Рафаил Иосифович Буйницкий.
У каждого города и каждой деревни есть прошлое, есть люди, которые сыграли свою роль в жизни этого края. На месте нынешней деревни Гостилово было имение под названием Игнаполь, которое принадлежало польским дворянам Буйницким. Около 1847 г. в имении был построен большой усадебный дом и разбит пейзажный парк. Последним владельцем этого имения был профессиональный художник Рафаил Иосифович Буйницкий (Буйницкий – Нестюшко) и его жена, оперная певица, вокальный педагог Аделаида Георгиевна Козаковская (1869 (некоторые источники указывают год рождения 1871) – 1959 гг., родилась в Невельском уезде Витебской губернии, умерла в Ленинграде). В 1896 – 1932 гг. была солисткой Мариинского театра, в 1901 г.гастролировала в Миланском театре «Ла Скала». Её партнёрами по сцене были Ф.Шаляпин, Ф.Стравинский, Н.Большаков, А.Смирнов. Рафаил Буйницкий родился в 1871 г. Изобразительному искусству обучался в частных мастерских и за границей. «На рубеже веков Буйницкий вступил в Орден розенкрейцеров, самую таинственную оккультовую организацию дореволюционной России» – пишет в своей книге «Масоны в России» В.Брачев. В 1917 г. Буйницкий покинул столицу и вернулся в родовое поместье. До 1921 г. состоял в должности художника-оформителя Чупровской волости. К нему нередко приезжали гости из Петрограда. В это время Буйницкий пытался организовать Капитул нового розенкрейцерства, то есть собрание-общежитие образцовой ячейки братьев. Цель кружка его руководители видели в том, чтобы «создать общежитие либо в сельской местности… создать духовную общину, обитель, коммуну рыцарей Духа, Грааль – Монсальват». Однако в 1920 г. коммуна распалась. В 1934 г. от местных властей последовало указание конфисковать всё имущество художника с последующим выселением его за пределы Невельского уезда. Что и было сделано, несмотря на охранную грамоту, подписанную министром просвещения А.Луначарским. Согласно протоколу изъятия, подписанному председателем исполкома Изочинской волости Грумольдом в январе 1925 г., основное имущество художника – дворянина было следующее: статуя женщины из глины, около десятка живописных полотен, 723 этюда, справочная литература по искусству, а также набор музыкальных инструментов (фисгармония, мандолина, скрипка), принадлежащие жене художника (общая стоимость конфискованного имущества составила 972 рубля 60 копеек). Где жил Буйницкий после насильственного выдворения его из родового поместья и какова его дальнейшая судьба – неизвестно. Усадебный дом сгорел в Великую Отечественную войну. О пребывании здесь Буйницких сегодня напоминают остатки пейзажного парка в конце деревни и сохранившееся надгробие с текстом на польском языке, датированное серединой XIX века (предположительно жены полковника Иосифа (Юзефа) Буйницкого Норберты). Парк выглядит интересно даже в заброшенном состоянии. Он занимает около двух гектаров. Документов, по которым можно было бы понять, как он выглядел в период расцвета, не сохранилось. Это традиционный усадебный парк с аллеей лип, с дубом (самому старому около 300 лет). Он старше самого парка. Его сохранили, закладывая парк. Почему имение Игнаполь превратилось в д.Гостилово? Существует версия: в трёх верстах от деревни, радом с озером Желвачево с екатерининских времён стояла корчма с трактиром и постоялым двором. Она принадлежала Буйницким. В конце XIX века корчма сгорела во время грозы. Но поток гостей художника не ослабевал. Останавливались они уже в самом имении и гостили в нём, сколько душе было угодно. Гость и Гостилово – слова одного и того же корня. В 2013г.силами волонтёров началось восстановление парка.
Г.Л. Стойкова