Посещение Невеля Преосвященнейшим Иннокентием, Епископом Полоцким и Витебским

Прямая речь участников встречи публикуется с редакторской правкой
26 декабря 1914 г. в 22—00 часа к станции Невель подошёл поезд архиепископа Полоцкой и Витебской епархии. На перроне владыку встречали: законоучитель учительской семинарии протоиерей Пётр Петровский, настоятель градского собора протоиерей Александр Петровский и делегация от городского начальства. Выразив своё почтение высокому гостю, встречающие оставили епископа, пожелавшего ночевать в вагоне.

Архиепископ Полоцкий и Витебский Иннокентий (Ястребов)

Архиепископ Полоцкий и Витебский Иннокентий (Ястребов)

Наутро 27 декабря в 9 час. 30 мин. с колокольни градского собора раздался благовест, призывавший чад православной церкви к божественной литургии с участием архипастыря.
Несмотря на разбушевавшуюся метель, заметавшей все дороги, Божий храм быстро наполнялся верующими. К 10 часам в собор прибыл Его Преосвященство. При входе в церковную ограду владыку встретили с хлебом-солью городской голова и церковный староста собора. В храме Иннокентия ожидало духовенство. Обращаясь к епископу, настоятель собора протоиерей Александр Петровский с глубоким чувством произнёс приветственную речь, в которой выразил глубокие чувства признательности, переполнявшие сердца всех собравшихся.
— Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец. Узнав о намерении Вашем посетить наш град, мы с радостью ожидали Вашего прибытия, как доброго и любвеобильного Архипастыря своего и усердного молитвенника нашего пред Богом.
Посещение Ваше дорого и ценно, особенно в это время, когда мы переживаем страшную войну, вырвавшую уже немало жертв из среды нашей и повергшую уже многих в скорбь, печаль и горе; оно будет могучим средством для поддержания нашего духа и готовности на всякие жертвы для защиты Отечества. В утешение сердца Вашего, досточтимый Владыка, считаю долгом своим засвидетельствовать, что дни ниспосланного нам испытания мы переживаем с твердым упованием на Бога.
Движимые беспредельной преданностью к Царю и Отечеству, мы с усердием несём свои посильные средства на нужды военного времени. Под действием патриотического одушевления, в граде сем оборудован лазарет для больных и раненых воинов; здесь, как и везде, семьи призванных на поле брани окружены тёплым попечением и не знают острой нужды.
А в храме сем мы видим трогательное и усердное проявление паствой нашей чувств умилостивления Бога и горячие молитвы о здравии доблестных вождей и воинов наших и о даровании им победы над врагом. Несомненно, что Ваше молитвенное общение с нами поддержит этот наш религиозно-патриотический подъем и придаст нам силы до конца нести постигшее нас испытание с твердой верой в Бога и конечный успех оружия нашей славной армии. Войдите же, святитель Божий, в сей храм Успения Богоматери, благословите нас пасомых и помолитесь за нас. Ваши молитвы для нас, как дар небес и знак Вашей любви к нам, за которую да наградит Вас Господь вожделенным здравием и да сохранить Вашу дорогую жизнь для блага Церкви на многие лета.
В ответ на приветствие протоиерея Владыка сказал следующее:
«С радостью и умилением выслушал я Ваше приветствие, и утешен тем, что в это воистину тяжелое время жители богоспасаемого града сего с таким участием относятся к раненым воинам нашим, для которых устроено здесь убежище, и к семьям призванных воинов наших. В эту тяжелую годину, когда мы воюем с жестоким и кощунственным врагом, мы должны воевать с надеждой на помощь Божию. Эта война является войной „священною“, так как является необходимость не только защиты Отечества, но и святынь Церкви
Божией. Думаю, поэтому, что в нынешний день наша общая молитва будет особенно горяча, и верю, что она дойдет до Престола Всевышнего. Прошу вас, отцы и братия, вознести горячие молитвы вместе со мною к Господу, да дарует Он победу и одоление над врагом нашим».
От таких слов у многих прихожан выступили слезы на глазах.
Началось архиерейское служение божественной литургии, служение было полное, в сослужении восьми священников.
Торжественность происходящего незримо касалось богомольцев, и приводила в умиление их сердца. Вместо запричастного стиха было сказано поучение епархиальным миссионером о ревности по вере истинной.
На «Буди имя Господне» слова назидания сказал владыка. Он высказался о значении тяжелого события избиения младенцев, бывшего по рождеству Христовом.
— Мы переживаем тяжелые, священные и в то же время дорогие дни. Эти дни, воистину, дни святые, ибо Господь наш Иисус Христос сошел с неба на землю и вочеловечился, и ныне же наши воины защищают честь и достоинство нашей Родины. Это соединение воспоминаний о событиях светлых с переживаемыми событиями грустными особенно торжественно, умилительно и трогательно. Да, наши праздники все политы христианской кровью и почитаются днями святыми. Это дни, которые обагрены мученическою кровью. Они вожделенны, торжественны и радостны. Возьмите начало христианской веры: рождается Спаситель наш в обстановке столь убогой, смиренной, в какой ни один из нас не родился. Тем не менее Ирод ищет убить Новорожденного Младенца. Не удалось. И тогда он обагряет великое событие невинною младенческой кровью, избив 14 000 младенцев. Но, вот, Спаситель наш совершил телоспасение. Умер, воскрес, вознесся на небо, основал Церковь Свою, послал Духа Святого, Утешителя. Но, как только стала вера Христова распространяться, враги со злобою набросились на Архидиакона Стефана и избили его. И опять день этот обагрился мученической кровью, дни эти опять стали днями священными. Стала вера Христова распространяться, и мы знаем, что сожжены были 20 000 христиан. И в течение 300 лет в эти святые дни лилась кровь христианская.
В нынешний год еще льется мученическая кровь защитников наших. К воспоминаниям о прежних событиях прибавляется память воинов, проливающих кровь свою в защиту Царя Небесного, Родины и священного достояния Церкви. Зная, какие дни переживаем, мы должны эти святые дни проводить с особым благоговением и святым настроением. Мы не должны в это время предаваться объедению и пьянству. Дни эти мы должны проводить достойно, с христианским настроением, ощущать в сердце своём великое значение нынешних событий.
— Кто сошёл с небес? Владыка неба и земли.
— Кто возлег в яслях? Святый Господь.
— Какое счастье! Явилось солнце Правды и осветило нас!
Старайтесь же быть верными последователями Его!
Старайтесь жизнь свою вести так, чтобы сердца ваши были яслями, где бы Спаситель мог возлечь!
Древние христиане для этого проводили время в чтении Слова Божия и в чтении священных книг.
И в настоящее время много имеется изданий для душеполезного чтения. Старайтесь же просветить свое сердце чтением Слова Божия и святоотеческих писаний. Просветленное сердце увидит и то, что для спасения необходимы и благотворения и любовь ближним.
Когда я вступил в ваш храм, то услышал, что у вас устраивается госпиталь. Как отрадно и радостно слышать об этом добром деле! Воины наши защищают нас и мы должны все делать, чтобы облегчить страдания наших защитников. Окружите свой госпиталь любовью и вниманием, несите все, кто что может, ибо это облегчит страдания раненых, доставит им приятные минуты и поднимет душевное состояние. А Господь Бог наградит вас за это!
Старайтесь, дорогие братья и сестры, чтобы Господь Бог, вселившийся в сердца ваши, не был изгнан, как Он был изгнан из страны иудейской. Старайтесь соблюдать святость веры. Вы слышали проповедь о ревности. Да будут сердца наши горящими ревностью, ибо вера требует ревности. Когда кто любит кого, то ревнует об имени и славе того.
Ревнуйте и вы, чтобы высокий дар любви был сохранен в сердце. Старайтесь во взаимных отношениях друг к другу сохранить братолюбие, которое заповедал Господь. Каждый заботься о другом, чтобы сказалась сила имени Христова.
Старайтесь, чтобы в сердце каждого был мир и радость, что возможно лишь при взаимной любви и попечении. И если так будете поступать, то Господь Бог всегда будет с вами и ниспошлет благодать Свою, и сделает вас причастниками небесных благ и небесного царствия. Аминь».
Слово Архипастыря слушали с сосредоточенным вниманием.
Закончилась литургия.
К торжеству посещения Владыки присоединилось ещё и новое торжество — освящение созданного жителями города воинского знамени. Торжество освящения флага происходило перед, царскими вратами, на солее. При этом Иннокентий обратился вновь к народу с назиданием, в котором объяснил великое значение знамени, освященного св. Церковью и увенчанного Крестом Христовым.
«Вы поставлены под знамя и охрану Креста Христова», — говорил архипастырь, — «а где Крест, там и смерть не страшна. Да будет сие знамя во спасение и победу над врагом! Пусть смело идут под охраной сего знамени на врагов, ибо Господь будет помощником. Пусть вынесут из всех сражений сие знамя невредимым. Верю и надеюсь, что вы увидите сие знамя покрытым воинскою славою!»
Пожелав нашим воинам быть невредимыми, владыка призвал на русское воинство благословение Божие и молитвенно возгласил: «да будет знамя это врагам на одоление, а нам на честь и похвалу!»
После чего священный стяг был передан городскому голове Артемию Ивановичу Пантелею, который торжественно вручил его воинскому начальнику.
Заканчивалось торжество в городском соборе, где епископ сам давал народу целовать крест, а ключарь раздавал благословенные владыкой крестики. Народ, умиленный торжественным и продолжительным архиерейским служением, выходил из храма, делясь впечатлениями и полученным назиданием, стараясь сохранить в своём сердце всё увиденное и услышанное.
После литургии Его Преосвященство посетил здание уездной управы, где освятил устроенный для раненых воинов госпиталь.
Здесь же собрались представители города. По окончании молебна и окропления строения святой водой владыке был предложен чай и легкий завтрак. Однако архипастырь спешил, времени оставалось немного, поэтому епископ преподал общее благословение и поехал осмотреть город, а также посетить некоторых его жителей. В четвертом часу пополудни Иннокентий явился в квартиру протоиерея Александра Петровского, где ему был предложен обед.
За трапезой Преосвященнейший расспрашивал об имеющихся в Невеле учреждениях, интересовался названием города и его историческими судьбами. К сожалению, обстоятельных и подробных сведений о нём не имелось. Было указано на существование маленькой брошюры, с краткими историческими данными, которую Иннокентию обещались выслать.
В завершении трапезы законоучителем учительской семинарии протоиереем Петром Петровским была сказана яркая, застольная речь и было возглашено многолетие высокому гостю. В ответ на подобное пожелание последовали аналогичные тосты от всех представителей городских ведомств.
К пяти часам вечера зазвонили в Невельском монастыре, созывая народ на всенощное бдение, которое имел желание совершить сам владыка. И вновь, с обычной торжественностью и при полном архиерейском облачении Иннокентий среди богомольцев, многие из которых первый раз в жизни видели совершение всенощного бдения по Киевскому чину.
По окончании службы игумен пригласил Его Преосвященство на чаепитие. Кроме всего прочего, архипастырь осмотрел здания обители и все кельи монашествующей братии.
К 10 часам вечера Преосвященнейший отправился на вокзал, где сердечно простился со всеми, оставив после себя, как среди духовенства, так и среди мирян самое отрадное и неизгладимое впечатление.

По материалам Полоцких епархиальных ведомостей, №5, 1915 г.

“Страницы истории Невеля” Г.Н. Синицкий, 2023 год.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники