Исследовательская деятельность учащихся – наука или игра в науку?
23 марта 2015 года прошла 19-я межрайонная научно-практическая конференция, на которую юные исследователи представили 35 работ, посвящённых изучению проблем истории, краеведения, литературоведения, экологии, валеологии, биологии, информатики. Организаторами конференции являются Управление образования, физической культуры и спорта Администрации Невельского района, музей истории Невеля, МОУ ДОД Дом детского творчества, МОУ СШ№1 им. К.С.Заслонова. На конференции работало 8 секций. В работе конференции приняли участие первый заместитель Главы Невельского района Майоров О.Е., директор Музея истории Невеля Максимовская Л.М., председатель общественного движения краеведения «Невельский край» Снетков И.М., который показал собравшимся документальный фильм об освобождении Невеля. На секциях свои работы защищали ученики всех городских школ и школ из Новохованска, Опухлик и Трехалёва. Самый юный участник учится во 2 классе, самый старший – в 10. Работал пресс-центр, была оформлена стендовая выставка. Были названы лучшие работы, вручены подарки. Впервые на конференции работала секция «Бессмертный полк». Многие работы участников были посвящены нашим землякам, участникам Великой Отечественной войны, тем, кто погиб, освобождая наш город. Вспомним 1-ю научно-практическую конференцию. В 1997 году первые исследователи плохо понимали, что такое научная работа. С опытом пришло признание. Участие в областных, Всероссийских конференциях, олимпиадах и выставках все эти 19 лет приносило нашим ребятам грамоты, дипломы, премии… А сколько молодых исследователей прошло за эти годы через научные конференции… И кем бы они не стали в будущем, исследовательская работа принесла им пользу, привила любовь к городу и нашему краю. Человек утратил один из органов чувств – тот, который отвечает за чувство истории. Что унаследовано, что принадлежит времени, что является нашей заслугой – так важно знать всё это, чтобы не чувствовать себя бесприютным и затерянным в этом мире. Велика роль учителя в этом процессе. Надо помочь молодым внимательно вглядеться в прошлое, оценить его, выработать трезвое отношение к советскому прошлому страны. Научная работа – это диалог прошлого и настоящего времени. Любопытство, стремление узнать новое, открыть для себя неизведанное объединяют в единый творческий коллектив учеников и учителей, поэтому каждая исследовательская работа – это труд единомышленников, который способствует самоутверждению, самоопределению, воспитывает корректное отношение к источникам и к своим предшественникам. Исследовательская работа повышает научный уровень учителя. В процессе работы совершаются открытия, происходит обмен впечатлениями, информацией. Эта работа необходима для того, чтобы ученики ответили на вопрос: Кто мы? И что особенно важно – исследовательская работа помогает молодому человеку ощущать себя гражданином России.
Г.Л. Стойкова