Невельские мосты

Фотографии и воспоминания дают нам возможность не только представить себе город, каким он был 100-90 лет назад, но и мысленно восстановить атмосферу и жизненные впечатления наших родителей и дедов. Неповторимые детали городского быта довоенного периода воспроизводит в своих мемуарах Б.Н. Алянский, один из старейших невельчан.
«В черте города имелось четыре моста через Еменку. Три из них были деревянными, один – железобетонным (железнодорожный мост). Полоцкий мост находился в конце улицы Энгельса, в месте, где Еменка вытекает из озера. Район, расположенный за мостом, назывался Пятино. Отсюда начиналась проселочная дорога по направлению к городу Полоцку. Здесь же, за мостом и рекой, с правой стороны, в небольшом сосновом лесочке, стояло несколько двухэтажных зданий. Место это выглядело очень симпатично – как дачное. А вдоль дороги, по обе ее стороны, раскинулись два больших фруктовых сада, принадлежавших колхозу «Нацментруд», Сад по левую сторону от дорога был особенно большим. Он простирался до озера и далее вдоль береговой черты, где находился городской пляж. Сад этот был мне хорошо знаком по мальчишеским набегам на него.


Вторым вниз по течению Еменки был Слободской мост (позже – Ленинградский). Он был самым высоким. За мостом начиналась улица Ленинградской коммуны, переходившая примерно через километр в Ленинградское шоссе. Примечательными объектами в районе этого моста были купальни н лодочная станция. Они находились у правого берега Еменки вблизи щетинной фабрики (после войны – мебельной фабрики). Купальня – это, выражаясь, примитивный бассейн с беспрепятственным доступом в него воды из реки. Купальня располагалась на некотором расстоянии от берега, на сваях. Пройти в нее можно было по деревянным мосткам. Сама купальня представляла собой дощатый сарай, где вместо крыши – только козырек по всему периметру стен, направленный внутрь купальни. Внутри нее, примерно на глубине 160 см, имелся деревянный решетчатый пол и решетчатые стены в подводной и надводной части. Имелась также возможность выплыть из купальни в речку. Купальня делилась на женскую и мужскую половины. Сооружение это было посещаемым и удобным для любителей искупаться в речке. Для нас, мальчишек, козырек купальни служил вышкой для прыжков в речку вниз газовой или «солдатиком». Лодочная станция обслуживала жителей города, желавших поплавать на лодках по реке. Станция располагала десятком громоздких плоскодонных лодок. Грести было неудобно и тяжело. Редко какая из лодок догребала до озера. Лодки предоставлялись напрокат за почасовую оплату. Станция открывала свой сезон в начале лета.
Следующий мост – Старый – был действительно старым, узким и низким. Вблизи моста на правом берегу находилась площадь, на которую выходили пять улиц (так называемые «Пять углов», на левом берегу у моста находилась городская аптека.
Публикация Л. Максимовской.
«Невельский вестник» 27 мая 2016 года.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий