Мужиковская секта
Последняя треть XVIII — первая половина XIX веков, на вновь присоединённых к России землях Витебской, Полоцкой и Двинской провинций — время сложных перемен и понимания происходящего вокруг, в особенности вопросов касающихся духовных начал и православной веры, крохотные осколки которой чудом сохранились в нескольких уголках Невельского повета. Это приграничная территория России и Литвы, а позже Польши, которая на протяжении 200 лет много раз переходила из рук в руки, от царя к королю, от князя к князю и обратно. Это земли, куда бежали семьи стрельцов и старообрядцев, где поначалу не было каких-либо притеснений вероисповеданий, где с течением лет всё перемешалось в религиозных нравах православия, католицизма, иудейства, униатства, староверов, кальвинистов, францисканцев и тд. Где на протяжении долгого времени чаша весов клонилась то в одну, то в другую сторону. Тяжелейшие преобразования сделанные Екатерины II канули в небытие одним росчерком Павла I. И опять, всё надо было строить заново. Это было время, когда ещё не произошло объединение Российской Православной Церкви Московского Патриархата и униатов, когда ещё не открылась кафедра Полоцкой Епархии, но уже закрывались каплицы, а православных церквей было крайне мало. Время, когда народ готов был уверовать во всё что угодно…
10 мая 1830 года помещик Невельского повета Витебской губернии, отставной поручик Пётр Афанасьевич Вилинбахов обратился с письменным прошением к обер-прокурору Святейшего Синода князю Мещерскому, следующего содержания (публикуется в современной орфографии с сохранением стилистики письменной речи первой половины XIX века):
Ваше Сиятельство Милостивый Государь!
Состоящие Витебской губернии в Невельском повете (имения моего с братом и сёстрами, по общему нашему желаниюнеразделяемаго) крестьяне в немалом количестве блуждают в раскольниковской ереси Мужиковской секты.
При стараниях прежде покойнаго отца моего, Коллежскаго Советника Вилинбахова, потом моих, о приобщении их к православной нашей вере и церкви, открыли один способ — совершать по обряду греко-российскому их браки, для коих они бывают в церкви, видят различия от своей моленной, слышат часто литургию благочинно совершаемую, молитвы венчания, тем самым познают свои заблуждения, и присоединяются к благочестию.
Ответы сему были многие, но в начале 1828 года местный благочинный запретил приходским священникам совершать раскольнические браки. От сего возникало то, что крестьяне начали сходится с женщинами безбрачно, потом разходиться, как не связанные церковными обрядами и рождая в домах существенные безпорядки.
3-го марта того года я письменно извещал о сем господину Белорусскаму Епископу, но Могилевская Духовная Консистория Указом в бывший Невельский духовный Заказ, приказала сама законом, что раскольники всех сект обязываются быть венчаными православными иначе брак их не брак. Дозволила совершать оные между раскольниками с православною и обратно, а о браках между собственно раскольниками не зделали никакого разрешения. Какового не зделал и духовный Заказ, а благочинный
вовсе запретил священникам совершать их браки.
Снова октября 10 дня 1828-го просил я Белорусскаго Епископа о повелении благочинному не возбранять совершать браки сочетания и между раскольниками, приводил о сем распубликованный Правительствующим Сенатом 1827 июля 19 дня Указ Святейшаго Правительствующаго Синода 1808 года августа 14 дня преосвященному Воронежскаму и Черкасскаму посланный. Но Могилевская Духовная Консистория издала предписание, чтоб совершать браки и между обеими раскольническими лицами, если одно из них будет прощено Светлым Крещением и помазано Святым миром, или производит оное без бракосочетания, чем самим опять затруднены браки их.
Ибо выше сказано, что крестьяне имения моего Суть Мужиковской секты, крестьяне от наставника своего кои миропомазанные — яко непосвященные и не имеющие светлаго мира* — совершать не могут. Пред браком же исполнять сие над ними, не знающими существа такового таинства, было бы над имя на которое могут и не согласится.
Посему решаюсь утруждать Ваше Сиятельство яко блюстителя прав церковных и гражданских — не откажите Святлейший Князь! Выше изложенные обстоятельства передать разсмотрению кому следует, чтоб разрешено было приходским священникам совершать обряды брака и между своими лицами разскольниками. Которые потом сами примут Святое Миропомазание и приобщаться к православной церкви.
С совершенным высокопочитанием и преданностью, честь имею быть, Вашего Сиятельства Милостиваго Государя слуга Петр Вилинбахов отставной поручик. Получив данное прошение 18 мая 1830 года князь Мещерский размышлял около двух недель. Судя по всему, он не мог взять на себя ответственность принять решение самостоятельно, и поэтому, 31 мая 1830 года составил Предложение за № 1554 в адрес Святейшего Правительствующего Синода, следующего содержания:
Отставной поручик Петр Вилинбахов, в присланном на имя мое прошении изъяснил, что по случаю запрещения местным благочинным венчать крестьян его Мужиковской раскольнической секты, состоящих в Невельском повете, по чиноположению Грекороссийской церкви они начали вступать в беззаконные супружества и оставлять оные произвольно, как совершенные вне церкви и не освященные ее обрядами, и поставляя на вид произшедших от сего в семействах крестьянских безпорядки и разстройство, просит о разрешении совершать таковые браки в приходских церквах по уважению тому, что сие было самым надежным средством обращения крестьян его к православию.
Просьбу сию имею честь предложить при сем на разсмотрение Святейшаго Синода
Обер-прокурор Князь Мещерский
2 июня 1830 года данное Предложение Петра Сергеевича было получено Св. Прав. Синодом и зарегистрировано под №3026.
Спустя месяц, 4 июля 1830 года, последовало решение
(публикую резолютивную часть):
ПРИКАЗАЛИ:
Просителю, поручику Вилинбахову в оной просьбе отказать, потому что венчание в православной церкви лиц обоего пола, в расколе пребывающих и к православной вере не обращающихся, Указами 1722 года мая 31 дня и 1736 года марта 21 дня воспрещено, и потому распоряжение Могилевскаго Епархиальнаго Начальства на счет таковых браков последовавшее, принято правильным.
О сем заключении Св. Синода объявить просителю Вилинбахову предоставив ему же г. Синодальным Обер-прокурором дать копию подлиннаго определения.
Подписали:
1. Серафим, Митрополит Новгородский и Петербургский;
2. Владимир, Епископ Курский;
3. Духовник, Павел Криницкий;
4. Духовник и Обер-священник Николай Музовский;
5. Обер-секретарь Алексей Дружинин;
6. Секретарь Яков Гиновский.
*Примечание: Суть Мужиковской секты, крестьяне от наставника своего кои миропомазанные — яко непосвященные и не имеющие светлаго мира — т.е. помазанные не священником, а простым мужиком, отсюда и название — Мужиковская секта.
По материалам РГИА Ф.796 Оп.111 Д.398
“Страницы истории Невеля” Г.Н. Синицкий, 2023 год.