны на примере трёх поколений

Автор: Курочкина Елизавета, МОУ СОШ №1 им. К.С.Заслонова г. Невеля, 11 класс
Научные руководители: Цветкова М. Н., учитель русского языка и литературы; Курочкина Л. В., общественное движение краеведения «Невельский край»

Введение
Тема нашей исследовательской работы — «Не говори с тоской — их нет, но с благодарностию — были…» Вклад представителей невельского рода Жданко в историю и культуру нашего края и страны. Нам она представляется актуальной, так как наши земляки, которые созидательно трудились на благо края, старались нести свет просвещения и веры, воспитывать детей в соответствующем духе, являясь талантливыми и образованными людьми, не могут быть забыты, а должны быть примером для нас.
Объектом исследования является история невельского рода Жданко на примере некоторых его представителей 18—20 веков.
Предмет исследования — вклад представителей рода Жданко в историю и культуру края и страны на примере купца и мецената Жданко (середина 19 в.), Ивана Фёдоровича Жданко (конец 19 в. — начало 20 в.), Якова Ивановича Жданко (конец 19 в. — середина 20 в.).
Цель исследования — оценить гуманитарный вклад невельского рода Жданко в историю и культуру Невельского уезда, Псковской губернии, страны в целом. Мы поставили перед собой следующие задачи:
— обобщить имеющуюся информацию о невельском роде Жданко, изучив литературные источники по теме, информацию СМИ Псковской области, документы личного семейного архива;
— взять интервью у людей, имеющих сведения о семье Жданко;
— выявить и обобщить информацию по теме, имеющуюся в Музее истории Невеля, Торопецком краеведческом музее, Псковском музее-заповеднике, в невельском храме Пресвятой Троицы;
— обобщить информацию об учениках и соратниках педагога Жданко Якова Ивановича, художника и педагога Ивана Фёдоровича Жданко, выявить информацию о прямых потомках художников;
— доказать с помощью имеющихся фактов, что представители невельского рода Жданко внесли весомый вклад в историю и культуру Невельского уезда, Псковской губернии, страны в целом.
Новизна нашей работы заключается в том, что мы попытались собрать и обобщить сведения о представителях невельского рода Жданко и его гуманитарном вкладе в жизнь общества, тем самым способствуя обогащению представления о жизни нашего края в указанные исторические периоды, пониманию роли духовности в жизни общества, впервые обобщили сохранившиеся данные домашнего архива Я. И. Жданко.

Жданко Невель

1. Представители невельского рода Жданко в 17- 20 веках
1.1. Первое упоминание о роде Жданко на невельской земле
Род Жданко на невельской земле один из самых древних. Первое упоминание о нём можно найти в инвентаре 1629 года. Фамилия Жданко стоит среди фамилий крупных землевладельцев. В 1764 году семейство Жданко располагало наибольшим количеством участков — 112. У Рубисов было 52. У Отрошонков 44 и т. д. В данном инвентаре среди крупных невельских землевладельцев есть женщины: Михалова Жданкова, т.е. жена Михаила Жданко. Уже в раннем 17 веке вдовы упоминаются в Невеле как самостоятельные люди, владевшие после смерти мужа собственной землёй. Этой информацией мы обязаны Полу Маршу, английскому исследователю, не раз посещавшему Невель. «За последние 11 лет я имел удовольствие посещать Невель 10 раз и каждый раз был поражён добротой и гостеприимством невельчан. Надеюсь, что настоящая статья в некоторой степени сможет служить выражением моего уважения и благодарности» «Несколько невельских семей проявляли в 18 веке значительную экономическую активность: те же Жданко, Комковичи, Подосиновики, Атрошонки, Рубисы.» «Как же обстояло дело с культурной жизнью в Невеле 18 столетия? В Невеле жил и работал один золотых дел мастер. Этому мастерству он мог научиться в Полоцке. Сырьё надо было привозить издалека, и налог на перевоз повышал издержки ювелира. Его звали Александр Жданко, он принадлежал к самой богатой невельской семье». Пол Марш считает, что род Жданко польского происхождения. Есть упоминание о Яне Жданко. Невель долгое время являлся польско-литовским городом, и представители наиболее богатых и знатных семей в большинстве были поляками.
Таким образом, мы получили некоторое представление о роде Жданко в далёкие времена и можем сделать вывод о том, что представители рода успешно и созидательно трудились, имели тягу к образованию и искусству, являлись наиболее яркими представителями невельского общества с давних времён.

1.2. Купец Жданко — основатель церкви Святой Троицы
Имеются в основном устные свидетельства, передаваемые из поколения в поколение, об основателе и истории основания Невельского храма Пресвятой Троицы. На сайте храма имеется следующая информация, которая не противоречит сведениям, имеющимся в Музее истории Невеля: «Возведение храма относится к середине 19 века. Нынешний храм был построен невельским купцом Жданко на могиле своего отца как часовня примерно в 1850-х годах. Склепы, засыпанные песком, сохранялись под полом. После постройки часовня была освящена протоиереем Успенского собора Зуевым. Собор Успения Божией Матери (1809) имел в своём ведении три часовни и две приписные кладбищенские церкви, в том числе Святой Троицы на городском кладбище». Такую небогатую информацию мы находим в книге «Храмы земли Невельской». В 1896 году к храму с запада были пристроены трапезная, притвор, колокольня.

1.3. Художник, реставратор, педагог Иван Фёдорович Жданко
И. Ф. Жданко в 1866 году получил свидетельство Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге на звание учителя рисования уездного училища. В 1868 г. управляющий Петербургским учебным округом назначил Ивана Федоровича учителем рисования, черчения и чистописания в Торопецкое уездное училище. В 1873 году семья Жданко перебралась во Псков, он преподавал в мужской и женской гимназиях, но не на штатных должностях, а по найму. Через год округ распорядился включить И. Ф. Жданко в штат обеих гимназий. Разница по тем временам была слишком существенной: штатная должность учителя во всех министерских школах считалась государственной службой с чинопроизводством, ношением мундира, награждением орденами и правом на пенсию. В 1873 году за службу в уездном училище И. Ф. Жданко получил низший чин по Табели о рангах — коллежского регистратора, затем (в 1875 г.) — губернского секретаря. И за один 1881 год Иван Федорович стал титулярным советником, затем коллежским асессором (на уровне армейского капитана). В «Памятной книжке Псковской губернии» 1875 года упомянуто, что он преподавал чистописание ещё и в приходском училище, а на 1879 год — в евангелической школе. 5 февраля 1894 года коллеги отметили 25-летие педагогической деятельности Ивана Федоровича, 3 сентября 1900 г. еще более торжественно праздновалось 25 — летие службы в мужской гимназии. 28 ноября ему пришлось уволиться из гимназии по болезни, а 1 декабря он скончался. Городской голова и представители общественности высоко оценили его педагогическую деятельность и деятельность как художника. Он удостоен быть похороненным на Мироносецком кладбище, где хоронили заслуженных людей.
Иван Фёдорович происходил из невельской купеческой семьи. Его отец владел кожевенным заводом. И. Ф. Жданко был женат на Феодосии Петровне Чебышевой. Семья сложилась любящая, дружная, патриархальная. Детей было много — двенадцать, но двое умерли в младенчестве. Дом находился на Запсковье, на углу Ильинской (теперь улицы Труда) и Лесной (ныне улицы Волкова). Дом был двухэтажный, но небольшой. Семья занимала верхний этаж — пять комнат и мезонин. Все дети получили достойное образование. В доме было много книг, имелись картины, подаренные известными художниками.
В конце жизни И. Ф. Жданко получил официальное признание как художник — Совет Академии художеств Санкт-Петербурга выдал ему свидетельство свободного художника, и было назначено государственное пожизненное пособие. Но общественное признание он получил гораздо раньше. Жданко писал на заказ для государственных учреждений, храмов и частных лиц. Самой известной страницей его творчества являются портреты семейной четы Плюшкиных, а также иконы святого Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, святого Николая юродиевого. «Псковский городской листок» с похвалой отозвался о величественном парадном портрете Николая II, исполненном художником и вывешенном 14 февраля 1895 года в актовом зале гимназии. В январе 1898 года уезжающему из Пскова вице — губернатору графу Адлербергу преподнесли красочный адрес, оформленный Жданко. На виньетке он изобразил псковский Дом трудолюбия, построенный по инициативе графа. По свидетельству потомков, И. Ф. Жданко был художником многогранным, писал портреты, пейзажи, увлекался библейскими сюжетами. Большинство работ изначально находилось в частных коллекциях.
Духовной живописью И. Ф. Жданко начал заниматься ещё в Торопце. Известны 2 работы художника, хранящиеся в Торопецком краеведческом музее. В Пскове художник реставрировал иконы, делал с них списки по заказу различных учреждений. Когда царь Александр II проезжал через Псков, Иван Федорович преподнес ему образ святого князя Всеволода-Гавриила. Через 10 лет по желанию преподавателей мужской гимназии он создал оригинальную икону в память об избавлении от гибели Александра III при крушении поезда 17 октября 1888 г., изобразив на ней Спасителя и святых, имена которых носили ехавшие в вагонах члены царской семьи. Для домовой церкви гимназии, посвященной Александру Невскому, И. Ф. Жданко написал его образ. Совет Кирилло-Мефодиевского братства в 1897 г. поручил художнику снять точные копии с хранившихся в Троицком соборе древних икон Псковских святых Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея и Николая юродивого. По его рисункам были устроены иконостас и два клироса в храме Епархиального женского училища, освященного 10 декабря 1900 г.

1.4. Учитель, художник Яков Иванович Жданко
Я. И. Жданко родился 13 января 1885 г. в семье купцов-предпринимателей в г. Невеле. В семье было четверо детей: Пётр, Григорий, Антонина, Яков. Мать Якова Ивановича умерла в год его рождения (1885 г.). Отец женился во второй раз. Во втором браке у его отца родилось ещё двое детей: Раиса и Вячеслав. Отец способствовал тому, чтобы дети получили хорошее образование. Пётр Иванович впоследствии был служащим. Григорий Иванович окончил математический факультет Санкт-Петербургского университета, Антонина Ивановна — институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Педагогическое образование получили и младший брат, и сестра. Из автобиографии Якова Ивановича мы узнали, что он окончил Великолукское реальное училище в 1904 году. В 1906 г. отбывал воинскую повинность, по окончании которой поступил в художественную школу в г. Вильно, которую окончил в 1911 году с отличием. В 1912 году поступил преподавателем рисования в Великолукскую женскую гимназию. С 1919 г. его педагогическая деятельность связана с Невелем. До последних дней своей жизни Жданко Я. И. жил в городе Невеле в доме своих родителей по улице Энгельса, где ему принадлежала одна маленькая комнатка. Он продолжал рисовать, много читал, постоянно посещал городскую библиотеку.
В 1957 году Я. И. Жданко умер от гнойного менингита в невельской больнице и был похоронен на Троицком кладбище справа от церкви, в одной ограде со своей двоюродной сестрой Лазаревой Варварой Ефимовной — музыкантом-преподавателем Невельского педагогического техникума, окончившей Санкт-Петербургскую консерваторию, ученицей А.Рубинштейна. Её фортепиано в настоящее время находится в Музее истории Невеля.
В 1912 году Яков Иванович поступил преподавателем рисования в Великолукскую женскую гимназию, в которой работал до 1918 года, а после революции трудился в этой школе, преобразованной в советскую среднюю школу. В 1919 году стал преподавателем рисования невельского Педтехникума, где работал до 1930 г. В 1931 году перешёл учителем черчения и рисования в Новосокольническую среднюю школу. В 1935 году стал преподавателем черчения и рисования в Великолукской средней железнодорожной школе. В 1936 году появилась вакансия должности учителя рисования и черчения в Невеле. В средней школе №2 г. Невеля Яков Иванович проработал до оккупации города. В это время (1941—1943 гг..) он рисовал вывески, портреты с фотографий. После войны работал учителем рисования и черчения в школе №1 г. Невеля.
Друзьями Я. И. Жданко были представители невельской интеллигенции. Это Николай Иванович Зорин, преподаватель невельского педучилища, впоследствии профессор Рязанского университета, краевед, Невельский судья Пасской Сергей Фёдорович, главный врач Невельской больницы, автор медицинских трудов, Валентин Павлович Скачевский, преподаватель Невельского педучилища, поэт Яков Васильевич Юдин. Любимым учеником и последователем Я. И. Жданко был Дмитрий Филиппович Иванов, ленинградский художник, который до последних дней поддерживал своего учителя и более двух десятилетий переписывался с ним. В архиве Якова Ивановича сохранилось более 30 писем ученика. «Я ваши письма читаю всегда внимательно и за ними вижу Вас. Так что не сомневайтесь в моих искренних чувствах к Вам. Наша дружба прошла уже два половиной десятка лет. Время вполне достаточное для проверки и испытания», — пишет ученик учителю.
На одном из слётов заслоновцев в Ленинграде в школе №39 произошла встреча Д. Ф. Иванова с делегацией невельчан, возглавляемой Марченко С. В. Дмитрий Фёдорович учился в Невеле вместе с К. С. Заслоновым. В личной беседе с С. В. Марченко он очень интересовался последними днями жизни Я. И. Жданко, оставшимися работами, тепло отзывался о своём учителе как об удивительном человеке. Ближе и понятнее из переписки становится Яков Иванович: «Всё что вы пишите о себе и своих чувствах и переживаниях достойно больших людей. Я считаю для себя за счастье, что имею такого друга, близкого человека великой скромности и большой души. Ведь Вы зря говорите, что только сейчас научились рисовать, я-то уж знаю Вас 30 лет, и такого подвижничества в искусстве я ещё не видал».
Зная о трудном финансовом положении своего учителя, Дмитрий Филиппович пытается ему как-то помочь и, когда стало известно, что в Ленинградскую Академию художеств приезжает президент Всесоюзной Академии, известный художник Герасимов (1953 г.), он записывается к нему на приём и подробно излагает ходатайство о положении Я. И. Жданко и о помощи художнику. Я. И. Жданко не мог себе позволить покупать дорогие материалы для творчества. Для этого и необходима была материальная помощь. Неизвестно, была ли удовлетворена просьба.
В письмах Дмитрия Филипповича вся его жизнь: «Мне уже 46 лет, седых волос добрая половина. В этом году закончил педагогический институт с отличием и продолжаю дальше совершенствоваться в науке… Одно к этому добавлю: любови ни к какому делу более нет, как к искусству, и его я не покину до последнего дня, хотя и редко удаётся посвятить время живописи». Он делился с учителем своими дальнейшими планами: «На днях был в Академии Художеств, смотрел дипломные работы выпускников. Заодно интересовался вопросом поступления в Академию на факультет истории искусства. Думаю в будущем году туда поступить».
Эта мечта Дмитрия Фёдоровича сбылась, он закончил Академию художеств, а в 1957 году Дмитрий Фёдорович пишет диссертацию на звание кандидата исторических наук. Яков Иванович побывал в Ленинграде у Д. Ф. Иванова, посещал музеи и выставки.
Учеником Якова Ивановича Жданко является и Казимир Эдуардович Бржушкевич, заслуженный учитель и известный невельский художник. Известен портрет Я. И. Жданко кисти К. Э. Бржушкевича, чей дар к живописи Яков Иванович заметил и развивал. О том, что К. Э. Бржушкевич дружил со своим учителем, очень ценил его, рассказала нам дочь художника Галина Казимировна Сердюк.
К сожалению, мало что сохранилось из работ Якова Ивановича Жданко. Но нам доподлинно известно, что художник за свою жизнь написал около 300 портретов. Он вёл подсчёт своих работ, как подтверждение, имеется его рукописный документ. Наверняка, какие-то из работ дошли до нашего времени и находятся в частном владении. Но, как мы полагаем, после революции и Великой Отечественной войны мало что сохранилось по понятным причинам. Картины художник писал на заказ и тем зарабатывал. Свою деятельность он продолжал и во время войны, о чём свидетельствуют записи о количестве портретов, выполненных к 1942, 1945, 1947 годам. До 1917 года Яков Иванович писал многие свои работы маслом на холсте. В другие годы, особенно после войны, он не мог позволить себе купить дорогие материалы, поэтому в основном рисовал карандашом или гуашью на бумаге плохого качества. Но это не уменьшало популярность его творчества среди земляков. Есть свидетельства очевидцев и учеников Я. И. Жданко, о том, что у него было много рисунков, набросков. Особенно он любил кошек, часто рисовал их. Известен его рисунок Ивановского храма изнутри. Убранство храма не сохранилось. Этот рисунок стал единственным свидетельством былого величия старинного храма Иоанна Предтечи. Сейчас рисунок находится в Музее Истории Невеля. Интересен рисунок, датированный 1945 годом, на котором изображена пожилая женщина с прялкой. По свидетельству Марченко Регины Евгеньевны, проживавшей после войны в доме Жданко, это портрет её няни Гнутовой Ольги Романовны. Яков Иванович очень нуждался материально, поэтому продавал свои работы на рынке. Местные крестьяне охотно их покупали, особенно лики святых. Эти картины люди освящали в церкви, и они становились иконами в домах наших земляков.
Яков Иванович жил в своём фамильном доме, но занимал там лишь одну маленькую комнатку. Жил очень скромно, постоянно нуждался материально. Об этом свидетельствуют не только рассказы соседей и друзей, но и ветхие листки «для памяти», которые написаны рукой самого Якова Ивановича. В них фамилии людей, кому он должен, с датой возврата долга и фамилиями тех, кто брал в долг у него. Суммы небольшие, список очень длинный. Все фамилии вычеркнуты, значит, долги отданы.
Он был очень эрудированным, прекрасно разбирался в мировой художественной культуре, мог свободно провести отдельную лекцию о любом художнике мировой известности, владел отлично французским языком, неплохо знал немецкий и очень много читал. Чтение было его второй страстью после живописи. Художник постоянно был в творческом поиске: изучал художественные стили, особенности творчества великих мастеров, художественные техники, интересовался культурной художественной жизнью страны. Возможностей в те далёкие послереволюционные, военные и послевоенные времена было мало, поэтому Яков Иванович собирал газетные вырезки, репродукции картин из журналов. Есть даже репродукции картин из немецких журналов и книг. Ему был необходим творческий рост и новая информация. Это очень важно было для художника, как мы полагаем, т.к. он всю жизнь бережно хранил ветхие пожелтевшие листки — репродукции. Это почти всё из материального, что осталось после него в его маленькой комнатушке, где он одиноким стариком доживал свои дни. Мы обнаружили журнал с подписью художника. Сердце сжимается при виде его скромного «наследия», листка из календаря 1945 года, где он отмечал дни ангела и ухода своих близких, вычеркнутые адреса немногих ушедших друзей. Однако, когда знакомишься с письмами друзей, которые он также бережно хранил, понимаешь, что наследие художника и педагога на самом деле огромно. Он был Человеком с большой буквы, подвижником, как говорил о нём его ученик художник Д. Ф. Иванов, приобщившим к искусству, прекрасному и доброму очень многих людей.
Пусть его картины не сохранились, но их дух и стиль, его отношение к жизни живёт в произведениях его последователей и учеников, в памяти наших современников.

2. «Не говори с тоской — их нет, но с благодарностию — были»
(В. А. Жуковский). Вклад невельского рода Жданко в историю и культуру нашего края и страны
2.1. Вклад в экономическое развитие г. Невеля, меценатство.
Род Жданко на невельской земле очень древний, как мы уже говорили, первое упоминание о нём в документах относится к 17 веку. И уже в данный период известен как род крупных землевладельцев. На их участках земля не только обрабатывалась, но и добывалась древесина. Развивалась торговля, происходил обмен товарами, что способствовало развитию города. В 18 веке именно представитель рода Жданко занимался редким ремеслом — был золотых дел мастером. Кожевенное производство семьи Жданко было известно и за пределами города. Развивались ремёсла. Склады Жданко находились в центре города. Там же и был большой одноэтажный дом, принадлежавшей многим поколениям семьи. В нём было 13 комнат. А последнему представителю рода Жданко Якову Ивановичу принадлежала всего одна комната. Интересен факт о доме Жданко: «Здесь мы увидим типичные черты города конца XIX века: лепящиеся друг к другу двухэтажные каменные дома с маленькими балконами и окнами. В революционные дни 1917 г. с балкона одного из этих домов с пламенной речью к рабочим и солдатам обращался большевик Рошаль». В статье «Мой Невель» улица, на которой стоял дом Жданко, описывается так: «Эта короткая улица была тесно застроена кирпичными домами с длинными проходными дворами и напоминала старую улицу Вильнюса или Каунаса».
Представители рода Жданко являлись прогрессивной элитой нашего края. Всегда упоминались как уважаемые люди. Кроме того, невельчане с благодарностью по сей день вспоминают купца Жданко, являющегося основателем храма Пресвятой Троицы, который долгое время являлся единственным действующим храмом в городе и сохранился до наших дней с середины 19 века.

2.2. Вклад в развитие духовности и культуры
Каков же вклад рода Жданко в развитие духовности и культуры нашего края? На основании имеющихся фактов мы полагаем, что он значителен.
Во-первых, это воспитание детей в семье. Семьи были большими, но родители старались дать каждому ребёнку хорошее образование. Так, Яков Иванович Жданко закончил художественное училище, его братья и сестры получили педагогическое образование. Художник и педагог И. Ф. Жданко закончил художественное училище в Санкт-Петербурге, дал своим детям достойное образование: дочери получили гимназическое образование, а сыновья — высшее. Аркадий закончил Юрьевский (Тартуский) университет, второй сын Борис — Московский, получил юридическое образование, младшие Алексей и Павел — Петербургский, также по юридической части. Дочери — Клавдия, Александра, Антонина, Екатерина, Валентина и Ольга — получили полное гимназическое образование в Мариинской гимназии.
Аркадий Жданко (1873—1920) был известным врачом во Пскове. Ординатор губернской земской больницы (1899). Интересен тот факт, что он был связан с деятельностью искровской псковской группы. В письмах Н. К. Крупской указывается на то, что почта «Искры» направлялась в адрес Жданко для последующей рассылки по городам России. В первые годы советской власти он входил в состав чрезвычайной тройки по борьбе с эпидемическими заболеваниями. Во время эпидемии сыпного тифа скончался. Вскоре открытую в губернской больнице школу ученых сиделок назвали именем Жданко.
Воспитывались дети в патриархальном духе во всех семьях рода Жданко, что значит в вере, в духе просвещения, взаимоуважения. Так, внучка И. Ф. Жданко вспоминает: «Одна стена в гостиной комнате представляла собой сплошной книжный стеллаж. Книги обязательно покупались с каждого полученного жалованья. Выписывались также журналы с литературными приложениями («Нива», «Родина», «Здравие семьи»). Супруга Ивана Федоровича увлекалась музыкой, и в доме устраивались «музыкальные вечера». В рождественские каникулы обязательно ездили в Петербург к родственникам. Там ходили в оперу и на балет, в музеи. В Петербург обязательно ездили в новых платьях, сшитых своими руками. Летом бабушка с младшими детьми выезжала на дачу в Череху. Весело отмечались праздники, особенно дни ангелов всех членов семьи.
Основой воспитания в семье было трудолюбие, любовь и доброжелательность. Любовь не только к близким, но вообще к жизни: людям, природе, животным, ко всему и всем, кто и что окружает».
Таким образом, из приведённых примеров можно увидеть, что представители рода Жданко старались воспитать достойных членов общества в своих семьях.
О высоком нравственном и культурном уровне членов семьи Жданко говорит и их круг общения. Так, И. Ф. Жданко был женат на Феодосии Петровне Чебышевой. Один из ее дядей был известный академик П. П. Чебышев, другой преподавал в Петербургской артиллерийской академии, тетя была замужем за Н. Н. Гончаровым, братом Н. Н. Гончаровой, жены Пушкина. Таков родственный круг общения. В Пскове Иван Фёдорович был уважаемым общественным деятелем. Известны факты его участия в торжественных встречах с графом Адлербергом, псковским вице-губернатором, при проезде через Псков на войну в Болгарию Александра II Иван Фёдорович преподнёс ему образ святого князя Всеволода-Гавриила. Все это свидетельствует о высоком авторитете художника.
Жданко И. Ф. общался с известным псковским коллекционером и меценатом Плюшкиным. Федор Михайлович Плюшкин — создатель частного музея в собственном двухэтажном доме на улице Петропавловской, купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин города Пскова, член городской управы, почетный член Псковского археологического общества.
Интересен тот факт, что семья И. Ф. Жданко была знакома с семьёй Марины Цветаевой, по свидетельству внучки Ивана Фёдоровича Нины Броведовской-Молчанюк-Жданко. Беседу с Ниной Георгиевной Молчанюк записывали в разное время исследователи творчества Цветаевой; известно, что беседовала Молчанюк и с Анастасией Ивановной Цветаевой. Существует письмо Молчанюк с рассказом о той встрече. Н. Молчанюк встречалась в Елабуге с Мариной Цветаевой, даже присутствовала на её похоронах. В тот момент она не знала, что эта та самая Марина Цветаева, которую знала и ценила её семья. С детских лет Нина слышала эту фамилию у себя в доме: Цветаев, именно Цветаев, а не Цветаева. С отцом Марины Цветаевой состоял в переписке дед Нины. Ему даже была подарена Цветаевым И. В. книга с дарственной надписью. О Марине Цветаевой Нина ничего не знала. Она услышала о ней только после встречи в Елабуге. Оказалось, что мать Нины в юности увлекалась цветаевскими стихами. Она даже слышала, как читала их сама Марина, видела её в Крыму. Все подробности встречи и гибели Цветаевой были пересказаны теперь матери и пережиты Ниной вместе с ней. Потрясение надолго сохранило их в памяти.
Невельский учитель и художник Я. И. Жданко был уважаемым человеком в городе. Его ценили друзья, являвшиеся признанными яркими представителями культурной интеллигенции города и страны в целом: Зорин Николай Иванович, Скачевский Валентин Павлович, Юдин Яков Иванович.
Вкладом рода Жданко в духовную жизнь и культуру края, страны также является строительство храма, восстановление икон и иконопись.
Иван Федорович Жданко реставрировал иконы, собирал старинные церковные и светские книги. Известны иконописные произведения, написанные в Пскове, литографии с икон, созданные в Торопце.
Невельчанин Я. И. Жданко писал лики святых, которые покупали земляки. После освящения в церкви эти изображения становились домашними иконами. Так было в трудные времена, когда местные жители не всегда могли позволить себе купить икону. А духовная жизнь продолжалась.
Важным вкладом рода Жданко в развитие духовности и культуры является их педагогическая деятельность. Приведём примеры. И. Ф. Жданко, Я. И Жданко и его братья и сёстры были учителями в Невеле, Великолукском районе, Пскове, Москве. Я. И. Жданко среди своих последователей имел двух художников: К. Э. Бржушкевича, Д. И. Иванова. Я. И. Жданко учил любви к искусству и сам был предан своему делу.
Художественное творчество — также несомненный вклад в культуру и духовность нашего края. Наиболее известными работами И. Ф. Жданко являются портреты Плюшкиных, которые находятся в Псковском Государственном музее-заповеднике, и списки с икон, которые были подарены высоким государственным деятелям и находились в государственных и учебных заведениях Пскова до революции 1917 г. Художественное наследие Я. И. Жданко, его стиль, идеи остались жить в работах его учеников.
Таким образом, мы видим, несомненно, значительный гуманитарный вклад невельского рода Жданко в развитие нашего края и страны в целом, который мы, благодарные потомки, не только можем увидеть в виде картин, храма, но и осознать, узнавая о последователях, учениках представителей рода Жданко, о духовном наследии.

Заключение
В нашей работе мы постарались выявить наиболее полную информацию о невельском роде Жданко на примере трёх его наиболее ярких представителей 18—20 веков, узнали о первом упоминании рода Жданко в исторических документах, которое относится к 17 веку. Предметом исследования явился вклад представителей рода Жданко в историю и культуру края и страны на примере купца и мецената Жданко (середина 19 в.), Ивана Фёдоровича Жданко (конец 19 в. — начало 20в.), Якова Ивановича Жданко (конец 19в. — середина 20 в.) Мы достигли цели нашего исследования — оценить гуманитарный вклад невельского рода Жданко в историю и культуру Невельского уезда, Псковской губернии, страны в целом, в ходе решения следующих задач:
1) обобщили информацию о невельском роде Жданко, имеющуюся в литературных источниках и СМИ Псковской области;
2) используя документы личного семейного архива, узнали об образе жизни Я. И. Жданко, о его личности как учителя и художника, выявили несколько неизвестных до настоящего времени рисунков художника, узнали их историю;
3) взяли интервью у людей, имеющих сведения о семье Жданко, и узнали подробности о жизненном и трудовом пути Я. И. Жданко, о его личности и семье;
4) выявили и обобщили информацию по теме, которая хранится в Музее истории Невеля, Торопецком краеведческом музее, Псковском музее-заповеднике, в невельском храме Пресвятой Троицы;
5) связались с представителем невельского храма Пресвятой Троицы и подтвердили имеющуюся у нас информацию об основателе храма купце Жданко;
6) изучив информацию по теме в СМИ Псковской области, мы получили важную информацию о потомках И. Ф. Жданко, о фамильном доме Жданко в Невеле;
7) мы побывали на месте дома купцов Жданко в Невеле, дома семьи И. Ф. Жданко во Пскове, на месте захоронения художников (кладбище при невельской Троицкой церкви, Мироносецком кладбище в Пскове), в Псковском государственном музее-заповеднике, Торопецком краеведческом музее;
8) обобщили информацию об учениках и соратниках педагога Жданко Якова Ивановича, художника и педагога Ивана Фёдоровича Жданко;
9) обобщили информацию, имеющуюся в письмах к Я. И. Жданко;
10) выявили информацию о прямых потомках художников, среди которых высокообразованные и культурные люди с интересной судьбой. Сейчас с этой фамилией не осталось никого. По линии дочерей Ивана Федоровича Жданко в Пскове живет его правнучка Анна Алексеевна Гунченко, внучка Екатерины.
Таким образом, мы доказали, что представители невельского рода Жданко внесли весомый гуманитарный вклад в историю и культуру Невельского уезда, Псковской губернии, страны в целом. Полагаем, что наша работа будет полезна и интересна как краеведам, так и всем нашим землякам, ведь, как писал известный учёный Д. С. Лихачёв, «…память — основа совести и нравственности. Хранить память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память — наше богатство». Мы с благодарностью вспоминаем наших земляков и о них хочется сказать словами Жуковского: «Не говори с тоской — их нет, но с благодарностию — были…», именно эти строки мы взяли для названия работы.

Список литературы
1. Невельский сборник №5, №17 2011 год Санкт-Петербург «Лема»
2. Синицкий Г. Храмы земли невельской. Ridero, 2021г
3. Памятная книжка Псковской губернии
4. Петров В. Г. Невель. Лениздат, 1980 год
5. Псковский биографический словарь. Под общ. ред. В. Н. Лещикова. Псков, ПГПИ, 2002
6. Левин Н. Ф. Художник и педагог Иван Жданко // Псковская правда. — 1996. — 6 дек. — С. 11. — (Страницы Псковской энциклопедии). Ил.: портрет супругов Плюшкиных
7. Кудрова Ирма «Гибель Марины Цветаевой». https://clck.ru/39YMqT
8. Ариадна Эфрон. О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери. М., Сов. писатель, 1989,
9. Колондук В. Ю. Истории невельской жизни. Великолукская типография, 2014г
10.Псковская энциклопедия, 903—2003 / под ред. А. И. Лобачева. — Псков: Псковская энциклопедия, 2003. — 912 с. — Указ.: с. 855—903. — Библиогр.: с. 904—910.
11. «Невель. Церковь Троицы Живоначальной», страница Народного каталога православной архитектуры: https://clck.ru/39YMmi

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники