Школьные учебники истории о Второй мировой войне
-Игорь Михайлович, что вас, в первую очередь, интересовало в столице Литвы?
-В те дни в Вильнюсе праздновали День святого Казимира. В центре города были организованы ярмарки, в которых участвовало 1600 ремесленников из 16 государств, в том числе и представители Псковской области. Меня интересовало, какая из сувенирной продукции наиболее востребована, где и как она сделана. Мы как представители движения краеведения тоже нацелены на изготовление сувенирной продукции, отражающей историю и колорит нашего края.
Также моё внимание привлекла проходившая 6 марта в столичной Ратуше презентация выставки «Разные войны: национальные школьные учебники истории о Второй мировой войне», которую мне и удалось посетить.
-И какие учебники истории были представлены на этой выставке?
-За основу экспозиции были взяты действующие школьные учебники шести стран: России, Германии, Италии, Польши, Чехии и Литвы, которые рассматривались с точки зрения шести ключевых тем: договор Молотова — Риббентропа и секретные протоколы 1939 года, холокост, жертвы войны, депортации и насильственные переселения, последствия войны и память о войне в современном мире – слова, символы, ритуалы. Получилась интереснейшая картина национальных особенностей исторической памяти.
-Кроме Вильнюса, эта выставка ещё где-то проходила?
-Выставка создавалась рабочей группой «Историческая память и просвещение» при гражданском форуме «ЕС — Россия», объединяющем около 150 негосударственных организаций в тесном сотрудничестве с историками, деятелями гражданского общества, учителями истории и энтузиастами из всех шести стран-участниц. Англоязычная экспозиция была показана в Праге, Берлине, в Европарламенте в Страсбурге и тот раз в Вильнюсе, русскоязычная – в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Перми, а с 13 февраля по 21 апреля 2017 года она открыта в Санкт-Петербурге. Авторы взялись показать, как по-разному трактуется тема Второй мировой войны в учебных программах разных стран Европы.
-И в чём же эти различия?
-Оказывается, даже на вопрос, когда началась война, в разных странах отвечают по-разному. Русские школьники говорят: «22 июня 1941 года», в большинстве стран Европы называют 1 сентября 1939 года – дату вторжения немцев в Польшу, а, например, в Чехии начало войны – это сентябрь 1938 года, когда по Мюнхенскому соглашению часть территории Чехии была передана Германии с согласия стран будущей антигитлеровской коалиции.
Пакт Риббентропа-Молотова рассматривается во всех учебниках, другое дело, с какой полнотой и в какой интерпретации. Если в российских учебниках об этом договоре о ненападении говорится, скорее, как о вынужденном шаге, то, например, в Польше, Литве, которые прямо пострадали от его реализации в 39-40 году, пишут о нем как о договоре между агрессорами. В германских учебниках ученикам предлагается не просто пересказ событий, а текст договора с секретными протоколами, чтобы проанализировать их. А в Италии об этом договоре есть буквально абзац, который говорит о том, что в этой стране договору все очень удивились и ещё больше удивились, когда началась реальная война.
В учебниках Германии материал об истории войны пронизан темой национальной вины. Именно национальной: немцы возлагают вину за глобальную катастрофу на нацию, а не на Гитлера. Очень тщательно показана безжалостная система нацизма – от идеологии до технологий, вплоть до подробного рассказа о том, как утилизировались зубы и волосы уничтоженных евреев.
Кстати, немецкие дети проходят тему Второй мировой войны трижды за школьный курс истории. Переломным моментом в истории войны немецкие учебники считают Сталинградскую битву – она трактуется как начало заката фашизма. В школьной программе – самостоятельное изучение подлинных писем немецких солдат из сталинградского «котла».
Тема геноцида народов отражена, конечно же, во всех учебниках. Но, например, в Чехии об этом рассказано так, будто Холокост был где-то далеко – в Польше, Литве, России. О Холокосте много сказано в польских учебниках. Если брать Германию, тема холокоста — просто ключевая.
Совсем другое дело – учебники страны, где зародилась идеология фашизма, – Италии. Здесь мало внимания уделяется событиям вне страны, в том числе на русско-немецком фронте, где итальянцы тоже принимали участие в военных действиях и 80 тысяч итальянских солдат погибли. Обо всём этом говорится одной фразой: «Итальянская армия воевала на двух направлениях”.
Невельский вестник. 24 марта 2017 года
Здравствуйте уважаемая администрация Невельского района, также прошу всех не равнодушных, обращаюсь к вам по поводу :
https://pamyat-naroda.ru/heroes/?first_name=%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%BE%%5B..]
В этой ссылке нашла своего деда Алимбеков Баймалда 1909 г.р. уроженец республики
Казахстан , Алматинской области ,
Талды-курганского района.
Убит 5.11.1943 Калининская обл,
Невельский район, Поздноевский с/с , с Поздноево.
Хотели точно уточнить точное место его захоронения.
Мама моя пока жива , ей 86 лет, хотим посетить его могилу.
Пожалуйста очень прошу помогите наити его точное место захоронения. Или напишите
куда мне обратиться.
С уважением Галия Алимбекова
г. Алматы Казахстан
63F85B25-A00E-4872-9727-300A76B49556
Отправлено с iPad
Здравствуйте уважаемая администрация Невельского района, также прошу всех не равнодушных , обращаюсь к вам по поводу :
https://pamyat-naroda.ru/heroes/?first_name=%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%BE%%5B..]
В этой ссылке нашла своего деда Алимбеков Баймалда 1909 г.р. уроженец республики
Казахстан , Алматинской области ,
Талды-курганского района.
Убит 5.11.1943 Калининская обл,
Невельский район, Поздноевский с/с , с Поздноево.
Хотели точно уточнить точное место его захоронения.
Мама моя пока жива , ей 86 лет, хотим посетить его могилу.
Пожалуйста очень прошу помогите наити его точное место захоронения. Или напишите
куда мне обратиться.
С уважением Галия Алимбекова
Алматы. Казахстан
Отправлено с iPad