В потоке времени.
В потоке времени человеческой истории каждому народу необходимо сохранять свою особенность, неповторимость, уникальность своей культуры, т.к. это является богатством страны так же, как и историческая память. Историческая память важна для развития и воспитания личности. История занимается воспитанием в людях чувства национального самосознания. Благодаря этому чувству человек остро чувствует интересы своего народа, осознание национальных интересов побуждает его к деятельности. Но историю можно рассматривать как в общем виде, так и в отдельных исторических событиях, в памятных местах и городах, в жизни и деятельности людей. История России начинается с истории малых городов. Без таких городков, сёл, деревень не будет и большой страны. В силу своего географического положения на границе Русского государства история Невельского края очень яркая, интересная, насыщенная многочисленными событиями. Наша земля была полем раздора и битвы между Великим княжеством Литовским, Речью Посполитой и Московией. После завершения к концу 15 века процесса объединения вокруг Москвы северо-восточных русских земель стало неизбежно её столкновение с Великим княжеством Литовским. За обладание западно-русскими землями с конца 15-го – первой половины 16-го веков между Московским государством и Великим княжеством Литовским велись многочисленные русско-литовские войны, и далее до третьей четверти 17 в.- русско-польские. В XVI-XVIII веках Невель как пограничный город часто подвергался нападениям и грабежам. По данным, приведённым в издании «Городские поселения в Российской империи», нам известно, что Невель был театром военных действий в Ливонскую войну (1558-1583г.г.), в 1580г. после штурма крепости сдался Польше, а в 1582г. снова возвращен России по Запольскому договору.
После событий Смуты на Руси по Деулинскому перемирию (1618г.) Невель отходит к Польше. События Смоленской войны(1632-1634гг) разворачиваются таким образом, что в 1632г. Невель сдаётся русским, но т.к. эта война была неудачной для России, то по Поляновскому договору (1634г.) Невель возвращён Польше. События русско-польской войны 1654-1667г.г. также коснулись земли Невельской. Царь Алексей Михайлович «ходил на Литву». Невель был сдан боярину Василию Петровичу Шереметьеву польским шляхтичем Борисом фон Дереном. По Андрусовскому перемирию Невель отходит к русским, но в 1668г. возвращен Литве, а с 1678г. почти сто лет наш город находился в составе Речи Посполитой. С 1533 г. (первое упоминание в Псковской летописи «города Невля») и по 1772 год (окончательное вхождение города в состав России) – всего 239 лет, из них 111 лет Невель принадлежал России, 128 лет – Польше. В 1773 г. Невель стал уездным городом Полоцкой провинции Псковской губернии, в 1777 г. – уездным городом Полоцкой губернии, в 1796 г. – Белорусской, в 1802г. – Витебской губернии и таковым оставался до 1924г. Из приведённых фактов можно сделать вывод, что этнографический состав населения сформировался под воздействием тех исторических событий, которые выпали на долю нашего города. Начиная с 1861 г. губернский статистический комитет издавал Памятные книжки, в которых имелись данные о народах, населяющих Витебщину. Согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Невельском уезде проживало белорусов 84,02%, великорусов – 7,1%, евреев – 7,45%, поляков – 0,33%, латышей – 0,07%, немцев – 0,08%. В Невельском уезде распределение населения по национальности по данным переписи 1920 г. показывает значительное изменение в количестве белорусов и русских: всего жителей в уезде – 131841, из них русских – 79990, белорусов – 41312, евреев – 9117, поляков – 531, латышей – 212, литовцев – 93, прочих национальностей – 586. Культура в Невеле складывалась под воздействием различных влияний, характерных для западнорусских городов. Белорусская, польская, еврейская и русская культуры переплетались на небольшом пространстве, сохраняя свою автономность. В разные времена существование этих культур было отмечено борьбой и столкновениями или мирным соседством и взаимопроникновением. Жителей Невеля и окрестностей соединяли экономическая жизнь, дух терпимости, иногда переходивший в личную дружбу. При многоликом населении – русские, белорусы, поляки, литовцы, евреи – проповедовать шовинистские настроения было бы безрассудно. Это понимали все. Изучение истории нашего края немыслимо без работы в архивах Белоруссии, Литвы, Польши, Ведь именно при изучении архивных документов открываются новые грани подлинной истории. Благодаря знанию своей истории прошлое входит в настоящее и становится будущим.
Г.Л. Стойкова